Имущественный вычет НДФЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая имущественный вычет НДФЛ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

 

В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С 1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:

- материальная помощь, если она оказывается физическим лицам, постра­давшим от террористических актов на территории РФ (независимо от размера вы­платы);

- суммы международных, иностранных или российских премий за выдаю­щиеся достижения по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Таким образом, проследив изменения по подоходному налогу за 1991-2000гг., можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения нало­гом, а также о расширении вычетов и увеличении их размеров. Однако эти измене­ния затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет РФ. При этом следует отметить, что данные изменения были сделаны в интересах владельцев среднего и крупного капитала, что ярко характеризует тенденции законотворчества в Российской Федерации на современном этапе.

 

1.2 Налогообложение физических лиц в странах развитой рыночной экономики

Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по со­вершенствованию российского налогового законодательства в отношении подо­ходного налога, необходимо обратиться к практике других стран.

Практически все современные системы налогообложения развитых стран ис­пользуют подоходный налог. Он является основным, а в некоторых из них – пре­обладающим источником доходов государственного бюджета, на его долю прихо­дится от 40 до 70% всех налоговых поступлений в бюджет. В ряде стран, особенно в США, бросаются в глаза высокая культура налогообложения, обязательность на­логоплательщиков, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, что было бы неплохо учесть в налоговом законодательстве России.[5]

Почти во всех странах базой для исчисления налога является совокупный го­довой доход, в который засчитываются доходы от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются, заработная плата работника по найму, дополнитель­ные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно-материаль­ной форме в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами. В Ав­стралии и Новой Зеландии в налоговую базу включаются предоставление компа­нией безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и т.д. Налогом облагаются условные доходы от владе­ния домом, в котором проживают налогоплательщик и его семья (в скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах и т.д.), пенсии во всех странах Ор­ганизации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, кроме Турции), вы­платы по безработице (в Австралии, Люксембурге, Норвегии, Великобритании, Финляндии и в некоторых других странах).

В мировой практике ставки подоходного налога, как правило, построены по сложной прогрессии.

В последние годы в мировой практике налогообложения происходит сниже­ние максимальных и минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагае­мых по определенной ставке.

Например, в США до 80-х годов действовало 25 различных групп обложения налогом по ставкам от 14 до 70%. В настоящее время действуют только две ставки - 15 и 39,6%, в Великобритании тоже две - 25 и 40%.

В странах Европы и Америки основным вычетом из совокупного дохода яв­ляется не облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения налогом "чистого" до­хода, то есть не должна облагаться налогом сумма, необходимая (в минимальном размере) на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан.

Особенностью этих скидок является то, что они определяются в фиксиро­ванных абсолютных суммах или в процентах от дохода. Их величина не связана с какими-либо фактическими расходами налогоплательщика.

В мировой практике применяются и другие вычеты и скидки, связанные с расходами налогоплательщиков на цели, определенные законодательством. На­пример, почти во всех странах предоставляются вычеты, связанные с расходами на детей.

Во многих странах суммы благотворительных взносов исключаются из нало­говой базы. Например, благотворительные взносы исключаются из налоговой базы полностью - в Австрии, Греции, Норвегии, определенный предел для них установ­лен в Канаде, Бельгии, Франции и других странах. Имеется определенный "пото­лок" в предоставлении налоговой скидки по расходам на медицинские цели в Фин­ляндии и Японии, а в Германии и Греции они предусмотрены в полном объеме.

Из семнадцати развитых стран Европы среднегодовая заработная плата од­ного работника лишь в двух странах - Греции и Португалии - составляет 10 000 долл. в год, а в остальных значительно выше. Самую высокую заработную плату - 35 000-40 000 долл. выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В России эта сумма достигает 2400 долл. в год. Приведенные данные показывают, что жиз­ненный уровень россиянина на порядок ниже уровня жизни работника семнадцати развитых стран Европы (без стран Восточной Европы). Это и является основной причиной того, что удельный вес налога с доходов физических лиц в доходной части бюджета в 2-3 раза меньше, чем в любой из этих стран (кроме Франции): в целом по странам ОЭСР - 38,3%, Великобритания - 26,7%, Германия - 28,9%.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элемен­тов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%, что много ниже, чем в России - 12-14%.

Такая ситуация, в общем, свойственна экономике переходного периода. Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налого­плательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено сни­жать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических аген­тов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный до­ход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают опреде­ленный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с потреблением (доход, направленный на потребле­ние, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального со­отношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического разви­тия приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо соци­альной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложе­ния.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение дохо­дов.

В такой ситуации логичной представляется простая система подоходного на­логообложения, в которую входил бы экономически обоснованный не облагаемый налогом минимум и применялась бы простая ставка, то есть единая ставка ко всему доходу свыше минимального уровня.

