Иностранные инвестиций в развитии экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

◦проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
◦исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
◦проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
◦исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
◦исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
◦проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
◦обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3. Инвестиционный политика принимающего государства и средства ее осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . . 24
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ в период . . . 24
2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .

40
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
61
3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России . . . . 61
3.2. Основные направления структурной политики . . . . . . . . . . . . . 74
3.3. Программное обеспечение инвестиционной деятельности . . . 79
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

Работа содержит 1 файл

Диплом Иностранные инвестиции.doc

— 724.50 Кб (Скачать)

       Иностранные инвесторы проявляют высокий  интерес ко многим крупным алюминиевым заводам.

       Ситуацию  с иностранными инвестициями в медной промышленности можно сравнить с положением в черной металлургии. Высокие транспортные расходы и необходимость крупных вложений в повышение эффективности производства препятствуют иностранным инвестициям.

       Мировое производство некоторых цветных  металлов контролируется крайне ограниченным числом компаний–монополистов. Такие компании могут стараться поставить под контроль соответствующее производство в России исходя из стратегии экспансии и нежелания пускать на мировой рынок независимых конкурентов. При этом экономическая целесообразность может отойти на второй план.

       Некоторым иностранным компаниям удалось  захватить ведущие позиции в той или иной отрасли цветной металлургии промышленности России (или даже СНГ). Интересы иностранных инвесторов в цинковой промышленности СНГ распределились следующим образом: Челябинский электролитный завод – швейцарская компания Euromin, Лениногорский комбинат – компания Gerald Metals, Алмалыкский завод (Казахстан) – компания Glencore.

       Несмотря  на высокий интерес иностранного капитала к цветной металлургии, перспективы иностранных инвестиций в отрасль остаются неопределенными. Это связано прежде всего с общеэкономической и общеполитической ситуацией. Кроме того, инвестирование в гигантские предприятия (какими являются наиболее рентабельные алюминиевые заводы) в российских условиях сопряжено с дополнительным политическим риском.

       Некоторые отрасли химической промышленности, благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.

       Высокий внутренний спрос на товары бытовой  химии способствует иностранным инвестициям в предприятия этого профиля. Инвесторов также привлекает возможность вкладывать средства в небольшие предприятия.

       Неплохими экспортными возможностями и хорошим внутренним спросом характеризуется также нефтехимия. Имеются примеры вложения иностранных средств в предприятия отрасли в рамках проектов, реализуемых крупными российскими нефтяными компаниями.

       Недостатком химической отрасли является то, что многие производства были созданы с военными целями.

       Химические  предприятия крайне разнородны и  вряд ли можно говорить о каких–либо перспективах химической промышленности в целом. Однако в любом случае ожидать масштабных иностранных инвестиций в ближайшее время не приходится, хотя в настоящее время и реализуется ряд проектов.

       Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы  к лесной отрасли. Лесоматериалы – традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.

       В целом, следует отметить, что структура  иностранных инвестиций в экономику России по отраслям экономики сложилась в силу значительного расхождения уровней рентабельности в разрезе отраслей – высокие прибыли главным образом генерируются нефтедобывающим сектором, в то время как другие либо не прибыльны, либо малоприбыльны. Проблема обостряется тем, что сырьевые сектора в целом сильно зависимы от внешней конъюнктуры, что наводит на мысль о необходимости диверсификации источников роста. Поэтому основной задачей государства, как регулятора экономического развития, должно стать перенаправление инвестиционных потоков в «нужные» отрасли. В частности, это возможно за счет изменения системы налогообложения нефтяного сектора, который в настоящее время не обладает «встроенным механизмом» адаптации к изменениям во внешней среде». Отрасль испытывает большие трудности при низких ценах на нефть и, наоборот, в периоды высоких цен генерирует сверхприбыли, тем самым, привлекая больший капитал. В данном контексте можно говорить о необходимости занижения доходности в нефтяном секторе при одновременном ее повышении в других, не способных априори достичь такого уровня.

       Помимо  динамики и структуры иностранных  инвестиций, важное значение имеет также оценка его уровня. А он, несмотря на положительную динамику остается очень низким - чуть больше одного процента ВВП. Для сравнения – в других развивающихся странах или странах Восточной Европы приток иностранных инвестиций эквивалентен 6-7 % ВВП. В Бразилии (сопоставимой по населению стране) ежегодно привлекаемый объем прямых иностранных инвестиций находится на уровне 25 млрд. долларов США, в то время как в России в 2004 г. – только 9,42 млрд. долл. США. Если же приводить показатель объема ПИИ в расчете на душу населения, то Польша и Чехия будут заметно превосходить российские показатели (Чехия – 560 долл. США, Польша – 180 долл. США против примерно 60 долл. в России).

