Государственная регистрация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является определение понятия государственной регистрации юридических лиц, ее значения, рассмотрение порядка регистрации.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика понятия государственная регистрация юридических лиц

1.1. Определение термина государственная регистрация юридических лиц

1.2. Правовое значение государственной регистрации юридических лиц

1.3. Понятие и значение Единого государственного реестра юридических лиц

1.4. Хранение сведений в Едином государственном реестре юридических лиц

1.5. Предоставление сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц

Глава 2. Порядок государственной регистрации юридических лиц

2.1. Общая характеристика порядка государственной регистрации юридических лиц

2.2. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

2.3. Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации

2.4. Государственная регистрация изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре

2.5. Особенности государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией
2.6. Отказ в государственной регистрации юридического лица

2.7. Ответственность за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц

Глава 3. Проблемы и совершенствования процедуры государственной регистрации юридических лиц

3.1. Целесообразность государственной регистрации юридических лиц

3.2. Арбитражная практика по проблемам государственной регистрации юридического лица

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Гос.регистрация ЮЛ.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируют несколько глав Федерального закона №129-ФЗ, каждая из которых отдельно определяет процесс регистрации создания юридических лиц, реорганизации, внесения изменений в учредительные документы юридического лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, ликвидации юридического лица.

Федеральный закон №129-ФЗ не допускает возможность требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных Федеральным законом №129-ФЗом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов.

Федеральный закон №129-ФЗ направлен на упрощение регистрации для заявителя. Упрощение процесса выражается в установлении обязанности регистрирующего органа информировать государственные и иные органы о регистрации юридического лица. В соответствии с приказом Министерства о налогах и сборах России от 09.08.2002 г. № БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 01.07.2002 г."[6] регистрация юридического лица и постановка его учет осуществляется в налоговых органах одновременно при условии представления в регистрирующий орган вместе с заявлением на регистрацию заявления о постановке на учет.

Срок государственной регистрации юридических лиц сокращен до пяти рабочих дней. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте.  Федеральным законом №129-ФЗ предусмотрено, что регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ. Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба РФ [7]. Государственная регистрация осуществляется территориальным органом Федеральной налоговой службой РФ по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Федеральным законом №129-ФЗом предусмотрено три варианта направления в регистрирующий орган документов для регистрации. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

В качестве заявителя могут выступать следующие физические лица:

                  руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

                  учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

                  руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

                  конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

                  иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. [8]

Заявление о государственной регистрации подписывается заявителем с указанием его паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии).

Подпись заявителя на заявлении о регистрации должна быть нотариально удостоверена.

Доказательством принятия документов регистрирующим органом является расписка в получении документов. Форма передачи расписки зависит от выбранной формы направления документов в регистрирующий орган. Если заявитель передает документы очно, то регистрирующим органом в день получения документов выдается расписка в их получении с указанием перечня и даты получения. Если документы на регистрацию направлены по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Статьей 10 Федерального закона №129-ФЗ предусмотрена возможность установления специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц. Такой порядок может быть установлен только федеральными законами[9].

Регистрирующий орган, получив документы, необходимые для регистрации, принимает решение о государственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр.

В течение одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр регистрирующий орган, во-первых, выдает (или направляет по почте) заявителю документ, подтверждающий факт осуществления регистрации, во-вторых, в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, перечень которых должен быть определен Правительством Российской Федерации.

2.2. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

Согласно ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации[10]. В соответствии со ст. 12 Федерального закона №129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

                  подписанное заявителем заявление о государственной регистрации[11];

                  решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

                  учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

                  выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

                  документ об уплате государственной пошлины.

За государственную регистрацию юридических лиц государственная пошлина взимается в размере 4000 рублей [12]. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Выписка из реестра иностранных юридических лиц и бизнес-сертификат для физических иностранных лиц (разрешение на занятие предпринимательской деятельностью) должны быть легализованы или содержать штамп "апостиль", переведены на русский язык, а перевод удостоверен нотариально.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

 

2.3 Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации

Реорганизация - это форма прекращения существования юридического лица, при которой юридическое лицо также прекращает свою деятельность, но все его права и обязанности в порядке правопреемства переходят к новому (другому) юридическому лицу для их реализации. При реорганизации возникает универсальное правопреемство. Переход прав и обязанностей юридического лица к его правопреемнику (правопреемникам) должен оформляться разделительным балансом (в случаях реорганизации в форме выделения и разделения) и передаточным актом (в случаях реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования). Основная функция указанных документов состоит в том, чтобы определить какие права и обязанности и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников.[13]

Состав документов, представляемых при регистрации юридического лица, в случае регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование)[14], отличается от состава документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица при его создании тем, что в регистрирующий орган подаются учредительные документы по числу вновь возникающих юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, а также представляется договор о слиянии или присоединении в случаях, когда его наличие необходимо в соответствии с федеральными законами. Представляются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт или разделительный баланс.

Заявление подается о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В заявлении в том числе подтверждается, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов и что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае если местонахождение юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от местонахождения реорганизуемого юридического лица, это не препятствует государственной регистрации и все вопросы, связанные с этим, разрешают регистрирующие органы, порядок взаимодействия которых определяется Правительством Российской Федерации.

Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц только после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, когда реорганизация юридического лица происходит в форме присоединения (в этом случае не происходит возникновения нового юридического лица).

Во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) момент государственной регистрации вновь возникшего юридического лица совпадает с моментом прекращения деятельности реорганизованных юридических лиц. [15]

 

2.4 Государственная регистрация изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре

Федеральный закон №129-ФЗ различает государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, не связанные с изменением учредительных документов.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:

а)               заявление;

б)               решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в)               изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г)               документ об уплате государственной пошлины.

В заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, достаточно лишь заявления. Поскольку при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, не нужно представлять документ об уплате государственной пошлины, следует вывод, что в этом случае государственная пошлина не уплачивается.

В заявлении о внесении в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Форма заявления утверждается Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц