Косвенное налогообложение в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
- исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
- изучить характеристики основных косвенных налогов;
- раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
2. Методические аспекты косвенного налогообложения
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 57.64 Кб (Скачать)

В современной мировой  практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно  поступающих доходов, позволяющих  обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности, а так же налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов.  

Рассмотрим и сравним  фактические поступления налоговых  доходов в федеральный бюджет за 2007-2009 года. 

В 2007 году в федеральный  бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов. Основная масса налоговых доходов  федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%) (рисунок 1). 

Структура поступлений  налоговых доходов в федеральный  бюджет в 2007 году (%) 
 
 

Рисунок 1. 

В 2008 году в федеральный  бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей налоговых  доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%) (рисунок 2). 

Структура поступлений  налоговых доходов в федеральный  бюджет в 2008 году (%) 
 
 
 

Рисунок 2. 

В 2009 году в федеральный  бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей налоговых  доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году. Основная масса налоговых доходов  федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок 3). 

Структура поступлений  налоговых доходов в федеральный  бюджет в 2009 году (%) 
 
 

Рисунок 3. 

Среди косвенных  налогов НДС занимает одно из первых мест при формировании федерального бюджета. В 2007 году поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению  с 2006 годом выросли в полтора  раза. 

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году. 

В 2008 году поступления  налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению  с 2007 годом снизились на 28,2%. В  сопоставимых условиях (поступления  за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.  

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году. 

Что касается 2009 года, то поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли  на 18%. 

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году. 

Акцизы так же являются одними из важнейших источников пополнения бюджета. 

В 2007 году поступления  акцизов составили 108,8 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%  

Поступления акцизов  на спирт этиловый из всех видов  сырья и спиртосодержащую продукцию  в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 4,3 млрд. рублей, что на 5,3% больше, чем в 2006 году. 

В федеральный бюджет в 2007 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 49,3 млрд. рублей, что на 39,1% больше поступлений 2006 года. 

Поступления акцизов  на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2007 году составили 52,1 млрд. рублей, что  на 4% больше, чем в 2006 году. 

В 2008 году поступления  по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет составили 125,2 млрд. рублей и  выросли относительно 2007 года на 15,1%. 

Поступления по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет в 2009 году составили 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%. 

Снижение поступлений  по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме. 

Проанализировав приведенные  данные можно сделать вывод о  том, что в налоговых доходах  федерального бюджета сохраняется  весьма высокая доля поступлений  от косвенных налогов. В бюджете 2007 года косвенные налоги равны 1 629 млрд. руб. (40%); за 2008 год косвенные  налоги равны 1 163,9 млрд. руб. (27 %), в 2009 году – 1 798,7 млрд. руб. (42 %). То есть мы наблюдаем  постепенную тенденцию к росту. 

Такая ситуация во многом связана с тем, что косвенные  налоги традиционно стабильны и  характеризуются достаточно высоким  уровнем собираемости. 

3.2 Анализ структуры  и динамики поступления косвенных  налогов в региональный бюджет  Курской области за 2007-2009 года 

Региональные бюджеты  представляют собой второй уровень  иерархически построенной бюджетной  системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники  формирования доходов и направления  расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место  в финансово-бюджетной системе: получая  помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.  

Как известно, региональными  называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации  могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено  бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик  в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.  

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ соответствующего уровня. 

Доходы бюджетов складываются из налоговых (прямые и  косвенные налоги), неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, а также  доходов целевых бюджетных фондов. 

Нас интересует областной  бюджет Курской области и влияние  косвенных налогов на формирование доходов бюджета в 2007 - 2009 года. Рассмотрим поступление налоговых доходов  в областной бюджет Курской области  в таблице 3. 

Таблица 3 - поступления  в Областной бюджет Курской области  от налогоплательщиков за 2007-2009 года   Млн. руб.Период 2007 2008 2009

Всего доходов 17 543,3  24 070,6 24 171, 3

Поступило налогов  и сборов 11 486,9 15 620, 0 12 380,0 

в том числе: 

налог на прибыль  организаций 5 403,5 7 940, 1 4 193,1

налог на доходы физических лиц 3 197,7 4 311,8 4 234,3

акцизы 412,9 401,2 540,4

налоги на имущество 1 842,2 2 133,8 2 387,1

прочие налоги и  сборы 630,6 666,6 764,3 
 

Как мы видим из таблицы  Областной бюджет за 2007 год исполнен по доходам в сумме 17 543,3 миллиона рублей, удельный вес налоговых поступлений  в общей сумме доходов составляет 65%. Наибольший удельный вес в налоговых  доходах Областного бюджета составили  налог на прибыль организаций  – 47% и налог на доходы физических лиц – 27% (прямые налоги). Косвенные  налоги, в виде акцизов, в сумме  налоговых поступлений составляют 3%.  