       На  наш взгляд, низкий уровень привлечения  иностранных инвестиций в Россию во многом связан с особенностями сложившегося инвестиционного климата. 

2.2. Особенности инвестиционного  климата в России  на современном  этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию

иностранного инвестирования 

       Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу — периоду устойчивого экономического роста.

       Российская  экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей17.

       Наличие в России огромных разведанных и  доказанных геологических запасов нефти, а также стремление развитых стран в целях диверсификации поставок нефти и снижения зависимости от стран Ближнего Востока организовать новые дополнительные стабильные поставки нефти из России делает нефтедобывающую промышленность последней исключительно привлекательным объектом для привлечения иностранных инвестиций.

       Кардинальное  изменение сложившегося в советскую  эпоху экономического строя и замена его рыночной системой хозяйствования в РФ в последние десятилетия в полной мере проявилась и в инвестиционной сфере. Если до середины 1980-х гг. она оставалась практически исключительно областью деятельности государства, поскольку последнее было, по сути дела, единственным инвестором, то в последующий период произошло резкое свертывание инвестиционной деятельности государства, вместо которого в роли инвесторов выступили многочисленные частно-хозяйственные структуры, резко возросла роль иностранного капитала.

       К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.

       Политическая  стабильность обычно оценивается по степени устойчивости функционирующей политической системы, способности властей страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и удерживать ее в определенных рамках, обеспечивать строгое соблюдение конституции и правопорядка, гарантировать неизменность провозглашенной стратегии рыночной ориентации.

       Макроэкономическая стабильность, как известно, оценивается главным образом по устойчивости основных тенденций в развитии экономики (динамики ВВП, промышленного производства, инфляции, безработицы и т.п.), а также по тем задачам и достигнутым результатам проводимой денежной, финансовой и бюджетной политики. Повышенное внимание при этом уделяется не просто развитию указанных макроэкономических процессов, но опять же реальной способности властей страны сохранять эффективный контроль за их динамикой, не допуская нежелательных срывов и кризисов.

       Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно отнести считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов18.

       Категория защиты права собственности и  имущественных интересов инвесторов в международной практике обычно подразумевает наличие надежных правовых гарантий против таких действий государственных органов, как принудительное лишение инвесторов принадлежащего им движимого и недвижимого имущества в результате национализации или конфискации без своевременной выплаты владельцу разумной компенсации, неожиданного изменения базисных условий функционирования инвестированного капитала в результате принятия новых радикальных по характеру законов или подзаконных актов властями любого уровня. К этой же категории могут быть отнесены определенные, реально выполнимые гарантии против повышенной криминогенной опасности и действенная защита инвесторов от произвола коррумпированного чиновничества. Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результата приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России.

       При оценке состояния инвестиционного  климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.

       Приведенные выше перечни различных ограничений в сфере инвестирования свидетельствуют скорее о принципиальной возможности наличия таковых в законодательстве или в практике международного инвестиционного сотрудничества отдельных государств. На деле же в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция к серьезной либерализации инвестиционных режимов для иностранного капитала. Число применяемых в этом отношении ограничений постепенно сокращается, и международные стандарты инвестиционного климата, благоприятного для иностранных инвесторов, становятся все более либеральными.

       Для России как страны с «переходной  экономикой» характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Однако становление благоприятного инвестиционного климата в нашей стране не может быть сведено только к получению статуса страны с рыночной экономикой (который был присвоен России осенью 2002 г.), хотя соответствующая правовая база, безусловно, является его главной предпосылкой при условии, конечно, что вводимые в действие законы и иные нормативные правовые акты будут строго выполняться, чего до сих пор, к сожалению, далеко не всегда удается добиваться российским властям.

       Оценивая  российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства19.

       На  микроуровне это проявляется  в том, что пока лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к эффективному освоению средств в силу неприемлемо низкого качества управления. Российская модель рыночного управления только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.

       Более того, на региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском20. Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала.

Информация о работе Иностранные инвестиций в развитии экономики России