Экономическая сущность и принципы взимания налога на прибыль организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное рассмотрение и изучение налога на прибыль организаций, его экономической сущности и принципов взимания.
Исходя из цели данной курсовой работы были сформулированы следующие задачи:
* рассмотрение экономической сущности налога на прибыль организаций, его места в финансовой системе;
* определение основных механизмов расчета;
* анализ основных направлений развития в 2010 – 2012 годах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 4
1.1 Место в финансовой системе 4
1.2 Налогоплательщики и объект налообложения 5
1.3 Доходы 6
1.4 Расходы 8
1.4.1 Материальные расходы 9
1.4.2 Расходы на оплату труда 10
1.4.3 Амортизируемое имущество и начисление амортизации 12
1.4.4 Прочие расходы 15
2. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСЧЕТОВ 16
2.1 Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения 17
2.2 Налоговая база 18
2.3 Ставки налога 20
2.4 Налоговый период. Порядок уплаты налога 21
2.5 Налоговый учет 22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЕ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ 23
3.1 Основные направления 24
3.2 Амортизационная политика 25
3.3 Сокращение возможностей по минимизации налогообложения 26
3.4 Налогообложение операций с ценными бумагами 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33

Работа содержит 1 файл

начало.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

   Если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

   Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

   Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, затраченных на произведенные товары (работы, услуги);
  • дата подписания налогоплательщиком акта приемки — передачи услуг (работ) — для услуг, работ производственного характера.

   Налогоплательщики самостоятельно выбирают метод определения доходов и расходов. Но при этом закон ограничил круг налогоплательщиков, которые могут применять кассовый метод. Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Датой получения дохода считается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества или имущественных прав. При этом расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

   При этом оплатой товара (работ, услуг и имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанных услуг, передачей имущественных прав).

   На практике при применении кассового метода возможно наступление превышения установленного предельного размера суммы выручки от реализации товаров. В этом случае организация обязана перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, пользоваться им до окончания налогового периода независимо от размера суммы выручки. 
 

      1. Налоговая база
 

   Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

   При получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая товарообменные операции, также при поступлении внереализационных доходов в натуральной фор производится их перерасчет в денежное выражение.

   Если налогоплательщик имеет различные виды доходов облагаемые по разным ставкам, то необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по этим операциям и отдельно формировать налоговую базу по прибыли, облагаемой по другой ставке.

   В Налоговом кодексе РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, по операциям с ценным бумагами, по доходам, полученным участниками договор простого товарищества и т.д.

   Налоговый кодекс в основном сориентирован на отмену льгот по налогу на прибыль. С введением главы 25 НК РФ в 2002 г. отменены практически все ранее действующие льготы. Однако практика показывает необходимость применения налоговых льгот[9, 95c.].

   Интересна ретроспектива применения льготы по переносу убытков на будущее. На заре становления современной налоговой системы в 1992 г. в механизме действующего тогда налога на прибыль предприятий и организаций была предусмотрена льгота по переносу убытков на будущее. Для предприятий размер этой льготы (в совокупности с другими применяемыми льготами) был ограничен 50% налогооблагаемой базы. С введением Налогового кодекса РФ эта льгота использовалась в суженом виде. В 2002—2005 гг. налогоплательщикам, получившим убыток, разрешено было уменьшать налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного убытка или его часть, т.е. перенести убыток на будущее. Налогоплательщики имели право переносить убыток на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток. Однако совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не должна превышать 30% налоговой базы.

   Федеральный закон № 58-ФЗ от 6 июня 2005 г. сохраняет принятый порядок переноса убытков на будущее в течение 10 лет и постепенно снимает ограничение по размеру совокупного убытка, переносимого на будущее. В 2006 г. действует ограничение на уровне 50% налоговой базы. В 2007 г. это ограничение отменяется в полном объеме.

   Таким образом, с 2007 г. предусмотрен более либеральный Порядок применения этой льготы по сравнению с действовавшим до введения Налогового кодекса РФ[6, 59c.]. 

      1. Ставки налога
 

   До 2009 г. по налогу на прибыль организаций налоговая ставка действовала в размере 24%. Исчисленная сумма налога зачислялась в федеральный бюджет по ставке 6,5% и в бюджеты субъектов РФ по ставке 17,5%.

   Законом разрешается законодательным органам субъектов РФ снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

   В условиях углубляющегося финансового кризиса были приняты срочные решительные меры, направленные на снижение налоговой нагрузки. В результате экстренных мер была резко снижена ставка налога на прибыль (до 20%) за счет уменьшения части налога на прибыль, перечисляемой организациями в федеральный бюджет. С 2009 г. действует налоговая ставка в размере 20%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой 
ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по ставке 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ[12, 267c.].

   В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные пониженные ставки налога (0%, 9%, 15%), по которым облагаются доходы, полученные в виде дивидендов, и доходы, полученные по операциям с отдельными видами долговых обязательств. Применение пониженных ставок на данные доходы должно стимулировать развитие рынка ценных бумаг. 

      1. Налоговый период. Порядок уплаты налога
 

   В налоговом законодательстве следует различать налоговый и отчетный период, которые в обязательном порядке устанавливается для каждого налога.

   По налогу на прибыль налоговым периодом признается календарный год.

   Отчетным периодом по налогу установлены первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетным периодом признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д., до окончания календарного года.

   Налоговый кодекс РФ предусматривает достаточно сложный порядок уплаты налога на прибыль в бюджет. Налог на прибыль исчисляется по результатам налогового периода (календарного года) и перечисляется в бюджет до 28 марта следующего года. К этому сроку в налоговую инспекцию представляется налоговая декларация по налогу на прибыль.

   В течение налогового периода плательщики перечисляют квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода или ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли.

   По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного, а затем налогового периода. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

   В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа и вносят в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

   В Налоговом кодексе РФ установлен особый порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей.

   Следует помнить, что авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата — способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение года.

   Ежемесячные авансовые платежи, перечисляемые в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода. 

      1. Налоговый учет 
 

   Важной новацией, установленной главой 25 НК РФ, явилось  
введение налогового учета в российскую практику налогообложения. 

   Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе 
данных первичных документов, сгруппированных в соответствия 
с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. 

   В Кодексе определены цели налогового учета (ст. 313). Налоговый учет используется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложений! хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога[9, 115c.].

   Налогоплательщики самостоятельно организуют систему налогового учета. Порядок ведения налогового учета для целей налогообложения обязательно отражается в учетной политике, которая устанавливается приказом руководителя. Налоговый учет должен отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

   Вводятся аналитические регистры налогового учета, которые представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета .

   Налогоплательщики, исходя из данных налогового учета, рассчитывают налоговую базу по итогам отчетного периода. Установлен порядок налогового учета доходов от реализации и отдельных видов внереализационных доходов, а также порядок определения суммы расходов на производство и реализацию; регламентирует порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных, ведение налогового учета расходов на ремонт основных средств и т.д. 
 

    1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ
      1. Основные направления
 

    Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства[2, 2c.].

    Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

Информация о работе Экономическая сущность и принципы взимания налога на прибыль организаций