Характеристика налогов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

На земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и фи¬нансовых источников их содержания и развития. Для этого ис¬пользовались самые разные формы извлечения средств: обложе¬ние собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т. д. Самым надежным и постоянным источником пополне¬ния казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавли-вался в зависимости от политической и социально-экономиче¬ской ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.
Цель работы - изучить понятие и особенности характеристики налогов в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и признаки налогов в РФ………………………………………………4
1.1 Понятие налогов в РФ ………………………………………………………….4
1.2 Признаки и сущностные элементы налогов……………………………………4
1.3 Способы взимания налогов в российской Федерации ………………………..7
1.4 Функции налогов в РФ ……………………………………………….................9
2 Структурирование налогов в Налоговом кодексе……………………………….15
2.1 Понятие налогового кодекса и место налогов в нем ………………………….15
2.2Характеристика и практические расчеты важнейших из перечисленных налогов………………………………………………………………………………16
3 Финансово-правовые аспекты взимания налогов………………………………..60
Заключение ………………………………………………………………………….65
Список использованных источников ………………………………………………66

Работа содержит 1 файл

Характеристика налогов в РФ.doc

— 862.50 Кб (Скачать)

     

     Рисунок 1 Взаимоувязка функций налогов

1.4 Функции налогов  в РФ 

     Сущность  и внутреннее содержание налогов  проявляется в их функциях,

в той  «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 1).

     Фискальная  функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

     Однако  реализация фискальной функции налогов  имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

     Между налогами и займами формируется  противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасность становления «финансовой пирамиды», а значит, финансового краха. Наш отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО привели к дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.

     Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

     Следует отметить, что контрольную функцию  налогов было бы неверно отождествлять  с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными службами, органами государственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача последнего — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

     Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

     Регулирующая  функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

     Подфункция  стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних— сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

     Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

     В зависимости от вида предоставляемой  льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 Налогового кодекса РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);
  • зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

     Подфункция  воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

     Социальная  функция. Представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение — обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным1. К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

     В зависимости от целей анализа  в основу классификации налогов  могут быть положены различные признаки (критерии).

     По  видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

     В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика. Косвенные налоги и виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются па покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

     По объекту обложения выделяют налоги: (а) с дохода; (б) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.); (в) за выполнение определенных действии (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли-продажи, займа и др.); (г) рентные (ресурсные); (д) на потребление; (е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

     По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги: (а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги; (б) относимые на себестоимость (издержки) продукции; (в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц); (г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

     По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

     В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения — подушное.

     Согласно  пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачивается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налоговая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. II" НК РФ). При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы.

     При этом могут применяться:

  • простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера  налоговой  базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется возрастающая сумма налога;
  • простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные размеры, но для каждого разряда определяются различные ставки. По такой системе, в частности, построена логика подоходного налогообложения граждан США — с ростом налогооблагаемой базы в зависимости от разряда облагаемого дохода ставки изменяются следующим образом: 15% - 28% - 33% - 28%;
  • сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы. В частности, по такой системе уплачивался подоходным налог с физических лиц РФ в период с 1992 по 1999 г. (Сложная прогрессия использовалась в России, например, при обложении доходов, полученных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где доплачивалась специальная «северная надбавка». С нее платился минимальный налог в 12% независимо от общей величины налоговой базы.)

     Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.

     Приведем  пример. Пусть гражданин Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., покупает импортные туфли, в цене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб. Налоговая нагрузка составит 5%. Г - н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купивший тс же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое меньше. Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

     В зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных государствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют налоги федеральные, региональные, местные.

     По  характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

     По  периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

    1. Структурирование налогов в Налоговом кодексе

    2.1 Понятие налогового  кодекса и место  налогов в нем 

     Налоговый кодекс Российской Федерации в целом  характеризуется более совершенной юридической проработкой по сравнению с первоначальным Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности, сняты противоречия с Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

     Налоговый кодекс призван решать следующие задачи:

  • построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов;

     создание  рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударственных и частных  интересов и способствующей  развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства граждан и государства;

  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности плательщика за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, и последовательная защита прав налогоплательщиков через регламентацию процедуры налоговых проверок, повышение роли судов, упрощение механизма уплаты налогов, снижение размеров пени и штрафов — с другой;
  • развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП), введение исчерпывающего числа налогов (до 28); при этом субъекты РФ имеют право вводить или не вводить часть региональных и местных налогов; предполагается также поэтапный ввод ряда налогов (с принятием соответствующих законов).

Информация о работе Характеристика налогов РФ