Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:35, реферат

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
- защита территории;
- выполнение управляющих и распределительных функций;
- поддержание внутреннего порядка;
- сбор налогов и податей с населения.

Содержание

Введение
Сущность налога.
Теоретические основы классификации налогов
Традиционная классификация налогов
Международная классификация налогов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)   
 
 

Дьячкова  Полина Васильевна

Тема: «Классификация налогов »

Контрольные вопросы по специальности:

 «Налоги  и налогообложение»  

Студентки 4 курса заочной формы обучения

       
 

Преподаватель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва,2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 

  1. Сущность налога.
  2. Теоретические основы классификации налогов
  3. Традиционная классификация налогов
  4. Международная классификация налогов

    Заключение 

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

     Налоги  известны с глубокой древности. Во времена  натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в  виде оброка у крестьян, ремесленников  в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

     - защита территории;

     - выполнение управляющих и распределительных функций;

     - поддержание внутреннего порядка;

     - сбор налогов и податей с населения.

     По  мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

     Неизбежность  налогов настолько очевидна, что  еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости  США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

     Налоги  – основной источник формирования доходов государства, важнейший  элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет  особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.  
 

  1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА.

 Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды  денежных средств. Очевидно также, что  источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

 Прежде  всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ... " (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.  

 Налоги  – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

 Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

 

 К ним относятся:

 1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

 2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

 3) источник  налога  - т.е.  доход из которого выплачивается налог;

 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. 

 Налоги  могут взиматься следующими способами: 

 1) кадастровый -  (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

 Примером  такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. 

 2) на основе декларации

 Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

 Примером  может служить налог на прибыль.  

 3) у источника

 Этот  налог вносится лицом выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

 Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее  вычитается сумма налога и перечисляется  в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. 

 Существуют  два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. 

 В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на  части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. 

 В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

 Глобальная  налоговая система широко применяется  в Западных государствах. 
 
 
 
 
 

     2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ

     Значительное  место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д.

     Классификация налогов имеет также важное юридическое  значение. Она способствует систематизации налогов, которая необходима и в  законодательных целях:

     Во-первых, разумное построение налоговой системы  требует упорядочения налогов, исключения дублирующих платежей. В результате налоговое бремя будет распределяться оптимально.

     Во-вторых, при налогообложении разных объектов применяются разные приемы юридической техники. Для уяснения сути различий необходимо разграничить основания налогообложения.

     В-третьих, необходима группировка налогов, имеющих  одинаковую природу, в целях избежания  двойного налогообложения, при котором  один и тот же субъект вынужден уплачивать одни и те же или сопоставимые налоги многократно.

     В-четвертых, систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства. При толковании по аналогии необходимо решить, какой  аналогией правильнее воспользоваться  Классификация налогов ограничивает поиски аналогичных норм и принципов, что позволяет избежать опасности применения аналогии в налоговом праве.

     Разделение  всех видов налогов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками.

     Эти признаки учитывают различия налогов  в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты  или результаты производственной деятельности и т.п. Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения  налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства, и, как правило, формируются на протяжении всей истории развития податных систем стран мира. Классификационные признаки – неотъемлемый атрибут налоговой науки, они существуют как бы сами по себе. Другое дело, что при выборе видов налогов можно не вводить такие налоги, которые обязательно подпадали бы под тот или иной классификационный признак.

     Классификация налогов по различным признакам имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны с древних времен. Группировка же в соответствии с этими критериями тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-политических отношений в стране и сложившихся традиций в налоговых отношениях.

     Многообразие  налоговых классификаций, группировок  и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов, а также позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков. Экономическая наука не относится к точным, таким как, например, химия. И классификационную таблицу налогов, хотя бы в какой-то степени приближающуюся к точности классификационной таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, построить практически невозможно. Многие выдающиеся ученые-экономисты, занимающиеся в своих налоговых исследованиях таксономией, так и не пришли к единой точке зрения по обоснованию классификационных признаков и особых свойств системы налогов.

       Соответственно и в учебной  литературе сложно найти два  учебника с полностью одинаковыми  классификационными признаками.

     Тем не менее, учеными определен ряд  классификационных критериев, по которым всю совокупность платежей налогового характера можно подразделить на группы:

  1. По плательщикам

     В зависимости от плательщиков все  налоги можно подразделить на три  группы:

- Налоги, уплачиваемые физическими лицами;

Информация о работе Классификация налогов