Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе:
1. рассмотрена экономическая сущность и функции налогов;
2. представлена классификация налогов;
3. изучены элементы налогов и налоговая терминология.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ…………...5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ………………………………………………13
3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И НАЛОГОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ……………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ…………...5

2. КЛАССИФИКАЦИЯ  НАЛОГОВ………………………………………………13

3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА  И НАЛОГОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ……………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В сфере научных знаний о закономерностях  общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами — сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большей части лишен социальной составляющей.

     Возникает вопрос: действительно ли налог — это неминуемое зло, избавиться от которого стремиться каждый человек? Что выражает понятье «налог» в своей сущности и каковы его свойства?

     Наиболее  распространенный ответ состоит в том, что налоги — это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения — объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через бюджетно-финансовые инструменты его продвижения вперед [5, с. 3].

     Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств. Оно может использовать для покрытия своих ресурсов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства существует один главный доход - налога. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.

     Таким образом, именно налоги являются необходимым инструментом построения экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

     В связи с вышеизложенным, тема исследования является весьма актуальной.

     Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.

     Для достижения этой цели в работе:

  1. рассмотрена экономическая сущность и функции налогов;
  2. представлена классификация налогов;
  3. изучены элементы  налогов и налоговая терминология.

     При подготовке курсовой работы были использованы законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь, Налоговый кодекс (Особенная часть) Республики Беларусь учебники и учебные пособия по налогообложению, таких ученых-экономистов Беларуси, как Зайца Н. Е., Адаменкова С.И., Дрозд С.С., Муравьёва З.А., и другие. 
 
 
 

      1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ 
 

     Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства [8, с.14].

     Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий - государственные доходы и расходы, а на их основе - категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения созданного в сфере производства прибавочного продукта и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.

     Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

     Во-первых, движенце стоимости в налоговых  отношениях носит безвозмездный  характер, а во-вторых, односторонний. При уплате налогоплательщиком налогов  государству отсутствует встречное движение эквивалентной стоимости, как это бывает в классическом акте купли-продажи.

     Используемые  и регламентируемые государством налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их [6, с.12].

     Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда:

     Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи.

     Во-вторых, они влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его.

     В-третьих, налоги определяют соотношение между  издержками производства и ценой товаров и услуг [7, с.17].

     Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно: налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.

     Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых  платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

     Таким образом, исследуя сущность налогов  с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта.

     Финансовые  отношения между государством и  хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

     Основными признаками налога как экономической категории являются: императивность, индивидуальная безвозмездность, законность, уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства, абстрактность, относительная регулярность.

     Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности платить налог в бюджет государства. В то же время налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет [9, с. 9].

     Индивидуальная  безвозмездность налогов означает, что налогоплательщики не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретные налоговые изъятия.

     Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства.

     Законность  налогов означает, что их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Налоги взимаются только с законных операций, то есть налоги характеризуются легитимностью.

     Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего  государства, а затем распределение  по видам расходов за счет уплаты налогов  образуется государственный бюджетный  фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда.

     Относительная регулярность налога выражается в периодической  его уплате в установленные законом сроки [9, с. 12].

     Одним из важных принципов налогообложения  является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в следующем:

     - налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

     - налоговая    структура    должна    содействовать    проведению    политики стабилизации и развития экономики страны;

     - налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частые общества;

     - административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными

     Сущность  любой экономической категории  раскрывается посредством ее функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [8, с.16].

     Конкретная  формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычаю выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая и контрольная.

     Фискальная  функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государства, что связано с ростом объемов производства, развитием научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода.

     Рост  налогов в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этого стало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных социальных групп. По этим причинам с середины 80-х годов XX в. заметно снижение налоговых поступлений. Однако, несмотря на некоторое снижение налоговых поступлений, их доля в национальном доходе остается высокой.

Информация о работе Классификация налогов