Федеральные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
 рассмотреть теоретические аспекты налогообложения экспортно-импортных операций;
 рассмотреть формы ВЭД (движение капитала и движение товаров);
 исследовать налогообложение экспортных и импортных операций;
 определить проблемы двойного налогообложения;
 проанализировать особенности исчисления и уплаты косвенных налогов участниками ВЭД РФ;
 разработать пути совершенствования механизма налогообложения ВЭД.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 74.71 Кб (Скачать)

 

Поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации в 2009 году составляет 21,7 млрд. рублей, что выше, чем в 2008 году на 15,5 млрд. рублей, или на 248,8 %.

Поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации в 2010 году в размере 20,4 млрд. рублей, что ниже по сравнению с 2009 годом на 1,3 млрд. рублей, или на 6 %, и больше ожидаемой оценки 2009 года на 3,7 млрд. рублей, или на 22,4 %.

При определении объема потерь нефтепродуктов следует принимать во внимание Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, транспортировке, хранении и отпуске на объектах магистральных нефтепродуктопроводов, введенные в действие Приказом Минтопэнерго России от 01.10.1998 № 318.

Одновременно отмечаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

 

 


3 Пути совершенствования механизма налогообложения внешней экономической деятельности

 

Эффективное налоговое регулирование экспортно-импортных операций обязано стать важным фактором создания условий, обеспечивающих максимально возможное привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику. Для оперативного привлечения капиталовложений из-за рубежа в реальный сектор экономики необходимо ускорить принятие законодательных актов, определяющих порядок установления и применения, так называемых поощрительных пошлин, которые будут использоваться в отношении товаров инвестиционного назначения, ввозимых на таможенную территорию РФ в рамках соответствующих инвестиционных соглашений. К ставкам таких пошлин предлагается применять понижающий коэффициент, устанавливаемый в размере 0,5 от ставок, предусмотренных в тарифе. Поощрительные ставки, по нашему мнению, должны применяться по решению правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.

В отношении совершенствования налогового регулирования экспорта нефти предложены следующие мероприятия. В нефтяной отрасли взимаются следующие основные платежи: экспортная пошлина (в случае экспорта сырья) и налог на добычу полезных ископаемых, ставка которого привязана к мировой цене на нефть, независимо от характера последующей реализации (экспорта сырья или продажи внутри страны), а сумма уплаченного в бюджет налога относится на себестоимость, то есть полностью перекладывается на покупателя.

Индексация налоговых платежей на изменение уровня мировых цен приводит к тому, что каждая тонна нефти корректируется для целей налогообложения на ценовой фактор дважды: первый раз при установлении экспортной таможенной пошлины напрямую и второй раз при исчислении ставки НДПИ через ценовой коэффициент. Это ненормальная практика. Выход видится в том, чтобы возложить функцию изъятия ценового сверхдохода только на один платеж - экспортную пошлину, задача которой как раз и состоит в регулировании внутренних и мировых цен.

В современных условиях экспортная таможенная пошлина на нефть представляет собой не инструмент изъятия ценовых сверхдоходов, а рентно-фискальный налог, перекрывающий неспособность налога на добычу полезных ископаемых уловить природную ренту при добыче нефти. Каждый налог должен выполнять свои, а не чужие задачи. Экспортная пошлина должна улавливать влияние ценового фактора (изменение мировых цен на товар), то есть ценовую ренту, а налоги, связанные с добычей полезных ископаемых, - природную ренту, формирующуюся под влиянием природно-географических и иных факторов. Сейчас же налог на добычу оказывается почти нейтральным к природной ренте, а ценовой фактор при налогообложении добытой нефти учитывается дважды - при корректировке на изменение мировых цен ставки налога на добычу полезных ископаемых и в ставке экспортной пошлины на нефть, то есть каждая тонна экспортной нефти два раза пересчитывается на индекс мировых цен: таможенная пошлина непосредственно индексируется на их изменение и налог на добычу - через увеличение соответствующего коэффициента. Такой порядок идентичен двойному налогообложению.

