Гармонизация налоговых систем зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – с позиции анализа процесса трансформации налоговых отношений и изучения устойчивых связей формирующих внешние и внутренние факторы налоговой макросистемы, разработать концептуальную модель гармонизации налогового реформирования в её функциональном и организационно-процессном аспекте.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты гармонизации налоговых систем 8
1.1 Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 8
1.2 Необходимость гармонизации налоговых систем, в условиях
экономической интеграции 12
1.3 Основные проблемы, возникающие при гармонизации налоговых систем 17
2 Анализ налоговой политики зарубежных стран,
направленной на гармонизацию налоговых отношений 24
2.1 Процесс гармонизации налоговых систем стран ЕС 24
2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 34
3 Перспективы создания гармонизированной налоговой системы в
странах ЕС и СНГ 46 3.1 ЕС – особенности налоговых систем отдельных стран и их
согласование с единой налоговой политикой 46
3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А-Б 65

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 426.50 Кб (Скачать)
 

            1.1  Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 
 

     Термин  гармония происходит от греческого «harmonia»   – связанность и соразмерность частей целого. Гармонизация означает укрепление связей, в частности,  речь может идти о гармонизации отношений между государством и религией, гармонизации межнациональных, семейных, экономических отношений. Применительно к экономическим отношениям гармонизация предполагает взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического характера.

     Рассмотрим  более подробно проблемы гармонизации налоговых отношений. При этом следует  различать гармонизацию налоговых  отношений в узком и широком  смысле. В качестве инструментов гармонизации выступают налоговая конкуренция  и финансовая эквализация.

     В экономической литературе можно  встретить определение  о гармонизации налогов, под которой понимают систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные группировки. Гармонизация налогов проявляется в создании таможенных союзов, объединяющих ряд государств, проводящих единую таможенную политику. Более правильным было бы говорить о гармонизации налоговых отношений, а не налогов, поскольку в рамках гармонизации налоговых отношений происходит унификация налоговых режимов, ставок некоторых налогов и таможенных тарифов [12, c. 19]. В данном случае речь идет лишь об одном направлении гармонизации налоговых отношений, а именно – о межстрановой гармонизации. На территориях интегрирующихся государств определяются основные принципы и правила в организации налогообложения в пределах регионального экономического образования.

     В более широком смысле под гармонизацией  налоговых отношений понимают построение национальной системы налоговых  отношений, обеспечивающей установление долгосрочного и устойчивого баланса интересов государства, налогоплательщиков, других государств. При этом выделяют четыре вида направлений гармонизации налоговых отношений:

     – гармонизацию построения налоговой системы;

     – обеспечение равенства прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и государства;

     – сочетание налоговых интересов всех уровней власти;

     – межстрановую гармонизацию налоговых отношений.

     В настоящее время в научной  литературе раскрытию смысла понятия «гармонизация налоговых систем» уделено недостаточно внимания. В большинстве случаев ограничиваются лишь разработкой принципов налогового федерализма, описанием механизма разграничения налогов в пределах интегрирующихся государств. Однако рассмотрение налоговой гармонизации только в качестве организационного принципа функционирования налоговых систем не позволяет в достаточной степени отразить её специфику как совокупности закрепленных в законодательном порядке представлений о сущности и характере отношений между государствами, механизмами и методами гармонизации налоговых отношений.

     Под  гармонизацией налоговых отношений следует понимать чёткое разграничение полномочий между носителями власти, согласованную и упорядоченную деятельность центра и составных частей, взаимное согласование их интересов и действий по поводу формирования доходов бюджетов, выработку и реализацию управленческих решений, обеспечивающих каждое государство необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения возложенных на него функций, их кооперацию (сотрудничество) и солидарную ответственность[21, c. 26].

     К основным принципам гармонизации относятся:

     – согласованность правового регулирования;

     – синхронность принятия гармонизированных актов;

     – последовательность этапов гармонизации;

     – приоритетность международных договоров над национальным законодательством.

     Данные  принципы диктуют необходимость  системного подхода к работе по гармонизации национальных налоговых законодательств.

     Процесс гармонизации осуществляется поэтапно. Можно выделить 5 основных этапов в соответствии с рисунком 1.

     
Определение отраслей законодательства, требующих гармонизации, выделение  сфер и проблемных вопросов в рамках отдельной отрасли
 
 
 
 

     
Проведение сравнительно-правового  анализа национальных налоговых законодательств

       
 
 

     
    Согласование перечня национальных законодательных и иных нормативно-правовых актов, подлежащих гармонизации
 
 
 
 
Синхронное принятие гармонизированных  актов налогового законодательства
 
Осуществление контроля над реализацией решений по вопросам гармонизации

 

Рисунок 1 – Этапы гармонизации налоговых  систем

       Целесообразно учитывать налоговую составляющую конкурентных преимуществ территорий при формировании доходов различных государств. Налоговая конкуренция представляет собой конкуренцию между странами за налоговые полномочия, а также конкуренцию между ними за налогоплательщика. Она является побудительным мотивом для достижения справедливости при перераспределении бюджетных ресурсов, как между странами, так и внутри одного государства [13, c. 23].

     Индикаторами  межстрановой конкуренции могут  служить доли в налоговых доходах  государства в динамике, а также  рейтинги конкурентоспособности государств, проводимые различными международными организациями и институтами. Для  сглаживания негативных последствий такой конкуренции используют механизм гармонизации налоговых отношений, когда страны договариваются установить минимальные налоговые ставки или решают облагать налогом по одним и тем же ставкам.

     Другой  инструмент гармонизации налоговых  отношений – финансовая эквализация – способствует нахождению баланса, или, другими словами, оптимального соотношения между налоговыми источниками пополнения доходов региональных бюджетов и объемом выделяемых межбюджетных трансфертов. В отличие от финансового выравнивания, она предполагает многопараметрическую оптимизацию распределения налогов и межбюджетных трансфертов.

     Эти инструменты  являются системообразующими и интегрирующими процессами, создающими в некотором смысле «обратные связи», обеспечивающими механизм повышения устойчивости налоговой системы через гармонизацию налоговых отношений. Налоговая конкуренция способна оказывать усиливающее воздействие на инициативу государства в укреплении своего бюджета за счёт привлечения новых налогоплательщиков  и, таким образом, создавать положительную обратную связь. В  отличие от неё, финансовая эквализация способна оказывать на налоговую систему уравновешивающее воздействие, компенсируя степень экономического неравенства и, таким образом, создавать отрицательную обратную связь.

     Таким образом, гармонизация налоговых систем представляет собой процесс приведения в соответствие и взаимной соразмерности  налоговых систем различных государств. Данный процесс охватывает унификацию налогов, взаимодействие и координацию  налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в разные международные группы, например, Европейское экономическое сообщество (ЕС). 
 

     1.2 Необходимость гармонизации  налоговых систем, в условиях экономической  интеграции 
 

     Гармонизация налоговых систем (англ. tax harmonization) - систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки и объединения, впервые она начала осуществляться в конце XIX - начале XX века, при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики.

     В условиях углубления международной экономической интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласовании налоговой политики и национального налогового права различных государств. Проблема гармонизации налоговых систем одна из наиболее актуальных в настоящее время.

     С конца XIX века наблюдается повышенная заинтересованность развитых стран в объединении своих налоговых систем в единую гармонизированную систему. В таблице 1 представлены данные, отражающие взаимосвязь между этапами глобализации и развитием межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере в наглядной сравнительной форме. При этом нужно особо отметить тот факт, что, несмотря на формальный налоговый суверенитет, изначально свойственный каждой стране как субъекту межгосударственных отношений, координация национальных налоговых политик в мире осуществлялась, начиная с середины XIX в., непрерывно и по нарастающей.

     Каждому из известных этапов (каждой волне) глобализации была присуща своя специфика межгосударственного сотрудничества в налоговой области, позволяющая говорить о конвергенции национальных налоговых систем на протяжении всего периода.

     Основные тенденции обусловлены - внешнеэкономической интернационализацией контактов в различных сферах деятельности на межгосударственном уровне, приведением внутреннего правового регулирования и экономических отношений в соответствие с принципами и нормами международного экономического права,  внешнеполитическими обстоятельствами.

     Гармонизация налоговых систем способствует преодолению ряда отрицательных налоговых явлений с которыми сейчас сталкиваются государства, например, двойного налогообложения, ухода от налогов. Гармонизацией налоговых отношений является максимальное сближение, как правило, не совпадающих, а то и прямо противоположных, интересов и точек зрения на налоговую реформу всех участвующих в процессе налогообложения сторон (государства в лице государственного управления и, прежде всего, налоговой, с одной стороны, и налогоплательщиков, в лице производителей товаров и услуг и их потребителей, с другой стороны)[22, c. 45]. Гармонизация является одним из главных условий успешного осуществления любой налоговой реформы. Как свидетельствует мировой опыт, она обречена на провал, если население не будет считать её во всех отношениях необходимой и справедливой и, в качестве таковой, на всех стадиях и этапах не будет решительно поддерживать её.

     Воздействие государства на экономические процессы с помощью налоговых инструментов осуществляется путем реализации научно- обоснованной налоговой политики. В современных условиях основными проблемами налоговых политик государств являются учёт действующих экономических параметров развития общества и конкретной экономической ситуации, сложившейся в стране, обеспечение рыночных и социальных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации, обеспечение государства финансовыми ресурсами, их мобилизация, определение возможных резервов роста, создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом, региональном и межотраслевом разрезе, её соответствия общей экономической политике страны как на национальном, так и на межгосударственном уровне.

Информация о работе Гармонизация налоговых систем зарубежных стран