Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового контроля 5
Экономическое содержание налогового контроля 5
Общая характеристика органов налогового контроля РФ 10
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц 14
2.1. Общая характеристика камеральных налоговых проверок 14
2.2. Сущность выездных налоговых проверок 17
2.3. Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) 21
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

контроль налоговой службы.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

   Формы налоговых деклараций и порядок  их заполнения утверждаются Министерством  Финансов РФ. Налоговая декларация предоставляется в установленные  законодательством о налогах  и сборах сроки.

   Налоговая декларация, составленная на бумажном носителе, должна заполняться на компьютере, пишущей машинке или чернилами. Не допускаются карандашные записи и неоговоренные исправления. Декларация подписывается налогоплательщиком или его представителем, имеющим соответствующие полномочия, и скрепляется в соответствующих случаях печатью налогоплательщика.

   Кроме налоговых деклараций в ходе камеральных  налоговых проверок используются формы  бухгалтерской отчетности, которые  предоставляются в налоговую  инспекцию в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и со ст. 23 НК РФ, а также иные документы, предоставленные налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом. Однако все эти документы являются не объектами камеральных проверок, а источниками информации для проверки данных, указанных налогоплательщиком в налоговых декларациях. Кроме этого налоговая инспекция имеет право использовать любую информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем. Основными источниками такой информации являются:

  • документы налогоплательщика, предоставленные им при государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
  • налоговые декларации и бухгалтерская отчетность за предыдущие налоговые периоды;
  • информация, поступающая в налоговую инспекцию от государственных органов;
  • информация, полученная налоговыми органами в ходе контрольной работы.

   Начиная с 2007 г. при проведении камеральной  проверки налоговый орган вправе дополнительно истребовать у  налогоплательщика те документы, которые  перечислены в ст. 88 НК РФ. Среди них, в частности, указаны документы, подтверждающие налоговые льготы, используемые налогоплательщиком; документы, подтверждающие налоговые вычеты «входящего» налога на добавленную стоимость. Однако сам налогоплательщик вправе представить такие сведения наряду с пояснениями относительно выявленных ошибок в налоговых декларациях.

   Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого  камеральная проверка не теряет своей  значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяет обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы.

   Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности предоставления налоговой отчетности. В ст. 88 НК РФ определено, что срок проведения камеральной проверки составляет три месяца со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

   Камеральные налоговые проверки проводятся должностными лицами отделов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями  по месту нахождения налоговой инспекции. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. В Налоговом кодексе РФ не предусмотрено информировать налогоплательщика о начале камеральной налоговой проверки.

   О ходе камеральной проверки налогоплательщик узнает только в том случае, если в процессе налогового контроля выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между содержащимися в них сведениями. Об этом сообщается налогоплательщику с требованием в течение пяти дней предоставить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 

   2.2. Сущность выездных  налоговых проверок 

   Целью проведения выездных налоговых проверок является обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. Проведение выездных налоговых поверок призвано решать несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение возможных налоговых правонарушений в будущем.

   В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения. Порядок проведения выездной проверки прописан в НК РФ более детально по сравнению с камеральной. Кроме того, в отличие от камеральной проверки выездная налоговая проверка содержит широкий арсенал методов контроля.

   Выездная  налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика  на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа. В  случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, ВНП проводится по месту нахождения налогового органа.

   Выездные  налоговые проверки делятся на комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при тематической – одному или нескольким налогам либо по отдельным вопросам, например, по возмещению налога на добавленную стоимость.

   За  последние годы сложилась тенденция  снижения количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности. Так, в 2007г. было проведено всего 106 тыс., a в 2009 г. – 86 тыс. Стремительно росли и доначисления. В 2005 году сумма поступлений на одну проверку составляла 350 тыс. рублей, в 2007 она возросла до 1 млн. рублей, а по итогам 2009 года — увеличилась до 1,72 млн. рублей.5

   Важно отметить тенденцию роста результативности выездных налоговых проверок с 90% в 2005 г. до почти предельных 99,7% в 2009 г. Снижается количество нерезультативных выездных проверок.

   Сокращается количество тематических проверок, что  свидетельствует о комплексном  подходе налоговых органов к  их организации. Если в 2007 г. было проведено 17 тыс. таких проверок, то в 2009 г. – 12 тыс. По заявлению Т.В. Шевцовой, заместителя  руководителя ФНС России, налоговое ведомство стремится к минимизации тематических проверок.

   Выездная  налоговая проверка состоит из следующих  этапов:

  1. Вынесение решения о назначении проверки
  2. Проведение проверки непосредственно, в том числе проведение инвентаризации, осмотра и других мероприятий налогового контроля.
  3. Составление справки о проведенной проверке.

   Решение о проведение выездной налоговой  проверки выносит налоговый орган  по месту нахождения организации  или по месту жительства физического  лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществляющий учет этой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

   Решение о проведении выездной налоговой  проверки должно содержать следующие  сведения:

  • наименование налогового органа;
  • номер решения и дату его вынесения;
  • наименование налогоплательщика (налогового агента, индивидуального предпринимателя);
  • индетификационный номер налогоплательщика
  • код причины постановки на учет;
  • периоды финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) либо его филиала или представительства, за которые проводится проверка;
  • предмет проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
  • фамилия, имена и отчества, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных органов;
  • подпись лица, вынесшего решение, с указанием его ФИО, должности и классного чина.

   Отсутствие  какого-либо из перечисленных реквизитов может привести к непризнанию  результатов проведенной выездной проверки. Иногда у налоговых органов возникает необходимость в ходе проведения проверки изменить или расширить состав проверяющей группы. В этом случае в обязательном порядке должно быть внесено новое решение (постановление) о внесении изменений или дополнений.

   В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведение проверки. С 2007 г. налоговые органы не вправе проверять налоговые периоды текущего календарного года.

   Налоговый орган не вправе проводить две или более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. В отдельных случаях налоговые органы вправе повторно проверить один и тот же налог за один и тот же период. Такое допускается только в следующих случаях:

  • в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • проведение проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельность налогового органа, проводившего проверку.

   Налоговые органы  не вправе проводить в отношении налогоплательщика более двух выездных  налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением по распоряжению руководителя ФНС).

   При определении количества выездных налоговых  проверок налогоплательщика не учитывается  количество проведенных самостоятельных  выездных налоговых проверок его  филиалов и представительств.

   В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

   Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

     С начала 2007 г. изменены сроки  проведения выездных налоговых  проверок. По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

   Срок  проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. При этом выездная налоговая проверка может быть приостановлена. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  • истребования документов(информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица;
  • получения информации от иностранных государственных органов;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, предоставленных налогоплательщиком на иностранном языке.

   Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

   Участвовать в проверках на стороне налогоплательщика  могут лица, которые, по мнению налогоплательщика, ему полезны. Для их участия необходимо в соответствии с гражданским законодательством оформить доверенность на предоставление интересов. 

   2.3. Проверки по налогу  на доходы физических  лиц (НДФЛ)

   Основным налогом, которым облагаются налогоплательщики – физические лица – это налог на доходы физических лиц. Врятли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В России, как и в большинстве стран, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета (Табл. 1).6

   Табл. 1. Поступление доходов  за январь-октябрь 2009-2010 гг.

   Поступление администрируемых ФНС  России доходов в  консолидированный  бюджет Российской Федерации  за январь-октябрь 2009-2010 гг.
                   млрд. рублей
        январь-октябрь    в процентах к 2009 году
   2009 год    2010 год
   Всего    5 175,7    6 331,1    122,3
   Налог на прибыль организаций    1 071,6    1 485,7    138,6
   Налог на доходы физических лиц    1 306,3    1 383,1    105,9
   Налог на добавленную стоимость    1 027,9    1 165,7    113,4
   Акцизы    269,7    365,5    135,5

Информация о работе Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц