Косвенное налогообложение в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
2. Методические аспекты косвенного налогообложения
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

  МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «Юго-Западный государственный университет»

  Кафедра налогообложения  и антикризисного управления

 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

  По  дисциплине Федеральные налоги и сборы с организаций

  (наименование  учебной дисциплины)

  На  тему «Косвенное налогообложение в Российской Федерации»  

  Автор работы

  А.А. Самохвалова

  Курск 2010

 

  Содержание   

  Введение

  1. Становление и развитие правовых  основ косвенного налогообложения

  1.1 Сущность и значение косвенных  налогов

  1.2 Эволюция косвенного налогообложения  в России

  1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения

  2. Методические аспекты косвенного  налогообложения

  2.1 Состав и общая характеристика  косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года

  2.2 Порядок исчисления НДС в Российской  Федерации

  2.3 Особенности исчисления акцизов  в Российской Федерации

  3. Роль косвенных налогов в формировании  доходов бюджетов различных уровней  за 2007-2009 года

  3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года

  3.2 Анализ структуры и динамики  поступления косвенных налогов  в региональный бюджет Курской  области за 2007-2009 года

  3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации

  Заключение

  Список  использованных источников

  Приложение  А

  Приложение  Б

 

  Введение

  В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих  публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

  Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже  потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.

  В условиях становления и реформирования налоговой системы России закономерно  возрастает роль косвенных налогов  как действенного инструмента бюджетно-регулирующего  воздействия государства на развитие экономики.

  Опыт  российской налоговой системы демонстрирует  необходимость использования косвенных  налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов  в общей сумме доходных средств  составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.

  Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.

  Целью курсовой работы является комплексное  исследование косвенных налогов  в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

  Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  -  раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;

  -  исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;

  -  изучить характеристики основных косвенных налогов;

  -  раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

 

  1. Становление и  развитие правовых  основ косвенного  налогообложения  

  1.1Сущность  и значение косвенных налогов

  В условиях перехода на рыночные механизмы  основными доходами бюджетной системы  в Российской Федерации, как и  в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

  Налоги  и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

  Систему налогов, поступающих в бюджеты  разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.

  Прямые  налоги – это налоги, взимаемые  государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество и другие.

  Косвенные налоги – взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

  При косвенном налогообложении субъектом  денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником  между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

  Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные  налоги включаются в цену товаров  и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

  Преимущества  косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.

  Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое  поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в  бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

  Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и  услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти  полного поступления. Остановить процесс  потребления товаров и услуг  невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.

  В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а  поэтому косвенные налоги снимают  напряжение в межрегиональном распределении  доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.

  В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя  все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

  В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества.

  С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано  с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

  С точки зрения влияния на экономическое  развитие косвенные налоги традиционно  связывают с их влиянием на цены.

  Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий  уровень цен, чем больший объем  производимых в стране товаров они  охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о  том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

  При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее  влияют на процессы накопления, так  как они в меньшей степени  затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

 

  1.2 Эволюция косвенного  налогообложения  в России

  Вопросы косвенного налогообложения обсуждались еще несколько веков тому назад. Английские экономисты в XVIII в. писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение.

  Чтобы ответить на вопрос о целесообразности взимания косвенных налогов, необходимо рассмотреть эволюцию косвенного налогообложения, не удаляясь в глубь веков.

  После первой мировой войны определенный этап в налаживании финансовой системы  нашей страны наступил в период новой  экономической политики (НЭП), когда  были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. В это время началось быстрое оживление финансово-налоговой деятельности Советской власти. Хозяйственная разруха в стране в результате многолетней империалистической и гражданской войны, неустойчивая валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие торгового оборота и твердо выявившихся экономических связей, а также необходимость организации заново налогового аппарата побудили советские властные структуры использовать наряду с крайне несовершенными и мало результативными в условиях 20-х годов видами прямого налогообложения широкую систему косвенных налогов.

  Первым  акцизом, введенным после 1917 г., было обложение в 1921 г. виноградных вин  крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В том же 1921 г. были установлены акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и с зажигательных спичек.

  В дальнейшем система акцизного обложения  постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические цели, а также на пиво, мед и прохладительные напитки; законом от 23 февраля 1922 г. было установлено обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был введен акциз на свекловичный и крахмальный сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов в советский период.

Информация о работе Косвенное налогообложение в Российской Федерации