Функции налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании основ формирования налоговой системы как регулятора экономики через призму тенденций и закономерностей и в выявлении влияния на современное состояние российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи задач:
- определить общие характеристики понятия налоговая система как экономической категории, охарактеризовать ее задачи, функции и структуру;
- сформулировать принципы налогообложения;
- выявить роль налоговой системы в экономике РФ;
- рассмотреть налоговое планирование;
- рассмотреть статистику собираемости налогов.

Работа содержит 1 файл

мой курсач.docx

— 57.79 Кб (Скачать)

     Если  взять эти базовые принципы налогообложения  за основу, то мы увидим, что для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы  главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей  и фискальной ролью налогов. В  этом случае, очевидно, основными задачами налоговой реформы являются более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.  

     1.3 Обзор экономической литературы 

     В проекте Налогового кодекса Российской Федерации записано: “Налоговая система  Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных  настоящим Кодексом налогов и  сборов, принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, а также форм и методов  налогового контроля и ответственности  за нарушение налогового законодательства”.[1]

     Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый – полнота  выявления источников доходов в  целях обложения их налогом; второй – минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства  от налогов, т.е. как разница между  валовым доходом и издержками взимания.

     Приведенное выше определение раскрывает и структуру  налоговой системы. В большинстве  стран мира с федеральным государственным  устройством принята трехуровневая  система налогообложения. С начала 90-х гг. она введена и в России. Налоги подразделяются на федеральные, региональные  и местные. Это деление  вызвано необходимостью обеспечить каждому уровню управления свои собственные  постоянные источники формирования бюджетов в соответствии с принципом  бюджетного федерализма. Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.[7]

     Для успешного функционирования налоговой  системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную  технику в соответствующей области.[8]

     Современная налоговая система России сложилась  в основном на рубеже 1991-1992 гг., в  период кардинальных экономических  преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отставание опыта правового  регулирования реальных налоговых  отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический  и социальный кризис в стране –  все это непосредственно повлияло на ее становление. Существующая российская налоговой система создавалась  на базе опыта зарубежных стран. Благодаря  этому она по общей структуре  и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике система  налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики. [10]

     В настоящее время одним из главных  препятствий на пути развития экономики  и предпринимательства является несовершенство налоговой системы  России. Она формировалась в условиях спада производства и инфляции, имеет  ярко выраженный фискальный интерес, и  роль регулирующей функции в ней  значительно принижена.

     Важнейшим принципом налоговой системы  должен быть приоритет производства над интересами бюджета. Однако налоговая  политика правительства постоянно  вытесняет капиталы из производственного  сектора и не позволяет развиться  нормальному инвестиционному процессу. Сформировавшаяся система налогообложения, по сути, блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток  иностранного капитала.[5] 
 

  1. НАЛОГ -  РЕГУЛЯТОР ЭКОНОМИКИ
 

    2.1 Роль  налогов в экономике РФ 

     Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику.

     В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных  предприятий.

     Налоги  олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана  с формированием денежных доходов  государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. У государства нет других приемлемых методов обеспечить себе доход в условиях рынка: если брать займы, то их надо возвращать, да еще с процентами, а денежная эмиссия чревата инфляцией.

     В общественном производстве участвуют  хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы и пр.), наемные работники  и государство. Их первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль, включая предпринимательский  доход и амортизационные отчисления, налоги на продукты (НДС, спецналог, акцизы) и импорт, другие налоги на производство (земельный налог, плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, и др.).

     Оплата  труда образует первичные доходы наемных работников; валовая прибыль  составляет первичные доходы хозяйствующих  субъектов; остальное формирует  доходы государства как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Они аккумулируются в бюджетной  системе и внебюджетных фондах –  пенсионном, социального страхования, государственном фонде занятости  населения и фондах обязательного  медицинского страхования.

     В результате дальнейшего перераспределения  – через налогообложение первичных  доходов – формируются вторичные  доходы хозяйствующих субъектов: чистая заработная плата наемных работников, чистая прибыль хозяйствующих субъектов, бюджет государства. В итоге в  пользу государства изымается от 29% (США) до 55% (Швеция) объема ВВП. Такой  большой разброс аккумулируемой государством доли ВВП по странам  зависит от количества и объема выполняемых государством функций. Так, незначительная величина ее в США объясняется тем, что государство там не финансирует здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а напротив, Швеция, Дания, Нидерланды проводят широкомасштабную социальную политику.

