Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового контроля 5
Экономическое содержание налогового контроля 5
Общая характеристика органов налогового контроля РФ 10
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц 14
2.1. Общая характеристика камеральных налоговых проверок 14
2.2. Сущность выездных налоговых проверок 17
2.3. Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) 21
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

контроль налоговой службы.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

   Последовательно увеличиваются размеры социальных налоговых вычетов. С 2007 г. Увеличен размер вычетов на обучение и лечение, введены вычеты на взносы в государственные пенсионные фонды и страховые компании по добровольному пенсионному страхованию

   В настоящее время расходы плательщика:

  • На свое собственное обучение, лечение, медицинские услуги и лекарства, на взносы в негосударственный пенсионный фонд и страховую компанию по добровольному страхованию – уменьшают в совокупности его налогооблагаемый доход до 120 тыс. руб.;
  • На обучение детей – уменьшают доход плательщика до 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
  • На дорогостоящее лечение свое собственное и близких родственников (по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201) – полностью уменьшают доход плательщика;
  • На благотворительные цели – уменьшают доход плательщика не более чем на 25%.

   Имущественные налоговые вычеты предоставляются плательщику:

  • На суммы полученные им от продажи жилья, дач, земельных участков, находившихся в собственности менее трех лет, не превышающие 1 млн руб.; а также суммы, полученные от продажи иного имущества, не превышающие 250 тыс. руб.;
  • При продаже все видов имущества, находящихся в собственности плательщика три года и более, вычет предоставляется полностью на сумму, полученную от продажи имущества;
  • На сумму израсходованную плательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья не превышающую 2 млн руб., без сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам на эти цели.

   Профессиональные  налоговые вычеты имеют право получать:

  • Предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой;
  • Плательщики, получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера;
  • Плательщики, получающие вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

   Если  эти расходы не могут быть подтверждены документально, то для плательщиков, получающих вознаграждение, они принимаются  к вычету в размерах от 20 до 40 % суммы  начисленного дохода.9

   Приказом  Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Предприниматели стали определять свои расходы также, как юридические лица. До этого предприниматели определяли состав своих расходов в соответствии с положением о составе затрат (утратило силу).

   Этот  Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих  упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход  и единый сельхоз налог.

   К расходам плательщика относится  также государственная пошлина, которая уплачена в связи с  его профессиональной деятельностью. Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного плательщиками, принимаются  к вычету в том случае, если это имущество (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей) непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

   Если  индивидуальные предприниматели не в состоянии документально подтвердить  свои расходы, то профессиональный вычет производится ими в размере 20% общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

   Декларации  по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) обязаны предоставлять:

  • Индивидуальные предприниматели и лица, приравненные к ним, - нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • лица, занимавшиеся частной практикой;
  • физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических и юридических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  • физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
  • физические лица, получавшие доходы от источников, находящихся за пределами РФ (за исключением военнослужащих);
  • физические лица, получавшие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
  • физические лица, получившие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр;
  • физические лица, получавшие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследниками авторов произведений, науки, литературы, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • физические лица, получавшие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения.

   Декларация  предоставляется обязанными лицами не позднее 30 апреля года следующего за истекшим налоговым периодом. Непредставление  плательщиком декларации в установленный  срок влечет взыскание денежного  штрафа, размер которого зависит как от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, так и от количества дней, истекших с установленного срока представления такой декларации.

   Кроме того, лица, желающие получить социальные, имущественные и профессиональные вычеты, также могут представить декларации.

   Налоговые агенты обязаны предоставить по месту своего налогового учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля следующего года.

   Эти сведения предоставляются на магнитных носителях. При численности физических лиц до 10 человек можно представлять такие сведения на бумажных носителях. Налоговые органы затем направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.

   При этом предоставляются сведения о выплаченных доходах предпринимателями за приобретенные у них товары в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию и постановку на налоговый учет.

   Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога.

   Непредставление в срок налоговым агентом в  налоговые органы сведений влечет взыскание  штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

   Если  налоговый агент не удержал и (или) не перечисли НДФЛ, то он несет ответственность. Так, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

   В случае неисполнения физическим лицом  в срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании  налога за счет имущества, в том числе  денежных средств на счетах в банке  и наличных денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

   В 2002 г. Вступил в силу Федеральный  закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В системе Министерства финансов РФ образована Федеральная  служба по финансовому мониторингу, которая является исполнительным органом, уполномоченным принимать меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере других федеральных органов.

   Кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные организации, осуществляющие перевод денежных средств, ломбарды обязаны представлять в Федеральную службу информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, если суммы, на которые они совершаются, равны или превышают 600 тыс. руб., по следующим операциям: операции с денежными средствами в наличной форме; операции по банковским счетам (вкладам); помещение ценных бумаг, драгоценных металлов в ломбард; получение или предоставление имущества по договору лизинга и др.

   В связи с принятием данного  Закона в Уголовный кодекс введена  ст. 174, согласно которой лица, признаваемые судом виновными, наказываются штрафом  в размере до 120 тыс. руб., а за деяние, совершенное в крупном размере (свыше 1 млн руб.), наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. Деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо организованной группой, наказываются жестче.

   С 1 марта по 31 декабря 2007 г. действовал Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке  декларирования доходов физическими лицами», который предоставлял гражданам право вывести из тени (амнистировать) доходы, полученные до 2006г., с которых не были уплачены налоги и взносы во внебюджетные фонды.

   Для легализации таких доходов нужно  было заплатить так называемый декларированный платеж по ставке 13% вне зависимости от видов доходов и применяющихся к ним налоговых ставок. Уплата данного платежа освобождала граждан от штрафов и пеней, уплаты налога на доходы физических лиц, а предпринимателей от уплаты единого социального налога. Документы, подтверждающие уплату декларированного платежа, хранятся до 2012 г.

   В ходе налоговой амнистии российские граждане легализовали 28,2 млрд. руб., в доход бюджета поступило 3,7 млрд руб.

   Налог на доходы физических лиц – перспективный источник доходов государственного бюджета. Так, в 2009 г. поступило 1665 млрд руб. налога, и по своей величине он занял первое место, обогнав поступления от налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.10

   Вместе  с тем налог нуждается в  реформировании:

  • Установление прогрессивных ставок налога;
  • Освобождение низких годовых доходов граждан, например до 60 тыс. руб. в год, от уплаты НДФЛ;
  • В значительном повышении размера стандартных и имущественных налоговых вычетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Подводя итог своей работе, необходимо сказать, что контроль в налоговой деятельности представляет собой метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства.

      Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Но в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы в частности исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего. Причем уклонение от уплаты налогов осуществляется законными и незаконными методами, что свидетельствует о несовершенстве налогового законодательства.

      Таким образом, сейчас в первую очередь  необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

      Налоговый контроль в России осуществляется в  трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

      Налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.

      Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Зачастую в рамках одной правовой формы  организации контрольной деятельности могут применяться различные  методы и формы контроля. Именно от правильного сочетания форм и методов налогового контроля зависит эффективность налогового контроля.

      Так же для совершенствования системы  эффективного проведения налогового контроля, необходимо осуществления углубленного камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимо сформировать единую государственную интегрированную информационную базу данных на основании информации из внутренних и внешних источников.

     Итак, для повышения эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть некоторые нормы Налогового Кодекса РФ.

Информация о работе Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц