Действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на доходы, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития. Важным направлением в работе стало изучение приоритетных направлений и проблем развития налога на доходы, налогового планирования.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
? исследованы теоретические и методические вопросы налогообложения доходов физических лиц;
? проанализирована практика исчисления налога в ООО «Солярис»;
? рассмотрены перспективы развития налога на доходы физических лиц;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1 Экономическая сущность
1.2 Налоговые вычеты
2. Действующий механизм исчисления налога на доходы физических лиц
2.1 Способы и методы взимания НДФЛ
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога
3. Пути оптимизация механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
3.1 Минимизация НДФЛ
3.2 Изменения НДФЛ, вступающие в силу с 1 января 2011 года
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая.rtf

— 2.85 Мб (Скачать)

Юридическим фактом, с которым закон связывал возникновение обязанности по досрочному представлению налоговой декларации, являлось прекращение определенной деятельности или определенных выплат. При этом в законе не сказано, что следует понимать под прекращением определенных выплат. В связи с этим возникало много вопросов и пояснений (письма Минфина России от 2 февраля 2010 г. № 03-02-08/8, УФНС по г. Москве от 15 июля 2008 г. № 28-10/066955), которые теперь устранены. Декларацию нужно подавать в общем порядке - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим (п. 1 ст. 229 НК РФ). В случае прекращения деятельности ИП, нотариуса или адвоката порядок отчетности не изменился. Индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения, который прекратил деятельность до конца налогового периода, обязан в течение пяти рабочих дней представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ о фактически полученных доходах в текущем году (п. 3 ст. 229 НК РФ). Днем прекращения деятельности считается день, в который ИП снят с регистрационного учета (письмо УФНС России по г. Москве от 16 декабря 2004 г. № 27-08/81075).

Законодатели предусмотрели случай, когда человек написал заявление на предоставление имущественного вычета по НДФЛ, а работодатель все равно удержал налог. Такой налоговый агент будет обязан вернуть работнику сумму излишне удержанного налога. Порядок возврата установят в статье 231 Налогового кодекса (п. 4 ст. 220 НК РФ). Правила начнут действовать с 1 января 2011 года (п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).

Пункт 1 статьи 231 Налогового кодекса обязывает налогового агента возвращать излишне удержанный НДФЛ человеку на основании его заявления уже сейчас. При этом механизм возвращения переплаты в действующей редакции не освещен. Из-за этого возникает множество споров, даже мнения чиновников разделяются. Одни специалисты считают, что налоговый агент должен зачесть переплату по НДФЛ в счет предстоящих платежей после того, как получит заявление (письмо Минфина России от 11 августа 2005 г. № 03-05-01-04/263). Другие полагают, что работодатель должен возместить излишне удержанный налог за счет собственных средств, а после этого подать от себя заявление о возврате в налоговую (письма Минфина России от 14 января 2009 г. № 03-04-05-01/5, от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115). Третьи допускают оба варианта (письмо Минфина России от 11 мая 2010 г. № 03-04-06/9-94).

С 1 января 2011 года порядок возврата излишне удержанного НДФЛ будет четко регламентирован:

  • налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишне удержанного налога, который стал ему известен, и его сумму. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня обнаружения этого факта;
  • работник подает заявление о возврате, в котором указывает номер своего банковского счета;
  • после получения заявления о возврате у налогового агента есть три месяца, чтобы вернуть переплату. Средства разрешено изыскивать за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей. Обратите внимание: имеются в виду суммы налога как по этому работнику, так и по всем остальным;
  • налоговый агент может вернуть человеку деньги только в безналичной форме путем перечисления на счет, указанный в заявлении;
  • если уложиться в трехмесячный срок не удалось, задолженность перед работником увеличивается. На сумму невозвращенной переплаты положено начислять проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования Центробанка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата;
  • суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет, может не хватить для того, чтобы вернуть работнику его переплату в течение трех месяцев. Тогда налоговому агенту нужно обратиться в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ. На это дается 10 дней с момента получения такого же заявления от работника. К заявлению необходимо приложить выписку из регистра налогового учета за соответствующий период и документы, которые подтвердят излишнее удержание и перечисление в бюджет суммы НДФЛ. Обратите внимание: со дня подачи работником заявления срок возврата денег - три месяца, а срок подачи заявления в налоговую, если их не хватит - 10 дней. Получается, что работодатель должен спрогнозировать вероятную сумму начисления НДФЛ на три месяца вперед и за 10 дней решить, хватит ему этих денег или нужно обращаться в инспекцию;
  • налоговая возвращает излишне перечисленную сумму в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса;
  • работодатель может вернуть человеку излишне удержанный налог за счет собственных средств, пока налоговая перечисляет ему деньги из бюджета. Такая возможность очень кстати, учитывая введение обязанности начислять проценты на сумму долга;
  • человек может вернуть свои деньги самостоятельно, если у него нет налогового агента (например, работник уже уволился). Для этого нужно подать в инспекцию заявление и декларацию за прошедший год (п. 17 ст. 2 Закона № 229-ФЗ).

Налоговыми резидентами по НДФЛ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Если человек приобрел статус налогового резидента Российской Федерации, по окончании года налог на его доходы перерасчитывает налоговая инспекция, в которой он состоял на учете по месту жительства (месту пребывания). Переплату ему вернут. Для этого человек должен подать в инспекцию декларацию по НДФЛ и документы, которые подтвердят его статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде. Порядок возврата установлен статьей 78 Налогового кодекса (п. 17 ст. 2 Закона № 229-ФЗ).

В действующей редакции Налогового кодекса сказано, что суммы НДФЛ, не взысканные из-за уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога (п. 3 ст. 231 НК РФ). С 1 января 2011 года эта норма утратит силу.

Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, выплаченных ими физическим лицам, по форме, которую установил Минфин России (п. 1 ст. 230 НК РФ). До настоящего времени указанная форма министерством не утверждена. Сотрудники Минфина пояснили, что, пока форма, предусмотренная пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса, не утверждена, налоговые агенты для учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год», утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583 (письмо Минфина России от 21 января 2010 г. № 03-04-08/4-6).

В новой редакции кодекса налоговым агентам позволят самостоятельно разрабатывать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных учетных документов.

В «самодельных» регистрах должны быть сведения, с помощью которых можно определить:

  • налогоплательщика;
  • вид выплачиваемых ему доходов;
  • вид предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами;
  • суммы дохода и даты их выплаты;
  • статус налогоплательщика;
  • даты удержания и перечисления налога в бюджет;
  • реквизиты платежного документа (п. 16 Закона № 229-ФЗ).

Налоговые агенты представляют в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и о суммах, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет за истекший год. Делается это ежегодно не позднее 1 апреля следующего за прошедшим года (п. 2 ст. 230 НК РФ). Для подачи сведений ФНС России утвердила форму 2-НДФЛ (приказ ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706).

В следующем 2011 году кроме формы отчетности ФНС России установит форматы для отчета в электронном виде и порядок их предоставления.

Согласно действующей редакции статьи 230 Налогового кодекса налоговые агенты, которые стали источником дохода не более 10 человек, могут отчитаться бумажными декларациями по форме 2-НДФЛ. С нового года это положение исключат (п. 16 ст. 2 Закона № 229-ФЗ).

 

Заключение

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Налог на доходы физических лиц является главным регулятором доходов населения. Он предусматривает не только взимание налога, но и предоставление налоговых льгот. Следует отметить, что в нашей стране самая маленькая ставка подоходного налога, 13%. Доля собираемости по стране составляет - 38,7 % из всех налоговых доходов бюджета.

Это федеральный налог, поэтому его платят практически все категории граждан, получающие, тот или иной доход, прибыль, в процессе своей трудовой, профессиональной или иной деятельности.

Принципы подоходного налогообложения, заложенные в главе 23 НК РФ, по своему содержанию и практической реализации схожи с принципами научной теории и мировой практики подоходного налогообложения. Так, цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах аналогичными налогами. Однако имеются специфичные, свойственные только нашей системе подоходного налогообложения, особенности его взимания, к числу которых следует отнести самую низкую в Европе ставку налога.

Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации в целом и Ростовской области в частности, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.

Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики. Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов. В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения. В-четвертых, уклонение от налогообложения части граждан.

Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за продолжающегося реформирования налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания. Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, впервые введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

 

Библиографический список

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (в последней ред. ФЗ 28.09.2010 N 243-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; Российская газета. 2010. 30 сентября.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 февраля 2000г. №117-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 27.11.2010 N 306-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3340; Российская газета. 2010. 29 ноября.
  3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) ред. ФЗ от 24.09.2009 N 206-ФЗ и N 213-ФЗ. // "Российская газета", N 256, 31.11.2009.
  4. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) // "Российская газета", N 240, 25.10.2009.
  5. Аутсорсинг: Аренда персонала: Правовые основы, бухгалтерский учет и налогообложение: Правовое регулирование договора аутсорсинга; Преимущества и недостатки аутсорсинга; Учет при оказании аутсорсинговых услуг и др.: Практическое руководство Автор: Семенихин В.В., Маканова И.Н., Емельянова Ю.В. - М.: Эксмо, 2007. - 320с.
  6. Черкасова И.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Вектор, 2005. - 560с.
  7. Парыгина В.А., Тадеев А.А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями: Учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 416с.
  8. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2007. - 276с.
  9. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. - М., 2007. - 378с.
  10. Викторова Н. Г., Харченко Г. П. Налоговое право. - СПб.: Питер, 2006. - 405с.
  11. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Филина Ф.Н. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 563с.
  12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 605с.
  13. http://www.ktp-group.ru/advices/articles/212.shtml
  14. http://www.klerk.ru/buh/articles/64174/
  15. Бухгалтерия.ru
  16. www.nalog.ru

 

 Проблемы и направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц

Основной составляющей частью базы налогообложения являются доходы в виде заработной платы. Другой важной составляющей налогооблагаемой базы являются доходы от предпринимательской деятельности.

В то же время некоторые другие виды доходов зачастую не входят в налогооблагаемую базу, как по социально-политическим, так и по техническим соображениям. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Вмененные доходы от ренты за пользование товарами длительного пользования. Необходимость налогообложения данного вида доходов обуславливается потребностью в установлении нейтральности по отношению к принятию индивидуумом решения о приобретении того или иного товара длительного пользования или об инвестировании средств в него, с одной стороны, и его аренды - с другой. Другой причиной является необходимость соблюдения принципа вертикальной справедливости - вмененные доходы более состоятельных граждан от их собственности являются существенно более высокими, чем у граждан с низкими и средними доходами.

В то же время на практике зачастую представляется невозможным рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый индивидуумом за пользование собственной квартирой, домом, автомобилем, тем более, что для целей налогообложения придется исключать расходы на их содержание. Следует отметить, что освобождение вмененных доходов от использования такой собственности фактически создает не нейтральность по отношению к принятию решений об инвестициях. В случае, когда доходы от инвестиций другого рода облагаются по большим предельным ставкам, привлекательность их снижается. В этой связи социально-экономические выгоды от вынужденного (в условиях невозможности администрирования) отсутствия налогообложения этого вида доходов при предоставлении льгот по инвестициям, например, в жилищное строительство, следует соотносить с возможными потерями экономической эффективности от искажения структуры инвестиций в целом в экономике. Предоставление льгот на приобретение недвижимого имущества или иных товаров длительного пользования может происходить на трех стадиях: приобретения имущества (путем вычета соответствующих расходов из налогооблагаемой базы), получения доходов от этого имущества (в виде освобождения от налогообложения вмененной ренты от пользования собственным имуществом или ренты за коммерческое использование имущества) и продажи имущества (путем установления льготного режима обложения прироста их капитальной стоимости). Выбор того или иного варианта зависит от практики обложения других видов доходов, возможностей по администрированию льгот, иных особенностей функционирования налоговой системы в каждой конкретной стране.

Дополнительные вознаграждения. Сложным, с административной точки зрения, является также обложение дополнительных к заработной плате вознаграждений в виде товаров или услуг, предоставляемых своим сотрудникам фирмами. Негативное следствие подобного положения, при котором подобные вознаграждения не облагаются подоходным налогом или облагаются не в полной мере, заключается в снижении прогрессивности налогообложения доходов, так как в основном получателями подобных дополнительных вознаграждений являются высокооплачиваемые сотрудники. Негативным является также тот факт, что подобные вознаграждения - инструмент налогового планирования, позволяющий уходить от подоходного налогообложения. Например, увеличение ставки по налогооблагаемым видам доходов может стимулировать налогоплательщиков к изменению формы получения доходов в пользу дополнительных вознаграждений, налогом не облагаемых. Следует учитывать, что налогообложение этих доходов должно осуществляться по рыночной стоимости, что также является достаточно сложным ввиду того, что во многих случаях издержки фирмы на предоставление дополнительных к зарплате вознаграждений ниже их рыночной розничной стоимости.

Информация о работе Действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц