Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе:
1. рассмотрена экономическая сущность и функции налогов;
2. представлена классификация налогов;
3. изучены элементы налогов и налоговая терминология.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ…………...5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ………………………………………………13
3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И НАЛОГОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ……………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)
gn="justify">     Фискальная  функция налогов отражает форму  принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

     Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация, финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.       

     Сформированные  преимущественно налоговым методом  бюджетные ресурсы предназначены  для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс [8, с.17].

     Отсюда  следует, что налоговые отношения  включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льют, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

     Существуют  следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц ил категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форм отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

     Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

     Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

     Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующем субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пре делах суммы налоговых поступлений в бюджет.

     Для стимулирующей функции в отличие  от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятельности налогоплательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций. Никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает.

     Из  сущности налогов вытекает и распределительная, а точнее перераспределительная функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений [10, с.18].

     Через налоги реализуется главное их общественное назначение - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).

     Формирование  доходов государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций.

     Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства, развитием экономики в стране у этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

     Сегодня регулирующие возможности налогов  настолько велики, что их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

     Регулирующая  функция неотделима от других функций  налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определённую сторону налоговых отношений [10, с.19].

     Для того чтобы обеспечивать деловую  активность людей система налогообложения  должна отвечать следующим требованиям:

     • максимальная простота налоговой системы;

     • целостность налоговой системы;

     • стабильность и устойчивость налоговых  ставок, и порядок исчисления налоговых  взносов в бюджет и внебюджетные фонды;

     • нейтральность системы налогообложения  по отношению ко всем плательщиков налогов [13, с. 26].

     Таким образом, можно отметить, что налоги в экономической структуре государства  выступают как объективная реальность и как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом. Их сущность выражается в  отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Государство в этих отношениях выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности и принуждения.  
 
 
 
 

     2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ 

     Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

     Состав  налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (приложение 1).

     Данная  классификация необходима как для  составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства [8, с.25].

     Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

     Классифицируя налоги по различным признакам, следует  отметить, что по характеру взаимоотношений  между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

     I) Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия).

     1.1 Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

     Прямые  налоги делятся на реальные и личные.

     1.1.1 Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

     1.1.2 Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.                

     К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль; ресурсные платежи; налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

     1.2 Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, акцизы, налог на операции с ценными бумагами и другие налоги).

     В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость [11, с.21].

     Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

     Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

     - по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

     - по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

     - по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

     - по характеру отношений: конвенционные и автономные.

     Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

     Автономная  пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

     Таможенные  пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

     Таможенная  пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

     Таможенная  пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года. 

     II) Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные [8, с.28].

     2.1 Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

     2.2 Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

Информация о работе Классификация налогов