Областной бюджет за 2008 год исполнен по доходам в сумме 24 070,6 миллиона рублей. По сравнению  с 2007 годом доходов получено больше на 6 527,3 млн. рублей. Удельный вес налоговых  поступлений составляет 65% от общей  суммы доходов (так же как и  в 2007 году). Наибольший удельный вес  в налоговых доходах Областного бюджета составили налог на прибыль  организаций – 50% и налог на доходы физических лиц – 28% (прямые налоги). Удельный вес косвенных налогов  – акцизов составляет 2,5% от общей  суммы налоговых поступлений. 

В 2009 году Областной  бюджет Курской области исполнен по доходам в сумме 24 171,3 миллиона рублей. Удельный вес налоговых поступлений  в общей сумме доходов составляет 51%. Наибольший удельный вес в налоговых  доходах Областного бюджета по прежнему составляют налог на прибыль организаций  – 33% и налог на доходы физических лиц – 34%. Удельный вес акцизов  в сумме налоговых доходов  составляет 4%. В 2009 году увеличение поступлений  акцизов связано в первую очередь  с тем, что с этого года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Федерации в полном объеме. у на прибыль организаций – 50 нашу олений.й  сумме доходов составляет  

Тем не менее, по сравнению  с 2008 годом в 2009 поступление налоговых  доходов сократилось, это связано  с тем, что бюджет 2009 года приходилось  исполнять в условиях мирового финансового  кризиса, который не обошел стороной и нашу область. 

Таким образом, на основании  вышеприведенных данных можно сделать  вывод о том, что удельный вес  косвенных налогов, т.е. акцизов в  общей сумме налоговых поступлений  в Областной бюджет Курской области  невелик, но при этом, акцизы являются традиционно стабильным косвенным  налогом и характеризуется достаточно высоким уровнем собираемости. 

3.3 Перспективы развития  косвенного налогообложения в  Российской Федерации 

Одной из главнейших проблем в кризисный период в  области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные  и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой  бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость  увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России. 

25 мая 2009 г. Правительством  Российской Федерации были одобрены  Основные направления налоговой  политики Российской Федерации  на 2010 - 2012 годы. И как следует из  рассматриваемого документа, дальнейшего  снижения налогового бремени  не планируется [14]. Основной «антикризисный  налоговый пакет» был принят  в конце 2008 г. В ближайшие  годы антикризисные меры будут  реализовываться в рамках бюджетной  политики. 

Так что же нас  ожидает в сфере косвенного налогообложения? В поисках ответа обратимся к  последним публикациям в данной области. 

Например, кандидат экономических наук, руководитель отдела методологии бухгалтерского учета  и аудита ООО «РосКо» А. А. Талаш  в своей статье пишет, что значительных изменений в порядке обложения  НДС не предвидится. Планируется  внести некоторые уточнения в  порядок подтверждения нулевой  ставки. Предполагается продолжить работу, направленную на оптимизацию перечня  документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также  на сокращение сроков возмещения НДС. 

По мнению А. А. Талаша уточнения затронут и порядок  оформления счетов-фактур. Планируется  решить вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит счетов). Ранее Минфин России высказывался против выставления отрицательных  счетов-фактур (письма Минфина России от 29.05.07 г. № 03-07-09/09, от 10.04.07 г. № 03-07-08/70 от 21.03.06 г. № 03-04-09/05 и др.). Также ставится задача внести изменения в законодательство в отношении незначительных нарушений  правил заполнения счета-фактуры. Указанные  изменения должны определить, при  незаполнении (или неверном заполнении) каких реквизитов счет-фактура может  быть признан несоответствующим  установленным требованиям. Это  должно способствовать снижению издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства. 

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и  выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для  принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или  возмещению. Именно в пп. 5 и 5.1 указанной  статьи приведен перечень обязательных реквизитов счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также  при получении оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура  подписывается руководителем и  главным бухгалтером организации  либо иными лицами, уполномоченными  на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью  от имени организации. При выставлении  счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается этим предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной  регистрации. 

Информация о работе Косвенное налогообложение в Российской Федерации