История развития налогообложения в России и в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....................3
Предпосылки возникновения налогообложения……………………………………....4
Зарождение и эволюция зарубежной практики налогообложения…………………...5
Периоды в развитии налогообложения………………………………………………...7
Эволюция взглядов на природу налога…………………………………………….....13
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 55.97 Кб (Скачать)

 
           Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати. Интересно отметить, что известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 г.г.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос — зачем ты берешь налог за это.

 

Доминирующими были налоги: поземельный, со строений; подушные (поголовные), акцизы, таможенные пошлины, коммунальные и местные. Вместе с тем развитие института государства настоятельно требовало замены практики случайных налогов рациональной системой налогообложения, что и было реализовано в следующем историческом периоде.

    • Второй период: конец XVII – начало  XIX веков

Данный  период в развитии налогообложения  обусловлен появлением первых налоговых теорий и формированием первых налоговых систем.

В этот период произошли чрезвычайно важные перемены в экономической жизни  Европы: товарный строй хозяйства  полностью вытеснил натуральный, значительно возросли потребности государства и было необходимо изыскивать новые источники государственных  доходов. В европейских странах оформляется так называемая модель административного государства, возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых. Государство берет на себя реализацию фискальной функции: устанавливает квоту налогообложения, организует процесс сбора налогов, более или менее регламентируя его организацию.

Именно  в данный период происходит существенное смещение акцентов в сторону развития практики косвенного налогообложения. Масса новых косвенных налогов пополняет бюджеты западноевропейских государств. В Англии, например, в течение 20 лет существования республики при О. Кромвеле (1599-1658) было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались самые экзотические объекты, например, коробки для масла или соломенная труха В Голландии в XVII в. Косвенных налогов было такое множество что, по словам историка де Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, уплачивалось до 34 различных акцизов.

Аргументируя  склонность практики к доминированию косвенного налогообложения, назначенный в 1769 г, министром финансов Франции Аббат Тэрре говорил: «Налоги на расходы наименее обременительны ... они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно». Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: «продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино - немного больше, грубые ткани - очень мало, а предметы роскоши - очень высоко». Тот же аббат Тэрре в 1770 г. собственноручно начертал на письме одного интенданта известную надпись: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты  двадцатины». Результатом такой практики стало превалирование практически во всех европейских странах доходов от косвенных налогов над доходами от прямых налогов.

Вместе  с тем, прямые налоги того периода также отличались своей многочисленностью, порой даже случайностью и странностью.

В числе  наиболее курьезных, не знающих границ фантазии: налоги на покойников, холостяков, соловьев, собак. Изобретательностью характеризуется также обложение специфических форм использования доходов. Это налоги на cкаковых лошадей и экипажи, меха и другую богатую одежду, различные драгоценности и украшения, двери и окна, необычного вида сооружения и постройки. В частности, налог на двери и окна, просуществовавший во Франции до XIX в., взимался налоговым контролером, пересчитывающим двери и окна, выходящие на улицу. Именно благодаря его негативному воздействию объясняется странная архитектура старинных французских построек, не имеющих дверных и оконных проемов с уличной стороны. Жители таких домов до сих пор пожинают плоды этого налога, пользуясь выходами во внутренний двор.

Еще более странен так называемый налог на воздушную колонну, которым облагались выступающие эркеры и балконы вплоть до начала XX в. Возник он в результате появления теории, обосновывающей, что эркер или балкон покоятся на воздушной колонне, основание которой находится на земле, при надлежащей городу, в силу чего их следовало облагать налогом.

Одним из самых интересных является древнеанглийский налог за убийство, взимавшийся с  владельца поместья в случае, когда  на его территории в течение шести  последних месяцев совершалось  убийство, раскрыть которое не удавалось. Данный налог выполнял кроме фискальной также воспитательную функцию, заставляя владельца, более внимательно относится к состоянию дел в своем поместье.

Свою  значимость сохраняли подушный и подоходный налоги. Они пока не имели всеобщего характера и реализовывались с учетом классовых различий. Так, дворянство и духовенство повсеместно освобождались от них. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов до 10-15% своих доходов.

Принципиально иным становится подход к введению налогов. Демократические основы, закладываемые в государственном управлении европейских стран того периода, постепенно реализуются и в данном вопросе. Провозглашенный еще в 1215 г. английской «Великой хартией вольностей» принцип введения налогов только с согласия нации реализуется в 1689 г. в «Билле о правах», закрепившем за представительными органами власти право утверждать все государственные расходы и доходы. Во Франции аналогичное право предоставляется парламенту несколько позже - в 1791 г. после Великой французской революции.

    • Третий период: начало XIX века – по настоящее время.

Данный  период в развитии налогообложения  характеризуется кардинальным совершенствованием налоговых систем. Оно было обусловлено  борьбой экономических интересов  различных классов и значительными  научно-методологическими достижениями в данной сфере.

В начале XIX в. приобретают логическую завершенность  принципы налогообложения, укореняется представление о необходимости и постоянстве налогов, формируется убеждение, что чрезмерное количество налогов не только не отвечает своему назначению, но и тормозит экономическое развитие, тем самым нанося ущерб казне.

