Анализ практики взимания НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основные элементы НДС, изучить принцип и особенности взимания НДС, определить объем доходов от налога в российской экономике, рассмотреть возможные варианты развития или изменения расчета налога.
Для достижения вышепоставленной цели необходима реализация следующих задач:
Анализ сущности налогообложения добавленной стоимости;
Порядок расчета НДС и виды ставок;
Анализ механизма взимания НДС;
Роль НДС в доходах государства;
Предложение путей совершенствования взимания НДС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы налога на добавленную стоимость………….
История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость…………
Характеристика основных элементов НДС…………
Глава 2 Анализ действующей практики взимания НДС в РФ……………
2.1. Анализ динамики уплаты поступления в бюджетную систему РФ…
2.2. Анализ и характеристика ошибок, связанных с уплатой НДС………
Глава 3 Совершенствование взимания НДС в РФ………………..
3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления………
3.2. Мероприятия, направленные на устранение ошибок, связанных с уплатой НДС…
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

К вычету также можно принять суммы НДС, которые фирма заплатила при покупке стройматериалов (работ, услуг), приобретенных фирмой для выполнения строительно-монтажных работ для собственных нужд.

  • Суммы НДС, уплаченные подрядным организациям при проведении ими капитального строительства, сборки и монтажа основных средств.
  • Суммы НДС, уплаченные в бюджет налоговыми агентами. Этот вычет предоставляется при выполнении условий:

- купленные товары приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи;

- купленные товары оприходованы.

  • Суммы НДС, уплаченные по расходам, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль (например, по командировочным и представительским расходам)»16.

Если фирма рассчиталась за купленные товары (работы, услуги) собственным имуществом, то сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет оплаты.

Есть четыре случая, когда сумма НДС не принимается к вычету, а увеличивает стоимость приобретаемого имущества или расходы покупателя:

- Если купленные товары (работы, услуги), основные средства и нематериальные активы использованы при производстве или реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС. В этом случае сумму НДС учитывают в себестоимости купленных товаров (работ, услуг).

- Если товары (работы, услуги) приобретены лицами, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от уплаты налога.

- Если имущество специально приобретено для осуществления операций, которые не признаются реализацией. Эти операции перечислены в пункте 3 статьи 39 и в пункте 2 статьи 146 НК РФ.

- Если товары (работы, услуги), основные средства или нематериальные активы использовались для производства и продажи товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория России.

Если товары, работы, услуги приобретаются для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, то сумма НДС, уплаченная на таможне, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости этих товаров, работ, услуг.

НДС не принимается к вычету в том налоговом периоде, когда импортные товары были оприходованы на балансе фирмы. Поступили денежные средства или нет к этому времени за товар от иностранного партнера, значения не имеет.

Документом, подтверждающим право на вычет, является в данном случае грузовая таможенная декларация, где записана сумма НДС, уплаченная на таможне, а не счет-фактура.

«Налоговый кодекс в п. 3 ст. 171 предусматривает возможность принятия к вычету налога, уплаченного налоговыми агентами. Для этого счет-фактура не требуется. Достаточно договора и платежного поручения, подтверждающего факт удержания и уплаты налога (п. 1 ст. 172 НК РФ)

Налоговые агенты, которые осуществляют операции по реализации конфискованного, бесхозного и прочего имущества, указанного в пункте 4 ст. 161 НК РФ, не имеют права на налоговые вычеты, уплаченные ими по этим операциям.

В ситуациях, когда организация приобретает товары (работы, услуги) за счет целевых средств (например, за счет целевых поступлений из бюджета или внебюджетного фонда), «входной» НДС, уплаченный поставщику, к вычету не принимается, поскольку организация собственных средств не потратила. Сумма налога должна быть списана за счет этого же источника – целевых средств.

В случае, когда покупатель по какой-либо причине возвращает товары продавцу, НДС, при определенных условиях, можно принять к вычету:

- НДС, начисленный с выручки от реализации товаров (работ, услуг), должен быть уплачен в бюджет

- в бухгалтерском учете должны быть сделаны корректировки по возврату товаров (работ, услуг);

- не должен истечь один год со дня возврата товаров (отказа от работ, услуг).

По какой причине произошел возврат товаров значения не имеет»17.

