Эволюция понятия налога: от Древней Руси к Московскому государству

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:11, реферат

Описание работы

Комплекс правовых норм, регламентирующих отношения, связанные с исполнением публичных повинностей в виде различных налогов в пользу государства и муниципальных образований. Процесс взимания различных податей в доход князя. Заметный шаг в развитии системы податей (по содержанию уже приближавшихся к налогам в их современном понимании) был сделан в период Золотой Орды. Для податей московского периода характерно сочетание их взимания денежными средствами и натурой (например, мехами). Особенность взимания налогов в Московском государстве. С XV в. посошная система налогообложения стала всеобщей.

Работа содержит 1 файл

Эволюция понятия налога.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Основным принципом  распределения налогов среди  подвластного московскому государю населения считалась их раскладка  на всех подданных, в основном по сохам или дворам*(27). 

С XV в. посошная система  налогообложения стала всеобщей. По мнению Е. Осокина, “исторические  памятники доказывают, что Василий  Васильевич в своем духовном завещании 1462 года первый подал мысль ввести соху во всеобщее употребление”*(28). Соха*(29), ставшая основанием для исчисления налога при посошной системе, представляла собой условную окладную единицу. Она никогда не имела точно установленной величины и менялась в зависимости от времени и места*(30). 

В сошных письмах, выдаваемых каждой общине либо отдельным землевладельцам, устанавливались оклады, исходя из которых платились посошные налоги. Общие сведения о сохах содержались  в писцовых книгах, служивших основой  взимания прямых посошных налогов в  Московском государстве. Соха включала в себя: в поместьях и вотчинах – 800 четвертей хорошей земли, 1000 четвертей средней и 1200 четвертей бедной земли; на черных (податных) землях – от 500 до 700 четвертей; на монастырских землях – от 600 до 900 четвертей. Данный вид сохи за ее размер получил название большой московской сохи*(31). 

В городах для  определения сохи – в силу отсутствия обрабатываемой земли – исходили из особенностей дворов. Кроме того, некоторые разновидности промыслов  также приравнивались к сохе (например, солеваренная сковорода, рыболовная перегородка в реке*(32)). 

Размеры сохи в разных районах могли различаться весьма существенно. Так, по свидетельству  М.Ф. Владимирского-Буданова, новгородская соха была гораздо меньше московской: “а в соху два коня, а третьи припряжь, да тшан кожевнической за соху, лавка за соху, плуг за две сохи, кузне за соху… ладья за соху…”*(33). Такие сохи, которые отличались от большой московской, С.Б. Веселовский назвал “местными сошками”*(34). 

Существовавшая в  Московском государстве система посошного обложения, несмотря на изначально предполагаемую ее эффективность, себя далеко не оправдала. Выбранный объект обложения (соха) не стал всеобщим в связи с тем, что его установление, основанное на записях в писцовых книгах и ориентированное в первую очередь на лиц, обладавших достаточным имуществом или доходом, не учитывало фактическую способность проживающих на податной земле людей платить такой налог. Неблагоприятно складывавшиеся обстоятельства часто заставляли податных субъектов, на которых лежала обязанность уплаты, уходить с сельских земель в города, где разыскать их было крайне сложно. 

Посошный налог, на наш взгляд, является примером классического  налога, так как лица, подвластные  Московскому государству, платили  указанные подати безотносительно к действиям государства в свою пользу, переданное не подлежало последующему возврату и шло на содержание государства. Кроме того, для посошных податей характерно наличие всех необходимых элементов налога: субъектов и объектов подати (тяглый люд); периода, по истечении которого возникала обязанность платить вновь, отраженного в писцовых книгах; единицы исчисления (соха); сроков уплаты; ставки подати на каждую соху; порядка исчисления суммы подати с сохи. 

В тех местностях Московского государства, где проживающих было немного, такая условная единица, как соха, была неприемлема изначально. Здесь система налогообложения основывалась на количестве проживающих лиц, что привело к образованию новой податной единицы, именуемой “двор”*(35), и соответственно подворного налога. 

Наряду с отмеченными  разновидностями единиц налогообложения  в XVII в. появился и чрезвычайный подоходный налог (5-я, 10-я, 15-я деньга), взимаемый  для удовлетворения военных нужд Московского государства вследствие отсутствия государственного кредита. Продолжала активно использоваться такая разновидность публично-правовых платежей, напоминающая своими основными чертами прямые налоги, как судебная пошлина. На это указывается, в частности, в ст.4 Судебника 1497 г.: “А досудятся до поля, а у поля не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет”*(36). Кроме того, существовала традиционная для восточных народов поголовная подать в виде ясака. 

Таким образом, платежи, собранные в виде подати с тяглых черносошных крестьян и посадских (городских) людей с определенных единиц налогообложения – сохи и  двора, стали главными прямыми налогами в период Московского государства. 

Так называемые налоги на потребление (косвенные налоги), по утверждению И.Т. Тарасова, начали развиваться позже, так как их отсутствие легко возмещалось благодаря изобилию государственных монополий*(37). 

Одним из первых косвенных  налогов, взимаемых в Московском государстве и в России в целом, стали акцизы на соль (соляная пошлина), призванные заменить такие подати, как стрелецкие деньги (введены при Иване Грозном на содержание войска), проезжие мыти и некоторые другие. Уплата названного акциза производилась в местах добывания соли. Косвенными налогами, изначально существовавшими в Московском государстве, можно признать вес, меру и мыт*(38). 

Между тем, в Московском государстве не было жесткого деления  налогов на прямые и косвенные. Так, мыт – по определению косвенный налог – в тот период представлял собой сложный налог, который в зависимости от ситуации мог выступать в качестве прямого налога, уплачиваемого торговцем при осуществлении торгов, или являться косвенным налогом, представляя собой таможенную пошлину*(39). 

Общая совокупность уплачиваемых государству обязательных платежей в виде прямых и косвенных  налогов в период Московского  государства именуется тяглом. Тягло  взималось с тяглых людей, проживающих  на тяглой земле. Фактически все население  русского государства рассматриваемого времени следует признать тяглым. Тягло – это личная финансовая служба совершеннолетнего населения низших классов в пользу государства*(40). 

Налогоплательщиками тягла стали посадский люд  и черные (т.е. подлежащие налогообложению) земли. Основой налогообложения служила круговая порука. В московский период в состав тягла включались: стрелецкие деньги, ямские деньги, деньги на корм воеводам, в подмогу подъячим, сторожам, палачам, тюремным и губным целовальникам, на строение воеводских дворов, губных изб и тюрем, в приказную избу на свечи, бумагу, чернила, дрова, прорубные деньги (за позволение зимою в прорубях воду черпать, платье мыть и скот поить). Тяглые люди помимо всего прочего были обязаны создавать и чинить крепости в городах, строить мосты*(41). Как отмечал С.М. Соловьев, “трудно было тянуть тягло в России”*(42). 

Обязанность платить  государству налоги в период Московского  государства настолько усилилась, что даже изменение социального  статуса конкретного лица не освобождало  его от несения тягла в пользу государевой казны (например, переход в стрельцы, подъячие)*(43). Данное обстоятельство приводило к побегам тяглых людей с мест их проживания, причем это явление стало настолько распространенным, что в 1658 г. за уклонение от тягла пришлось ввести высшую меру наказания – смертную казнь. Эта мера оказалась действенной, так как из-за угрозы серьезных санкций со стороны государства мало кто соглашался укрывать беглых тяглых людей, кроме того, в случае неуплаты тяглым лицом разнообразных налогов принадлежащее ему имущество могло быть изъято в доход великого государя*(44). 
 

Можно констатировать, что к концу анализируемого периода  сформировалась общая идея о том, что определенная группа лиц должна служить государю, а тяглые люди обязаны оплачивать такую службу посредством передачи государству денег и иного имущества в виде особых публичных повинностей – налогов. 

Одной из особенностей взимания налогов в то время является сохранение ряда исключений, позволявших  определенным лицам не уплачивать посошные (подворные) налоги. Так, от всех налогов в пользу князя были освобождены служилые люди, занятые ратным делом (военнослужащие), равно как и приближенные государя, входящие в “государево дворище” (чиновничий аппарат). От тягла освобождались также определенные купцы – гости: согласно ст.8 гл.XVIII Соборного уложения гости не включаются в тягло, им “с черными сотнями в тягле не быть”*(45). 

В результате всю  тяжесть налогов в России в  то время несли крестьяне и  городские жители*(46). 

Система тарханов (освобождений от налогов) подвергалась пересмотру. В ст.43 Судебника 1550 г. было закреплено распоряжение “тарханных впредь не давати никому, а старые тарханные грамоты поимати у всех”*(47), однако они просуществовали еще более века, до 1672 г. 

Примерно с конца XIV в. усложнившаяся система податей потребовала формирования специального аппарата служилых людей, состоявшего из казначеев, дъяков и подъячих, в обязанности которым вменялся сбор различных пошлин за совершение определенных государственных действий. Эти чиновники первоначально действовали при наместниках, а впоследствии – при воеводах, сменивших наместников. Именно с момента появления такой налоговой администрации различные публичные повинности в пользу государства, по свидетельству А. Лаппо-Данилевского, начинают приурочиваться к определенному времени, производится их денежная оценка. По мнению ученого, на данном этапе подати окончательно превращаются из вознаграждения служилому человеку за его заслуги (в том числе князю) в государственный налог*(48). 

Исходя из сказанного, основным признаком публичных платежей, взимаемых в период Московского  государства, следует признать безусловную  обязательность их уплаты посредством  изъятия у подвластного населения  части денежных средств, равно как  и иных вещей, исполнение (в меньшей степени) разнообразных натуральных повинностей в пользу верховной власти. Подобная безусловность обеспечивалась весьма жесткими санкциями в отношении лиц, отказывавшихся повиноваться (вплоть до смертной казни). Не менее важными характеристиками таких платежей предстают безвозмездность по отношению к плательщику, направление в доход публичной власти в лице государства*(49), периодичность взимания (обычно летом)*(50). Отмеченные признаки публичных доходов свидетельствуют о том, что в Московском государстве податная система строилась на основе взимания именно конкретных налогов. 

Что касается целей  уплаты публичных платежей, то они, по крайней мере в известных нам  законодательных источниках того времени, не были определены надлежащим образом. Это не в последнюю очередь связано с тем, что усилившаяся царская власть на своем пути к абсолютизму не желала явным образом обосновывать конкретную причину взимания платежей, тем самым заставляя своих подданных лишь догадываться о том, откуда берутся налоги и на какие цели они расходуются. Так что основным их предназначением считается поддержание могущества государственной власти на всей подчиненной территории. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эволюция понятия налога: от Древней Руси к Московскому государству