Для сдерживания роста цен на нефтепродукты внутри страны, а также для устранения методологических несоответствий при выполнении поставленных перед каждым налогом задач, предлагается ввести дифференцированную шкалу НДПИ при оставлении прежней методики установления экспортных таможенных пошлин на нефть.

Предлагается стимулировать добычу и разведку месторождений нефти с помощью налоговых инструментов. Привлечение нефтяных компаний на новые месторождения в конкретных регионах возможно осуществить с помощью введения налоговых каникул, на старые, то есть выработанные более чем на 80%, по всей стране - понижающими базовую ставку налога коэффициентами. Принцип налоговых каникул - установление нулевой ставки НДПИ до достижения определенного накопленного объема добычи нефти. При этом, в зависимости от региона нахождения осваиваемого участка устанавливаются различные предельные показатели накопленного объема добычи. Для участков недр, расположенных в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции, порог накопленного объема добычи предлагается установить в размере 20 млн. тонн, для участков Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции - 8 млн. тонн, для континентального шельфа РФ - 30 млн. тонн. При превышении этих значений месторождение перестает считаться новым и возвращается в стандартный режим налогообложения.

Для более высокого уровня эффективности механизма предлагается ввести еще одно основание для прекращения каникул. Для обладателей лицензий на право нефтедобычи льгота будет действовать не более 8 лет, для владельцев лицензий на геологоразведку и добычу - не более 12 лет. Это означает, что действие льготы будет прекращаться по прошествии 8-12 лет, даже если пороговые значения объема добычи так и не были достигнуты. В отношении обладателей действующих лицензий срок льготной разработки предлагается отсчитывать с момента вступления закона в силу.

В отношении проблем возмещения НДС при экспортных операциях в работе предложены следующие шаги. С целью обеспечения более жесткого и глубокого контроля в вопросах экспорта товаров и услуг, предлагается внести изменения в Налоговый Кодекс и дополнить список предъявляемых в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения «нулевой» ставки НДС документами, содержащими информацию о поступлении товаров и услуг, направленных в последствии на производство экспортируемых товаров и услуг (счета-фактуры). По сути это предложение закрепить в законе уже используемые налоговыми органами в своей работе механизмы контроля.

Для производителей-экспортеров предлагается применение оптимизированной схемы оформления экспортных поставок. В общем режиме необходимо предоставить налоговым органам информацию о каждом поставщике каждого материала или услуги, которые в последствии были направлены на производство экспортируемой продукции. На практике количество таких поставщиков по одной поставке может достигать пятидесяти пунктов. Таким образом, налоговая инспекция должна будет провести значительное количество встречных проверок, и не всегда может получить положительный ответ по какому-либо поставщику. Связано это может быть с рядом причин, не всегда незаконного происхождения.

Для того чтобы избежать подобной ситуации предлагается следующий порядок действий. Необходимо включить в схему взаимоотношений еще одно звено. Производитель, ориентированный на реализацию своей продукции за рубеж, учреждает посредническую организацию - торговую компанию, которая будет продавать товары иностранным покупателям. Учрежденная торговая компания покупает у производителя товары по цене чуть меньшей экспортной без учета НДС, после чего уже от своего имени заключает контракт с иностранным покупателем о поставке вышеуказанного товара и экспортирует его с минимальной наценкой.

В данных условиях налоговую инспекцию не интересуют взаимоотношения производителя с множеством поставщиков, поскольку экспортером становится торговая компания, которая всю продукцию, реализованную за пределы таможенной границы, закупает в полном объеме у одного-единственного поставщика, являющегося производителем. Подавая налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов, торговая организация может надеяться на положительный ответ о возмещении НДС из бюджета, поскольку отсутствуют формальные поводы для отказа со стороны налоговых органов, а все необходимые требования закона соблюдены. Описанный механизм позволяет учесть интересы как и экспортеров, так и налоговые органы, поскольку позволяет своевременно и полностью возмещать НДС из бюджета, не нарушая закона.

В целях укрепления уже налаженных и содействия развитию новых внешнеэкономических связей между Российской Федерацией и странами СНГ предлагается предпринять следующие шаги.