Данный  период отличается гораздо меньшим  количеством налогов и их однообразием. Формы налогов становятся более определенными, правила администрирования - более проработанными, а при выборе объекта обложения предпочтение отдается таким податным источникам, которые обещают крупный доход.

Значительное  влияние на развитие практики налогообложения  оказывают конфликтные столкновения интересов различных классов. Например, в Англии упорная борьба между землевладельцами и капиталистами, обострившаяся еще к концу XVIII в., приводит сначала к снижению, а потом и к отмене земельного налога. По мере роста значения промышленного и торгового капитала постепенно ликвидируется масса косвенных налогов, отягощавших промышленное производство и торговлю. С начала ХIХ в. все настойчивее заявляют о себе интересы рабочего класса.

В результате актуальными становятся вопросы отмены тех налогов, которые в наибольшей степени обременяют беднейшие слои населения: в 1825 г. отменяется налог на соль, в 1846 г. - налог на хлеб.

В борьбе интересов различных классов  складывались налоговые системы  не только Англии, но и других европейских  государств. Причем если в начальный  период промышленного капитализма XIX в. эти системы состояли из прямых и множества косвенных налогов, то к концу XIX в. на передний план выступают  прямые налоги: подоходный и наследственный. Косвенные налоги отступа ют на второй план, хотя и сохраняется незначительное число наиболее доходных налогов на потребление.

В этот период отмечается прогресс финансовой науки. Во второй половине XIX в. многие страны реализуют отдельные научные разработки в практике налогообложения. Однако венцом теоретической мысли, безусловно, явились налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны. Именно в это время закладывается архитектура современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходный налог занимают ведущее место.

Дальнейшие  реформы налоговых систем определяются несколькими важнейшими событиями ХХ века.

Мировой кризис 1929-1933 гг. подвел практику налогообложения  к использованию налоговых изъятий  и государственных расходов как  эффективных инструментов макроэкономического  развития и стабилизации. Практика подтвердила целесообразность активного  использования макроэкономических регуляторов, в частности получен позитивный эффект от применения прогрессивных ставок налогообложения.

В конце 40-х годов тяжелейшее состояние  послевоенной экономики ведущих западноевропейских стран спровоцировало проведение денежных реформ, что в свою очередь привело к пересмотру проводимой ими налоговой политики. Через налогообложение стало осуществляться перераспределение национального дохода посредством финансирования приоритетных отраслей промышленности, стимулирования инвестиций и внешнеэкономической деятельности.

В 50- 70-е годы правительства развитых стран начинают активно использовать механизмы амортизации и систему  значительных налоговых льгот. В практику повсеместно внедряется принципиально новая конструкция косвенного налога - на добавленную стоимость. Он вытеснил все иные налоги с оборота.

80-е  годы отмечены проведением широкомасштабных  налоговых реформ почти во  всех ведущих странах мира. Налоговые  преобразования вызваны либерализацией политики государственного регулирования экономики, стремлением к унификации налоговых систем, а также рекомендациями Маастрихтского соглашения по сокращению бюджетных дефицитов, возросших в результате значительных инфляционных процессов, и необходимостью снижения налогового бремени. Реформирование фискальных систем ориентируется на уменьшение состава и упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и юридических лазеек для уклонения от уплаты налогов, а также на повышение эффективности функционирования налоговых систем в целом. 4

 

 

 

 

4. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ  НА ПРИРОДУ НАЛОГА

 

Одной из самых первых среди общих налоговых  теорий является теория обмена, которая  основывается на возмездном характере  налогообложения. Суть теории заключалась  в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию  порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины  и сборы покупалась военная и  юридическая защита, так, как будто  бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

 Разновидностью  теории обмена является атомистическая  теория, которая появилась в эпоху  просвещения. Её представителями  в свое время выступали французские  просветители Себастьен де Вобан (1633—1707 гг.) — теория «общественного договора» и Шарль Монтескье (1689—1755 гг.) — теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно. Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам. Именно таким позициям придерживались также английский ученый Томас Гоббс (1558—1679 гг.), французские мыслители Вольтер (1694—1778 гг.), Оноре Мирабо (1749—1791 гг.).

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773—1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями  которой выступили французский  государственный деятель Адольф Тьер (1797—1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Кулой (1789—1864 гг.). По их мнению, налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска.

 Налогоплательщики,  являясь коммерсантами, в зависимости  от величины своих доходов  страхуют свою собственность  от войны, пожара, кражи и т.д.  Однако в отличие от истинного  страхования, налоги уплачиваются  не для того чтобы при наступлении  страхового случая получить сумму  возмещению, а для того чтобы  профинансировать затраты правительства  по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования,  которая лежала в основе теории  рассматриваемой теории, может быть  признана только в том случае, когда государство возьмет на  себя обязанность по осуществлению  страховых выплат гражданам в случае наступления риска.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723—1790 гг.), Давида Риккардо (1772—1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей.

Информация о работе История развития налогообложения в России и в мире