Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая-человеческий капитал.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     С другой стороны, полученное образование  делает человека не только более эффективным  работником, но и более эффективным учеником. Кроме того, чем более одарен человек, тем меньше затрачивает он усилий на приобретение новых знаний, т.е. тем меньшие издержки он несет и тем выше расположена кривая его спроса на услуги образования.

     Появились математические модели, в которых используется представление, что человеческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (свободного) времени человека, времени его досуга.

     Структурно-функциональный анализ процесса воспроизводства рабочей силы в рамках концепции человеческого капитала предполагает, что оно заключает в себе:

     1. Народное хозяйство, включающее:

     а) Материальное производство:

     б) Нематериальное производство (производство рабочей силы):

     2.Семью,  выполняющую функции:

     а) демографическую:

     б) производства рабочей силы:

     в) предложения рабочей силы на рынке  труда и распределения доходов  по возрастным группам членов семьи:

     г) воспитания (социализации) подрастающих членов семьи.

     Подсистема "семья", в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

     а) имущество семьи (объекты собственности) вещественное и невещественное, воплощенное  в людях и невоплощенное в  них;

     б) собственную цель существования (максимизация благосостояния, потребления, доходов, удовлетворения и т.п.);

     в) производственную функцию (производство человеческого капитала);

     г) демографическую функцию, т.е. взаимосвязь  демографического поведения и экономических  характеристик.

     В активы (имущество) семьи входят следующие  компоненты:

     а) экономический (воспроизводственный) потенциал семьи, включающий вещественные (финансовые) компоненты;

     б) человеческого капитала,

     в) так же, возможно, демографический  и духовный потенциал.

     Это показатели типа "запас", который  можно использовать в процессе материального и нематериального производства. Оценки этих показателей могут даваться как в натуральных, так и в стоимостных единицах измерения, причем последние определяются рыночной конъюнктурой.

     В отличие от собственности в форме  вещественных или финансовых активов, которая может передаваться по наследству, индивидуальный человеческий капитал в наследство по завещанию передаваться не может, но участвует во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений. Поэтому общая собственность семьи может рассматриваться как сумма стоимостей вещественных компонентов богатства (семейных и индивидуальных финансовых и вещественных активов) и человеческих капиталов членов семьи.

     Человеческий  капитал может принимать различные  формы. В целом, любые приобретенные навыки, знания или даже информация, которые помогут человеку повысить производительность и таким образом больше заработать, могут рассматриваться как одна из форм человеческого капитала.  Типичными формами инвестирования в человеческий капитал являются следующие виды деятельности:

     1. Образование. Оно может состоять  и в получении формального  высшего образовании, и в последующем  продолжении его, и в посещении  вечерних курсов по повышению,  к примеру, компьютерной грамотности.  Образование в различных его видах является главным из направлений деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств.

     2. Обучение. Оно может быть профессиональным, т. е. направленным на приобретение  знаний и навыков в области профессиональной деятельности, или специальным, нацеленным на приобретение особых умений. Оно может проводиться как в процессе работы (ученичество), так и в отрыве от нее - на специальных курсах. Обучение также может подразделяться на общее (повышение уровня грамотности) и специальное (навыки для определенного вида работы или учреждения). Обучение также составляет большую часть инвестиций в человеческий капитал.

     3. Миграция и поиск работы. Миграция  рабочей силы рассматривается  как инвестиция в человеческий капитал, поскольку переезд из места с низкими заработками в тот район, где они высокие, ведет не только к повышению заработка, но и к лучшему использованию умений человека. Поиск работы считается вложением капитала, поскольку требует значительных усилий и определенных затрат на сбор информации о рынке труда.

     4. Здравоохранение и питание. Различного  рода услуги по охране здоровья  и организации питания также  представляют собой капиталовложение, поскольку они увеличивают отдачу  от труда, снижая заболеваемость и смертность, и помогают сохранить здоровье и, соответственно, увеличить длительность продуктивного периода жизни.

     Таким образом, человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. О его рождении объявил в 1960-м году Теодор Шульц. В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента. В человеческом капитале можно выделить ряд компонентов. Единообразного общепринятого перечня этих компонент пока не составлено. Появились математические модели, в которых используется представление, что человеческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность. Типичными формами инвестирования в человеческий капитал являются следующие виды деятельности:

1. Образование. 

2. Обучение.

3. Миграция  и поиск работы.

4. Здравоохранение  и питание.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Зарубежный  опыт формирования человеческого капитала
    1. Российский опыт формирования человеческого капитала

      Формирование  и реализация экономической политики социально ориентированной рыночной системы требует от государства активной деятельности в обеспечении плавных и постепенных переходных процессов общественной жизнедеятельности, что может быть реализовано посредством формирования и реализации доктрины социально-экономического развития Российской Федерации, в частности доктрины развития человеческого капитала[5].

      Используя модель доктрины, представим концептуальные элементы доктрины развития человеческого капитала в России:

      1. Нормативно-правовой статус.

