Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:13, реферат

Описание работы

Налоги существуют давно. Прежде, чем классифицировать виды налогов, давайте разберемся, для чего они нужны, какие функции они выполняют в государстве?
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и стимулирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Содержание

1. Введение_____________________________________________________2
2. Классификация налогов в зависимости от органа, который
устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги_______3
3. Классификация налогов по форме взимания________________________5
4. Классификация налогов по целевой направленности их введения______6
5. Классификация налогов по субъекту налогообложения_______________7
6. Классификация налогов по степени обложения______________________8
7. Классификация налогов в зависимости от бюджета, в который
зачисляется налог_______________________________________________8
8. Классификация налогов в зависимости от лица, исчисляющего налог___ 9
9. Классификация налогов в зависимости от порядка введения__________ 10
10. Классификация налогов по форме_________________________________ 10
11. Классификация налогов по регулярности уплаты_____________________ 11
12. Заключение____________________________________________________11
13. Литература_________________________________________________________ 12

Работа содержит 1 файл

реферат 1.docx

— 42.08 Кб (Скачать)
 
 
Примеры прямых налогов Примеры косвенных  налогов
  1. Подоходный налог
  2. Налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.)
  3. Налог с наследства и дарения
  4. Имущественный налог
  5. Налог на добычу полезных ископаемых
  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Налог с продаж
  3. Акцизы
  4. Экологический налог
  5. Таможенная пошлина
 
 

4. Классификация налогов по целевой направленности их введения 

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом.

Абстрактные налоги (их еще называют налогами общего назначения) устанавливаются без обозначения  целей, на финансирование которых будут  в дальнейшем использоваться доходы от этих налогов. Собранные при налогообложении средства обезличиваются в бюджете и используются на обще бюджетные цели: на финансирование государственного управления, образование, здравоохранение, оборону и пр. Так, не обозначена цель взимания налога на прибыль организаций, НДС, акцизов и большинства других налогов.

целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов

Целевые налоги (по другому их называют специальными налогами) устанавливаются с целью финансирования определенных видов расходов. По общему правилу поступления от налогов не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога). Однако известно, что нет правил без исключений, например таким исключением является единый социальный налог. Глава 24 НК РФ в первой редакции начиналась со следующей нормы: «Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации – и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь». Этот налог в определенной пропорции поступает либо напрямую, либо через бюджет в соответствующие внебюджетные фонды. Названные фонды используют поступившие средства по назначению. История развития налогообложения свидетельствует о том, что тенденцией является сокращение доли целевых налогов в налоговой системе. 

              5. Классификация налогов по субъекту налогообложения 

взимаемые только с физических лиц;

В налоговых системах стран Запада для обозначения  этих налогов применяют термин «индивидуальные  налоги». К этой группе относятся  налог на доходы физических лиц, налог  на имущество физических лиц, налог  с наследований или дарений.

взимаемые только с юридических лиц.

. На Западе эти  налоги именуют корпоративными. К данной группе относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

• взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

При определении  круга плательщиков в НК РФ используются несколько терминов: плательщиками  являются либо «организации (российские или иностранные)», либо «организации и индивидуальные предприниматели», либо «лица, признаваемые плательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации», либо «лица, производящие выплаты физическим лицам», либо «индивидуальные предприниматели, адвокаты», либо «организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели», либо «лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства».

Налоги, взимаемые  как с юридических, так и с  физических лиц (смешанные налоги), – самая многочисленная группа налогов. В их числе: единый социальный налог, сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов, водный налог, государственная  пошлина, транспортный налог, земельный  налог. 

    6. Классификация налогов по степени обложения 

•     Прогрессивный налоги— налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

В финансовой практике существует два вида прогрессии: простая  и сложная.

При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (стоимости имущества) для  всей его суммы.

При полной сложной  прогрессии доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей  ставке, то есть повышенные ставки действуют  не для всего увеличившегося объекта  налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую.

•    Пропорциональный налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);

•      Регрессивный налог — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).  
 

7. Классификация налогов в зависимости от бюджета, в который он зачисляется 

закрепленные налоги;

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают  в бюджет того или иного уровня бюджетной системы, закреплены за ним  как доходный источник. Среди таких  налогов выделяют налоги, которые  поступают в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты. 

регулирующие налоги.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают  в бюджет того или иного уровня бюджетной системы, закреплены за ним  как доходный источник. Среди таких  налогов выделяют налоги, которые  поступают в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты.

К регулирующим налогам  относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются  нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или  местные бюджеты на очередной  финансовый год. Нормативы отчислений могут вводиться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений  в налоговое законодательство РФ. Собственные доходы бюджетов субъектов  РФ от региональных налогов, а также  от закрепленных за этими субъектами федеральных налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в  процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов  РФ на срок не менее 3 лет.

Иными словами, регулирующие налоги закреплены за определенным уровнем  бюджетной системы, но при бюджетном  регулировании могут передаваться с верхнего уровня на нижний в целях достижения баланса бюджетов нижнего уровня. К такому методу регулирования прибегают, если собственных, закрепленных за региональными и местными бюджетами доходных источников оказывается недостаточно для покрытия расходов этих бюджетов. Таким образом расширяется доходная часть нижестоящего бюджета, т. е. ресурсная база нижестоящего бюджета отчасти формируется за счет закрепленных доходов вышестоящего бюджета.

Однако законодательством  не допускается использование доходов (в том числе закрепленных налогов) нижестоящих бюджетов для регулирования  вышестоящего бюджета. Отсюда следует, что местные налоги не могут выступить  в качестве регулирующих для регионального бюджета, а региональные налоги – в качестве регулирующих для федерального бюджета. 

8. Классификация налогов в зависимости от лица, его исчисляющего 

Окладные  налоги.

Исчисляют не налогоплательщики, а налоговые органы. В современной  налоговой системе России к числу  окладных относятся транспортный и  земельный налоги (если плательщиком является физическое лицо), а также  налог на имущество физических лиц. После исчисления суммы налога налоговый  орган направляет плательщику налоговое  уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения  плательщиком названного уведомления. В уведомлении указываются размер налога, налоговая база и сроки  уплаты налога. Как видно, окладными  налогами облагаются физические лица. Если обязать этих лиц самостоятельно исчислять указанные налоги, то неизбежны  ошибки и судебные разбирательства. 
 

Неокладные  налоги.

Налогоплательщики исчисляют самостоятельно. Налоговые  органы лишь контролируют правильность исчисления налогов (камеральный контроль деклараций либо контроль в форме  выездной проверки) и своевременность  их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных предпринимателей – неокладные. Упомянутые в связи с окладным обложением транспортный и земельный налоги также рассматриваются как неокладные, если их уплачивают организации.

 

9. Классификация налогов в зависимости от порядка введения 

Общеобязательные  налоги.

Устанавливаются НК РФ и вводятся федеральными законами. Эти налоги обязательны к уплате на всей территории России. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 13 НК РФ. 

Факультативные  налоги

Факультативными налогами признаются все региональные и местные  налоги, предусмотренные ст. 14, 15 НК РФ. Эти налоги также устанавливаются  НК РФ, но вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  РФ (муниципальных образований) в  соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ (нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований) о налогах. Факультативность налогов означает, что их введение на той или иной территории не обязанность, а право местных властей. Впрочем, поскольку в современной отечественной  налоговой системе установлены  лишь три региональных и два местных  налога, их факультативность только декларируется. Действительно, вряд ли субъекты РФ и  муниципалитеты в условиях недостаточности  финансовых ресурсов откажутся от введения на своей территории этих налогов. 

           10. Классификация налогов по их форме 
 

изымаемые в натурально-вещественной форме;

Натурально-вещественные налоги – исторически исходная форма  налогообложения, когда публичная  власть изымала определенную часть  созданного налогоплательщиком продукта. Объясняется это неразвитостью  товарно-денежных отношений. К натурально-вещественному  обложению обращались и в более  позднее время в периоды нарушений  денежного обращения, гиперинфляции, когда мобилизованные в бюджет средства обесценивались раньше, чем осуществлялись бюджетные расходы. В СССР подобная система применялась в первые послереволюционные годы, когда был  установлен натуральный продовольственный  налог. Его заменили в 1925 г. на денежные налоги после успешного проведения денежной реформы.

В настоящее время  в России есть лишь один пример натурально-вещественного  обложения – в рамках системы  налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В качестве натуральной формы  уплаты налога выступает доля добытого полезного ископаемого, передаваемая пользователем недр государству  в соответствии с соглашением  о разделе продукции.

• изымаемые в денежной форме.

В современном мире денежные налоги – это превалирующая  форма налогообложения. В НК РФ налог  определен как платеж, взимаемый  в форме отчуждения принадлежащих  налогоплательщику денежных средств. Что касается сборов, то в НК РФ не содержится требования к форме этих обязательных взносов. Однако в налоговой  системе отсутствуют сборы, взимаемые  в натурально-вещественной форме. В  экономической и юридической  литературе налоговые отношения  рассматриваются как особый вид  денежных отношений. 

    11. Классификация налогов по регулярности уплаты 

Регулярные  налоги.

Уплачиваются в  соответствии с законодательно установленной  периодичностью. Такие налоги взимаются  все то время, пока налогоплательщик владеет каким-либо налогооблагаемым имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляет деятельность, направленную на получение налогооблагаемого  дохода. Почти все налоги в современной  налоговой системе – регулярные. 

Разовые налоги.

 Взимаются по  основаниям, которые возникают достаточно  редко. К числу таких платежей  относится государственная пошлина. 
 

Информация о работе Классификация налогов