В настоящее время в практике российских компаний имеют место так называемые трехсторонние поставки. В данном случае речь идет о следующей ситуации. К примеру, российская компания, закупает товар у организации из одной страны, а затем продает его покупателю из другой страны. При этом товар доставляется напрямую. Для устранения сложностей в оформлении подобных сделок, предлагается внести изменения в законодательство, предусматривающие упрощенную процедуру. Суть изменений состоит в следующем.

Необходимо присваивать организациям специальный оригинальный номер, подтверждающий регистрацию на НДС в стране его местонахождения. Информационная база о присвоенных номерах постоянно обновляется и находится с одной стороны в свободном доступе к данным заинтересованным лицам, и с другой стороны защищается правоохранительными органами от несанкционированных проникновений. При этом аналогичные базы данных создаются в странах СНГ в рамках многосторонних соглашений.

При предлагаемой системе исчисления сумм НДС у российской компании не возникает обязанности по уплате НДС в бюджет при продаже, поскольку она осуществляет экспортную поставку, а также нет и обязанности к возмещению НДС из бюджета, поскольку налог на таможню при импорте не платился. По сути можно сказать, что у компании возникла обязанность по уплате НДС при покупке, но предоставляется возможность использовать вычет на эту сумму в этом же периоде. Это значит, что сумма налога фактически не выплачивается, а остается в виде бухгалтерской проводки, служащей лишь для статистических целей и целей контроля.

Основные направления налоговой политики на 2012-2013 гг. предусматривают следующие пути реформирования:

 начиная с 2012 года предлагается рассмотреть вопрос о возможности применения налога на добавленную стоимость в размере 0% при вывозе продуктов переработки в таможенном режиме переработки на таможенной территории Российской Федерации. При этом необходимо обеспечить порядок применения нулевой ставки налоги, аналогичный порядку, применяемому при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта;

 предлагается активизировать межведомственное взаимодействие по созданию системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога при экспорте товаров. В частности, по мере создания указанной системы контроля следует рассмотреть вопрос об исключении из числа документов, обосновывающих право на нулевую ставку, документа, подтверждающего оплату операции, а также исключить условие, согласно которому для обоснования нулевой ставки покупателем экспортируемого товара должно быть только иностранное лицо;

 в целях предотвращения фиктивного экспорта и контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям  проведена работа по подготовке необходимых документов, направленных на создание единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров;

 разработана Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров и подготовлено распоряжение Правительства Российской Федерации об одобрении этой Концепции[18].

Создание такой системы позволит организовать оперативное взаимодействие между таможенными и налоговыми органами по обмену информацией в электронном виде о фактическом вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, повысить эффективность контрольных мероприятий налоговых органов и сократить потери федерального бюджета из-за неправомерного возмещения сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.


Заключение

 

Налогообложение экспортно-импортных операций становится важным инструментом влияния на конкуренцию на внутреннем рынке, в связи, с чем чрезвычайно актуальны вопросы о путях интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство, комплексной разработки эффективной политики в сфере регулирования внешней торговли, концептуальных подходов стратегии развития налогообложения экспортно-импортных операций. В этих условиях назрела необходимость в комплексных системных исследованиях налогового регулирования экспортно-импортных операций, с целью принятия решений на государственном уровне в переломный период развития данной области финансовых отношений.

Основой регулирования экспортно-импортных операций являются общепризнанные в мировой практике экономические методы, поскольку в механизме их реализации используется более широкий набор средств, которые, в отличие от административных мер, имеют возможность более гибкого и оперативного применения.

Среди экономических методов центральное место занимает налоговое регулирование экспортно-импортных операций, в работе определены его содержание и цели. Современными целями налогового регулирования экспорта являются: поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; обеспечение условий для интеграции национальной экономики в мировую. Налоговое регулирование импорта направлено с одной стороны, на проведение политики разумной защиты отечественного рынка от более дешевых импортных аналогов, с другой - регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем, платежи в бюджет, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений средств доходной части федерального бюджета. Налоговое регулирование в современных условиях является одной из форм управления государством экономикой в целом и внешней торговлей, в частности.

Информация о работе Федеральные налоги