     Вообще  оптимальность налоговой емкости  ВВП определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя из потребности государства в  финансовых ресурсах и необходимости  сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.

     Налогообложение имеет свои пределы. Под налоговым  пределом обычно понимают достижение такой доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, при  которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение экономических  и социальных противоречий. Оно может  проявляться в открытых политических конфликтах и волнениях, вызванных  налоговой реформой, неподчинении налоговым  властям, в бегстве от уплаты налоговых  обязательств, переливе капитала из национальной экономики за границу, переселении  населения в другие районы по налоговым  соображениям и т.п. Однако в условиях чрезвычайных обстоятельств (войны) уровень  налогового предела значительно  повышается. 

     2.2 Налоговое планирование 

     Налоговое планирование – это использование  физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых  платежей в рамках действующих законов. В его основе лежит полное использование  всех разрешенных законами льгот  и возможностей, предоставляемых  государственными регулирующими органами.

     Следует различать налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Последнее  происходит в результате незаконного  использования компанией или  лицом налоговых льгот, представления  налоговым органам неправильной отчетности, злостной неуплаты налогов, незарегистрированной хозяйственной деятельности, т.е. во всех случаях, когда хозяйственный субъект запрещенным законом образом уменьшает свои налоговые обязательства, нарушает сроки уплаты налогов или вообще не выплачивает их.

     Минимизация налоговых платежей может быть проведена  по нескольким направлениям.

     Первое  направление - это выбор оптимальной  организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.

     Во  всем мире компании, несущие неограниченную ответственность по своим обязательствам, платят меньше налогов, чем фирмы  с ограниченной ответственностью. Регистрация  фирмы в виде полного товарищества избавляет от двойного налогообложения  прибыли и дает ряд льгот по местным налогам, налогу на имущество  и НДС.

     В ряде стран налоговые льготы предоставляются  на дивиденды, получаемые фирмой от ее участия в капитале других компаний; это стимулирует формальное разукрупнение  фирм и образование финансовых групп.

     В нашей стране есть возможность получать налоговые льготы, пользуясь статусом малых и средних предприятий, недавно созданных компаний, предприятий  по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. В  ряде случаев целесообразно оформить предпринимательскую деятельность не на юридическое лицо, а на гражданина, так как ставка налога на доходы физического лица меньше, чем на прибыль компании.

     Второе  направление - это выбор места  для размещения и/или регистрации  фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во многих странах в отдельных  провинциях, штатах, областях существуют значительные постоянные налоговые  льготы. Такие льготы являются широко распространенным средством государственного регулирования экономики в целях сглаживания региональных хозяйственных диспропорций.

     Все большее развитие во всем мире получают различного рода свободные экономические  зоны, где иностранные и отечественные  фирмы пользуются значительными  налоговыми льготами, а также оффшорные  центры, где очень низкие налоговые  ставки и нет жесткого валютного  контроля и где могут быть созданы  иностранными резидентами оффшорные  компании, которые не имеют права  осуществлять какую-либо производственную деятельность на территории той страны, где они зарегистрированы. В этом случае взаимоотношения между оффшорными и материнскими компаниями строят так, чтобы у первых оставалась основная масса прибыли, а максимум затрат приходился на компании, находящиеся  в странах с высоким уровнем  налогообложения.

     Созданием компаний в оффшорных зонах в  первую очередь, занимаются финансовые группы, активно участвующие в  торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе.

     Третье  направление – тщательное исследование и использование действующих  налоговых льгот, связанных с  производственной, коммерческой и финансовой деятельностью фирмы. Это могут  быть правила ускоренной амортизации  основного капитала, льготы за использование  новейшей техники и технологии, производственное обучение молодежи и пр. Особые возможности  экономии на налогах имеются у  фирм, занимающихся внешнеэкономической  деятельностью. Государства предоставляют  своим экспортерам различные  налоговые льготы, например, возвращают НДС, стимулируют участие в международных  торгах, выставках, ярмарках.

     В России также существуют возможности  использования льгот по уменьшению базы налогообложения и налоговых  ставок. Сюда относятся льготы по ускоренной амортизации основного капитала, за внедрение новой техники и  включение в штат представителей некоторых категорий населения (например, инвалидов).

Информация о работе Функции налоговой системы