Классическая экономическая школа и ее концепция налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:49, реферат

Описание работы

Целью является: рассмотрение классической экономической школы и ее концепция налогообложения.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- изучить особенности развития классической экономической школы.
- рассмотреть проблему налогообложения в работах великих экономистов в классической экономической школе.
- описать современный взгляд на классическую теорию налогообложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

5.при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Один из важнейших принципов построения налоговых систем — принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавля­ющем большинстве развитых стран и практически всегда наруша­ется в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков по­нимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться та­кие права или ответственность, которые не могли бы быть распро­странены на других. Нарушение принципа равенства налогопла­тельщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национально­му, сословному, возрастному или иным признакам.

    Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налого­плательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам исполь­зовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возни­кала в истории в сфере налогообложения отдельных видов нед­вижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, пе­рерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широ­кого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных зат­рат. Традиционно высокими издержками отличается система на­логообложения доходов физических лиц, особенно в условиях от­носительно низкого уровня доходов среднего класса

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регули­рующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической дея­тельности относятся: искажение данных и материалов государ­ственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теря­ет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельнос­ти в стране.

К числу основных принципов построения цивилизованной на­логовой системы можно отнести также принцип доступности и от­крытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и дос­тупность информации по всем вопросам налогообложения пред­ставляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно.

Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который сил бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость  и доступность информации  может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам. Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведе­ний не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо обра­зом можно вычислить экономические показатели одного из них.

 

 

 

2.2.Проблема налогообложения в работах великих экономистов классической школы

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Теория налогообложения в период зарождения и развития классической политэкономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). В литературе по истории экономической мысли на русском языке (за исключением специальных исследований) теме налогов и налогообложения редко уделяется место. Основная причина состоит в общей особенности данного предмета: всегда и везде вопросы о налогах теснейшим образом переплетаются с хозяйственной практикой и не могут быть освещены в отрыве от нее. Конечно, раз было такое явление, как налоги, люди о них думали. Однако это не было мышлением теоретическим. В плане общих закономерностей, внутренней природы налога и в плане воздействия различных налогов на экономику страны, а также в плане сравнения эффективности различных видов налогообложения для государственной казны и т.д. - под таким углом о налогах стали думать сравнительно недавно. «Трактат о налогах и сборах» У. Пегги был, вероятно, одним из первых теоретических сочинений специально на эту тему.[5]

Ирландец У. Петти (1623 - 1687) является тем типом мыслителя, для которого экономическое познание представляло собой самостоятельный интерес. Многие считают, что он был первым профессиональным экономистом. Разделяя идеи меркантелизма, ученый всячески старался подойти к решению круга экономических вопросов, задач и проблем системно, увязывая многочисленные факторы между собой и стараясь учесть их взаимодействие. Он высказывал в своих работах, посвященных, главным образом, обоснованию экономической политики, те экономические идеи, которые вошли затем как составная часть в классическую политическую экономию.

Основной труд У. Петти, посвященный налогообложению, - «Трактат о налогах и сборах» написан в 1662 г.

Налогообложение, как говорил Петти, памятуя об истории двадцатилетних бедствий Англии с корабельной пошлиной, всегда являлось предметом «неясности и сомнения относительно права обложения налогами» [6]

В своей работе У. Петти выводит аксиому: «чем беднее государство, тем выше налоги». Иначе, чем меньше государство располагает возможностями вне налоговых поступлений, тем больше оно вынуждено обременять своих граждан.

Ученый, понимая роль государства в рыночных отношениях, выделил шесть основных статей государственных расходов (неизбежных для того времени), которые должны покрываться за счет взимания налогов: 1) расходы на оборону; 2) содержание госаппарата и отправление правосудия; 3) содержание церкви; 4) расходы на образование; 5) содержание сирот и немощных людей; 6) дорожные и другие транспортные расходы. Как видим, структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных государств.

По мнению У. Петти, наиболее рациональными можно считать следующие налоги:

1. Земельная рента (с резервных земель).

2. Рента с домовладений (особенно в крупных городах).

3. Таможенные пошлины (сборы и налоги с вывозимых товаров для защиты внутреннего рынка и с ввозимых для ограничения их ввоза).

4. Подушный налог («часто чрезвычайно запутанный»). У. Петти считал, что данный налог должен быть самым простым прямым налогом, наиболее равномерным и легко осуществимым. Произвол и беспорядок происходит в том случае, если он взимается с титулов или должностей, когда люди стремятся платить его по самым низким ставкам. Данный налог к тому же позволяет вести точные и разнообразные подсчеты числа жителей данного государства.

5. Лотерея (скрытый налог, самообложение, «на несчастных, самонадеянных глупцов», которые хотят быть обманутыми). В случае лотереи государство должно установить долю, в какой люди будут платить за свои ошибки, и заботиться о том, чтобы людей не обманывали «так сильно и часто, как они сами это допускают».

6. Добровольные взносы (обложения только для определенных групп, члены которых во избежание порицания со стороны общественного мнения вносят соответствующие суммы).

7. Денежные штрафы (налог за определенные преступления).

8. Монополия (особый вид обложения как на монопольные товары, так и на введение новых должностей).

9. Акциз (сбор за потребительские товары). У. Петти, в частности, полагает, что нельзя брать акциз с зерна, пока оно не превращено в хлеб, с шерсти, пока она не превращена в сукно. С хлеба и сукна можно взять больший акциз, ибо в них вложен дополнительный человеческий труд.

Итак, У. Петти заложил теоретические основы налогообложения. Из его работы видно, что во времена ученого обсуждались разные проблемы налогообложения: множество налогов, их нерациональность и несправедливость, а также пути и способы безболезненного для граждан сбора налогов.

Ученые-классики считали, что конкурентная экономическая система обладает автоматическими механизмами, которые способны обеспечить стабильное развитие экономики. Налоги играли лишь роль источников дохода бюджета государства, а полемика велась вокруг справедливости их взимания и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью задач государства, таких как обеспечение функционирования конкурентного рынка и гарантии устойчивости покупательной способности денег.[7]

Яркими представителями данной теории налогов были А. Смит и Д. Рикардо.

Теория А. Смита (1723-1790), изложенная в его известнейшем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), представляет цельную систему взглядов, в которой экономические понятия, положения, выводы, как правило, взаимоувязаны между собой. Не являются исключением и предлагаемые Смитом принципы налогообложения. Они основываются на его концепции равнозначности различных видов труда, положении о роли государства как «ночного сторожа», а не регулятора экономических процессов.

Книга пятая труда А. Смита, называемая «О расходах государя или государства», составляет треть всего тома и является почти самостоятельным трактатом о государственных финансах. По мнению И. Шумпетера, ей предстояло превратиться в основу для всех трактатов XIX в. по данным вопросам и остаться в этой роли до тех пор, пока не утвердился (прежде всего, в Германии) так называемый «социальный подход» (налогообложение в качестве инструмента социальных реформ).[8]

Вторая глава книги пятой посвящена налогам, которая включает исторический очерк расходов и доходов казны и элементарную теорию распределения налогового бремени: рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов.

В своей работе Смит впервые дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства. «Налоги есть обложение, во-первых, ренты, во-вторых, прибыли, в-третьих, заработной платы и, в-четвертых, всех этих трех источников частного дохода».[9]

Ученый также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Он также обосновал принцип пропорционального разделения налогового бремени - по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков.[10]

Итак, «налог, необдуманно установленный, создает сильные искушения к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них...».[11]

Подобное умозаключение, сделанное двести с лишним лет назад, как и многие другие замечания и предложения создателя «Богатства народов», звучит порой так, будто написаны недавно.

Давида Рикардо(1772 - 1823).Он является автором множества работ, среди которых особое место занимают «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Продолжая развивать принципы экономического либерализма, Д. Рикардо уделил значительное внимание в своей работе теоретическому осмыслению таких категорий, как рента, стоимость, заработная плата, капитал, налогообложение. Сама работа состоит из 32 глав, из которых гл. с 8 по 19 - законы налогового обложения.

В главе 8 «О налогах» Д. Рикардо писал, что налоги составляют «ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства».[12]

При этом возможны два источника возмещения налогов: из капитала (в дальнейшем К. Маркс обозначит эту категорию как «основной капитал») и из дохода страны («добавочный капитал» по К. Марксу). Если годовое производство отдельной страны значительно превышает ее совокупное годовое потребление, то возникает доход («добавочный капитал»), и налоги в этом случае платятся за счет дохода. Капитал страны при этом остается прежним или даже возрастает. Такая ситуация является нормальной и благоприятной для развития экономики страны. Если же совокупное годовое потребление не покрывается годовым производством, то сборы и налоги платятся за счет самого капитала («основного капитала»), что, следовательно, приводит к его уменьшению. Основной капитал может увеличиваться (прирастать) либо вследствие увеличения производства, либо вследствие уменьшения непроизводительного потребления (как населения, так и публичной власти) Составитель.[13]

Потребление правительства, в свою очередь считал Д. Рикардо, может возрастать, компенсируясь путем взимания добавочных налогов или покрываясь за счет увеличения производства либо уменьшения массового потребления, и в этом случае налоги относятся на доход («добавочный капитал»). Основной национальный капитал при этом остается нетронутым. Но если потребление публичной власти возрастет, а производство не увеличится или же не уменьшится непроизводительное потребление всего народа, то налоги неизбежно упадут на основной капитал (т.е. будет затронут фонд, предназначенный для воспроизводства)

С точки зрения Д. Рикардо, нет таких налогов, которые не имели бы тенденции уменьшать силу накопления, поскольку все налоги неизбежно падают или на капитал, или на доход. Если они падают на капитал, то, следовательно, должен уменьшиться тот фонд, размером которого всегда регулируется производственная деятельность страны, последствия чего пагубны. Если же они падают на доход, то налоги или уменьшают прирост капитала (и это в разумной степени наиболее благоприятный случай), или заставляют налогоплательщиков уменьшать прежнее потребление. Следствием этого является снижение жизненного уровня населения, что, естественно, рассматривается как нежелательный фактор.[14]

Информация о работе Классическая экономическая школа и ее концепция налогообложения