Контрольная работа по «Налогам и налоговой системы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

Содержание

Введение 4

Часть 1. 5

1. Сущность налогов 5

2. Функции налогов 15

2.1. Фискальная функция 15

2.2. Распределительная функция. 16

2.3. Регулирующая функция 17

2.4. Контрольная функция 20

2.5. Поощрительная функция 20

Заключение 22

Часть 2. 23

Задачи 23

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсач сущность,_функции_налогов.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

   2.3 Регулирующая функция

   С развитием экономической системы  возникла необходимость определённого  корректирующего воздействия государства  на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

   Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

   - регулирование рыночных, товарно-денежных  отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

   - регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства  в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

   Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

   Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

   Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

   Регулирующая  функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

   Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

   По  мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

   Регулирующая  функция направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

   Стимулирующая подфункция направлена на поддержку  развития тех или иных экономических  процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

   Стимулирующее воздействие налогов реализуется  через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

   Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

   Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

   Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

   Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

   В то же время регулирующая функция  налогов действует сразу и  непосредственно при дестимулирующем  налоговом подходе. Создание непомерного  налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности.

     2.4 Контрольная функция

   Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью  организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

   Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

     2.5 Поощрительная функция

   Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Таким образом, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

   Налоги  выражают обязанность всех юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

   Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

   1) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;

   2) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

   В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. 
 

Часть 2

Задача  №1

      Численность работников ОАО «Гермес» составляет 50 человек. В январе отчетного года были произведены следующие выплаты (в расчете на одного работника):

      - заработная плата - 3100 руб.

      - ежемесячная премия - 1550 руб.

      - ежемесячная материальная помощь - 1800 руб.

      - дивиденды - 300 руб.

      - 20 сотрудникам безвозмездно выдана  форменная одежда стоимостью 650 руб.

      Необходимо  рассчитать сумму единого социального  налога.

      Решение.

      1. Заработная плата, в размере  155 000 рублей (50 чел.*3100 руб) и ежемесячная премия в размере 77 500 рублей (50 чел.*1550 руб), включается в налогооблагаемую базу по ЕСН. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового Кодекса РФ (далее Кодекс) объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

    2. Ежемесячная материальная помощь  в размере 90 000 рублей (50 чел.*1800 руб) не включается в налогооблагаемую базу, т.к. в большинстве случаев материальная помощь, выплачиваемая работникам, не облагается ЕСН.

    Прежде  всего, не является объектом обложения ЕСН единовременная материальная помощь, выплачиваемая в связи:

    - со стихийными бедствиями или  чрезвычайными обстоятельствами  с целью компенсации ущерба;

    - со смертью работника или членов  его семьи;

    - с рождением (усыновлением) ребенка - в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

    Это положение установлено пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ.

    Однако  и в других случаях материальная помощь, как правило, не облагается ЕСН, поскольку на основании гл. 25 НК РФ такие затраты не могут быть учтены в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. А значит, эти выплаты не являются объектом налогообложения по ЕСН (п. 23 ст. 270, п. 3 ст. 236 НК РФ).

    3. Дивиденды не облагаются ЕСН т.к. согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

    Выплаты дивидендов производятся не на основании  данных договоров, а в соответствии с решением общего собрания акционеров, поэтому суммы дивидендов не могут  являться объектом обложения ЕСН.

      4. Стоимость форменной одежды в размеры 13 000 рублей (20 чел.*650 руб) включается в налогооблагаемую базу, т.к. ЕСН облагаются любые выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу работников, вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Это следует из пункта 1 статьи 236 и пункта 1 статьи 237 НК РФ. Следовательно, стоимость форменной одежды, передаваемой работнику в собственность, подлежит обложению ЕСН.

Информация о работе Контрольная работа по «Налогам и налоговой системы»