Исходя  из теории государственного ведения экономики, нормативно-правовой статус доктрины должен определять, что надо делать и как это реально осуществлять. Достижение последнего возможно в рамках федерального закона, определяющего комплексно полномочия (права, обязанность, ответственность) государственных структур в решении проблемы формирования и воспроизводства человеческого капитала. Необходимость статуса федерального закона определяется также и тем, что доктрина в отличие от концепции прописывает не только общий замысел, стратегию государственного воздействия на систему воспроизводства человеческого капитала, но и задает содержание государственной социально-экономической политики, то есть прописывает функции государства и механизм их реализации.

      Так, например, Национальная доктрина образования, утвержденная в 2000 г., прописывает цели и задачи системы образования, задачи государства в сфере образования и определяет только то, что надо бы сделать с точки зрения финансирования в ближайшие 10 лет, а не реальные государственные меры, подкрепленные должным финансированием.

      2. Четкий понятийный аппарат.

      Значимость  четкой категориальной определенности задает тип управленческого механизма  воздействия на объект управления, в частности систему воспроизводства человеческого капитала, параллельно определяя объемы затрат и источники их финансирования.

      Мы  исходим из интегративной характеристики категории "человеческий капитал", предполагая, в частности, что человеческий капитал задает ориентиры, границы  эффективности приложения труда как с точки зрения наемного работника, так и работодателя. С другой стороны, мы признаем за человеческим капиталом наличие характеристик статики и динамики. Связь статики и динамики функционирования системы воспроизводства человеческого капитала имеет непосредственное отношение к проблеме доходности капитала, то есть определения объема и направлений финансирования, выделения масштабов государственного участия в процессе финансирования воспроизводства человеческого капитала. Последнее, в свою очередь, зависит от системности реализации функций государственного социально-экономического регулирования, то есть направлений и механизмов создания и функционирования внешней социально-экономической среды макроуровня[6].

      Учитывая  современную практику хозяйствования, а также объективную необходимость повышения инновационности отечественной экономики, мы исходим из того, что на первый план выходит интеллектуальная составляющая человеческого капитала, которая позволяет реализоваться его другим компонентам. С другой стороны, объем, уровень и характер использования интеллектуального капитала работника определяется заданными границами функционирования его же собственного человеческого капитала, то есть уровнем трудовой активности, запасом знаний, здоровья, мотивационной компонентой, возрастом и историческими, национальными, культурными особенностями. Таким образом, структурно система человеческого капитала включает такие "глобальные" составляющие, как капитал образования, капитал здоровья, интеллектуальный капитал, социальный капитал.

      3. Ценностный выбор.

      Любое государственно-управленческое проектирование, начинающееся с доктрины, должно отталкиваться  от ценностей, ценностного выбора власти, общества, государства. Если проанализировать программы социально-экономического развития, подготовленные в Минэкономразвития, или другие программные документы, то видно, что этим принципом в них пренебрегают.

      К числу основных ценностных приоритетов  развития человеческого капитала следует  отнести:

      1) устойчивое социально-экономическое развитие;

      2) системное развитие человека.

      Признание ведущей роли человеческого потенциала в социально-экономическом развитии общества, нации указывает на то, что его формирование и развитие в каждом индивиде и обществе в  целом возможны лишь при создании условий равной доступности всех и каждого к знаниям, образованию, культуре, медицине, спорту, национальным и мировым духовным ценностям[8].

  Указанные ценностные приоритеты имеют, с одной  стороны, разновекторный характер, так  как предполагают противоречие экономического и социального или интересов духовного и материального развития. С другой стороны, человеческий капитал имеет интегративную категориальную определенность, функционирование составляющих его подсистем определяется "стыковым" характером взаимодействия социальной и экономической составляющей. В свою очередь, достижение определенного оптимума между вышеуказанными ценностными приоритетами будет иметь своим результатом приближение к оптимуму социальной справедливости, то есть выражению объективных закономерностей общественного взаимодействия, разрешению противоречий интересов производства (труда) и потребления.

      4. Российская специфика.

      В современной России практически  не реализуется экономический закон  распределения по труду, а следовательно, и сущность заработной платы в части социально-экономического оптимума распределения основной доли фонда потребления, определения в ней индивидуальной доли наемного работника[5].

      В 2004 г. около 15% населения имели доход, позволяющий обеспечить простое воспроизводство, 38,5% населения - расширенное воспроизводство, 46,5% не имели дохода, обеспечивающего простое воспроизводство человеческого капитала; в 2005 г. - 15%, 35,5%, 49,5% и в 2006 г. - около 17%, 43,6% и 39,4% соответственно, что согласуется с динамикой номинальной заработной платы в России в 2004 - 2006 гг. Одним из возможных интегративных показателей эффективности государственного воздействия на систему воспроизводства человеческого капитала выступает коэффициент витальности страны, который также вводится для признания человеческой жизни высшим мерилом государственно-управленческой успешности.

Информация о работе Человеческий капитал