 

 

 

 

Глава 2. Анализ действующей практики взимания НДС в РФ.

2.1. Анализ динамики уплаты поступления  в бюджетную систему РФ.

Рассмотрим сначала динамику уплаты поступления НДС в федеральный бюджет с 2009-2012гг.

 

2009 год (отчет)

2010 год

2011 год отчет

2012 год отчет

2013 год (проект)

Закон № 308-ФЗ 

уточенная оценка

Объем, млрд. рублей

1176,6

1240,0

1240,0

1534,7

1729,7

1928,4

изменения к предыдущему году:

           

млрд. рублей

178,2

63,4

63,4

294,7

195

198,7

темп роста, в %

117,8

105,4

105,4

123,8

112,7

111,5

доля в общем объеме доходов, %

16

15,9

15,8

17,4

18,2

18,6

доля в ВВП, %

3

2,8

2,7

3

ЗД

ЗД


«Согласно данным статистической налоговой отчетности в 2010 году доля начисленного налога на добавленную стоимость в ВВП составляла 44,22 %, доля налоговых вычетов - 41,06 % ВВП. Как указывается в материалах, представленных одновременно с законопроектом, расчет поступлений НДС осуществлен на основе оценки налоговой базы за 2010 год, при этом в 2011 - 2013 годах доля начисленного налога в ВВП остается неизменной - 42,8 %, а доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога поступательно сокращается - в 2011 году до 92,25 %, в 2012 году - до 92,02 % и в 2013 году- до 91,96%»18.

Следует отметить, что за период с 2005 по 2009 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях  НДС увеличился с 84,3 % до 92,9 %. В связи  с этим прогнозируемая тенденция  снижения доли налоговых вычетов в сумме начисленного налога и тем самым увеличения расчетной суммы налога может не подтвердиться.

Применение при расчете поступлений  налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, доли налоговых вычетов в суммах начисленного налога на уровне, сложившемся в январе-июне 2010 года (92,4 %), уменьшает в 2012 г. сумму налога, по оценке Счетной палаты, на 30 млрд. рублей.

«В расчетах поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, используется показатель суммы налога, предъявляемой к вычету по товарам (работам, услугам), реализуемым на экспорт. В отношении этой категории товаров применяется ставка налога 0 процентов. Однако эта же ставка налога используется и при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в космическом пространстве, а также для комплекса подготовительных наземных работ, товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и других видов товаров (работ, услуг). При этом в статистической налоговой отчетности приводятся данные о сумме налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена и не подтверждена, в которой сумма вычетов по товарам (работам, услугам), реализованным на экспорт, не выделяется. Таким образом, в целях повышения прозрачности прогнозных расчетов было бы целесообразно в дальнейшем в расчетах использовать показатель, сопоставимый с данными статистической налоговой отчетности.

В расчетах также выделяются вычеты, предъявляемые по ввозимым товарам (работам, услугам), расчет которой  согласно пояснениям базируется на объеме прогнозируемого поступления НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и доли предъявляемой к вычету суммы налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации (81,52 %). Согласно данным отчета Федерального казначейства поступления НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2009 году составили 873,4 млрд. рублей, сумма налога, уплаченная налогоплательщиками таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, и заявленная к возмещению, по данным отчетности ФНС России, составила 679,4 млрд. рублей, сумма налога, уплаченная налогоплательщиками налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Белоруссия, - 28,0 млрд. рублей, а их доля в сумме НДС составила 81 % (расчетно)»19.

В расчетах поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, возмещение налога при выполнении соглашений о разделе продукции учтено в размере 16 млрд. рублей на каждый год прогнозируемого периода. Обоснований указанной суммы в материалах к проекту федерального бюджета не приводится.

В представленных материалах учтены дополнительны поступления, связанные с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды в сумме 24 млрд. рублей в 2011 году, однако в 2012 и 2013 годах аналогичные поступления не планируются.

Счетная палата отмечает, что действующая  система администрирования налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, не исключает возможности значительных злоупотреблений. Сложившаяся в последние годы устойчивая динамика опережения темпов роста налоговых вычетов (в 2010 году по сравнению с 2005 годом рост составил 2,2 раза) над темпами роста начислений по объектам, облагаемым налогом на добавленную стоимость (в 2 раза), свидетельствует о завышении сумм налога, заявленных к возмещению, и наличии существенных недостатков в администрировании налога.

Как свидетельствуют материалы  проверок, проводимых Счетной палатой, в настоящее время приобретает  все более масштабный характер использование  налогоплательщиками схем незаконного  возмещения НДС с использованием фирм-однодневок. Причем выявлены случаи неправомерного возмещения сумм НДС как по экспортным операциям, так и при осуществлении операций на территории Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации, по данным ФНС России, количество организаций, не представляющих отчетность в налоговые органы или представляющих «нулевую» отчетность, по состоянию на 1 января 2010 года составило 1 746,8 тыс. организаций, суммарная задолженность в бюджет, числящаяся за указанными организациями, составила 244,9 млрд. рублей. Анализ контрольной работы, проводимой налоговыми органами, показывает, что есть существенные основания квалифицировать большую часть тех организаций, которые не представляют отчетность в налоговые органы или представляют «нулевую» отчетность, как фирмы-однодневки, созданные исключительно в целях уклонения от уплаты налогов в бюджет.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, за 5 месяцев 2012г. поступило на сумму 761 млрд руб., что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, в январе-мае 2011г. поступило на 39 млрд руб., что на 10,2% больше, чем в январе-мае 2011г. Поступления налога на прибыль организаций в январе-мае 2012г. составили 150,5 млрд руб. и по сравнению с январем-маем 2011г. выросли на 12,2%.

«Динамика уплаты поступления НДС в бюджет Орловской области с 2009-2012гг.

 

2009 год (отчет)

2010 год

2011 год отчет

2012 год отчет

2013 год (проект)

Закон № 308-ФЗ 

уточенная оценка

Объем, млрд. рублей

1,867

1,911

1,239

1,324

1,416

1,659


 

 

По итогам января-мая 2012 года управление Федеральной налоговой  службы (УФНС) по Орловской области  перечислило в региональный бюджет 5,539 млрд рублей, что на 9,3% превысило результат аналогичного периода 2011 года, сообщили в ведомстве.

По данным регионального  УФНС, поступления налога на прибыль  составили 1,458 млрд рублей, налога на доходы физлиц – 2,37 млрд рублей, акцизов – 35,9 млн рублей. Кроме того, налог на имущество принес казне 481 млн рублей, земельный налог – 201,3 млн рублей и транспортный налог – 65,1 млн рублей.

Поступления налогов  в федеральный бюджет на пять месяцев  орловские налоговики оценили в 1,935 млрд рублей. В том числе налог на прибыль – 88,1 млн рублей, НДС – 1,416 млрд рублей и акцизы – 70,5 млн рублей.

В местный бюджет за пять месяцев было перечислено 1,449 млрд рублей. Основная часть поступлений  – 931 млн рублей – сложилась из налога на доходы физлиц. Еще 201 млн  рублей принес земельный налог.

Напомним, что  основными налогоплательщиками  Орловской области считаются  фармзавод Sanofi Aventis, производитель строительной керамики ОАО «Велор» (итальянской  компании MARAZZI GROUP), ООО «Знаменский  селекционно-генетический центр» (компании «Эксима), Coca-Cola и другие»20.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и характеристика ошибок, связанных с уплатой НДС.

Как известно, порядок исчисления НДС — один из самых частых объектов налоговых проверок. Мы расскажем о трёх типичных ошибках, которые могут привести к доначислению налога. Но сразу оговоримся, что под ошибками будем понимать несоблюдение налогоплательщиком  позиции контролирующих органов. А для того, чтобы понять, действительно ли налогоплательщик нарушает требования законодательства при расчёте НДС и каковы шансы выигрыша в суде в случае спора с налоговыми органами, проанализируем арбитражную практику. 

«Ошибка 1

Если сумма вычета НДС за налоговый период превышает  сумму исчисленного налога, НДС подлежит возмещению. Независимо от того, хочет налогоплательщик получить суммы налога на свой расчётный счёт или  зачесть их в счёт следующих платежей, решение о возмещении НДС налоговый орган принимает только по результатам камеральной проверки. Желая избежать этой неприятной процедуры, многие налогоплательщики «переносят» налоговый вычет с одного налогового периода на другой, более поздний, уменьшая тем самым сумму текущего вычета.

Информация о работе Анализ практики взимания НДС