Например, одной из наиболее важных черт фискальной системы США явля­ется отчетливо выраженное преобладание налогообложения дохода над налогооб­ложением потребления. Однако такая структура приоритетов сформировалась лишь постепенно, под воздействием сочетания различных внешних и внутренних факторов. Американская налоговая система довольно гибка и, в целом, способст­вует экономическому развитию страны, но, скорее, это сложилось в силу истори­ческой необходимости, чем является следствием экономической мудрости налого­вых властей.

Наличие льгот и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень до­хода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагае­мая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источ­ником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов до­ходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщи­ком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы - не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами - земельным, налогом на имущество, налогами на наследство и дарение, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т.д.

Уклонения от налогов не могут избежать даже страны с развитыми правовой и налоговой системами. В Швеции, например, по некоторым оценкам, не деклари­руется примерно четверть доходов, а во Франции - треть. В такой ситуации не вы­зывает сомнений важность четкого определения налогооблагаемой базы.

В решении этой проблемы цивилизованный мир использует два подхода: первый - глобальный, то есть ко всем доходам в совокупности, второй - шедуляр­ный, то есть по каждому виду доходов в отдельности.

Первый подход применяется преимущественно в развитых странах. Он проще в отношении исчисления, поскольку налог рассчитывается на основе сово­купного дохода, но требует определенной честности от налогоплательщика и от­лаженного механизма работы налоговых органов.

Второй подход эффективен в переходный период, так как более гибок в плане регулирования поступлений от разных видов доходов и возможности удер­жания налога у источника выплаты.

Россия вслед за развивающимися странами, проведшими в последние годы налоговую реформу (Китай, Египет, Филиппины, Ямайка, Индонезия, Монголия), ввела именно шедулярную систему (с 2002 года к разным видам доходов приме­няются ставки 9; 13; 30; 35%).

В Европе, например, этой системы придерживаются Ирландия и Люксем­бург. Великобритания, родина шедулярной системы, называемой в экономической литературе британской моделью обложения доходов, отказалась от нее почти два­дцать лет назад.

Опыт этих стран показывает, что при шедулярной системе собираемость на­лога, взимаемого у каждого источника выплаты в отдельности, более эффективна, в частности, по причине того, что сокращается число лиц, обязанных деклариро­вать свои доходы, и снижаются административные издержки на удержание налога.

Примечательно, что снижение ставок подоходного налогообложения при­суще не только странам с развивающейся экономикой. По мере экономического роста ставки, особенно максимальные, сначала растут, затем несколько снижа­ются. Их снижение используется государством как инструмент для достижения некоторых своих интересов, которые могут быть шире, чем просто наполнение бюджета.

В частности, ставки налога, различающиеся по величине в разных регионах за счет местных ставок налога, могут значительно повлиять на распределение на­селения в стране. В США, например, именно разница в уровнях налогообложения спровоцировала в 70-е годы миграцию наиболее состоятельной части налогопла­тельщиков из городов и поселков в пригороды и сельскую местность. Сейчас в не­которых штатах (Аляска, Флорида, Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон) во­обще нет местного индивидуального налога на доходы, а в таких, как Хемпшир, Теннесси, облагаются только процентные доходы и дивиденды.

По мере совершенствования налоговой системы государство, как правило, все чаще предоставляет льготы определенным слоям населения, с тем, чтобы смяг­чить социальное неравенство. В частности, широкое распространение имеют нало­говые льготы многодетным семьям, студентам, лицам, повышающим свою квали­фикацию, мелким и средним предпринимателям, фермерам.

Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как вычет части доходов, направляемых на жилищное строительство, строительство или покупку загородного дома, дачи.

Социальная направленность этих льгот очевидна, хотя использовать их мо­гут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Регулирующая функция состоит в том, что оживление жилищного строительства создает допол­нительный спрос на строительные материалы и услуги, способствует росту занято­сти населения, а через некоторое время ведет и к увеличению потребительского спроса на группу товаров, необходимых для обустройства жилья.

Российское законодательство, например, позволяет налогоплательщику уменьшать налогооблагаемую базу на суммы, израсходованные на новое строи­тельство или приобретение дома или квартиры и уплату процентов по ипотечным кредитам.

Кроме того, российский налогоплательщик имеет право уменьшить налого­облагаемый доход на сумму, полученную при продаже жилого дома, квартиры, дачи, садового домика, земельного участка или иного имущества, находящегося у него в собственности не менее трех лет. По желанию налогоплательщика можно вместо такого вычета уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связан­ных с получением дохода от продажи имущества.

Информация о работе Имущественный вычет НДФЛ