Косвенное налогообложение в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
2. Методические аспекты косвенного налогообложения
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

  Проанализировав приведенные данные можно сделать  вывод о том, что в налоговых  доходах федерального бюджета сохраняется  весьма высокая доля поступлений  от косвенных налогов. В бюджете 2007 года косвенные налоги равны 1 629 млрд. руб. (40%); за 2008 год косвенные налоги равны 1 163,9 млрд. руб. (27 %), в 2009 году – 1 798,7 млрд. руб. (42 %). То есть мы наблюдаем постепенную тенденцию к росту.

  Такая ситуация во многом связана с тем, что косвенные налоги традиционно стабильны и характеризуются достаточно высоким уровнем собираемости.

  3.2 Анализ структуры  и динамики поступления  косвенных налогов  в региональный  бюджет Курской  области за 2007-2009 года

  Региональные  бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.

  Как известно, региональными называют бюджеты  субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

  Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ соответствующего уровня.

  Доходы  бюджетов складываются из налоговых (прямые и косвенные налоги), неналоговых  доходов, безвозмездных перечислений, а также доходов целевых бюджетных  фондов.

  Нас интересует областной бюджет Курской области и влияние косвенных налогов на формирование доходов бюджета в 2007 - 2009 года. Рассмотрим поступление налоговых доходов в областной бюджет Курской области в таблице 3.

  Таблица 3 - поступления в Областной бюджет Курской области от налогоплательщиков за 2007-2009 года   Млн. руб.

Период 2007 2008 2009
Всего доходов 17 543,3 24 070,6 24 171, 3
Поступило налогов и сборов 11 486,9 15 620, 0 12 380,0
  в том числе:

  налог на прибыль организаций

5 403,5 7 940, 1 4 193,1
налог на доходы физических лиц 3 197,7 4 311,8 4 234,3
акцизы 412,9 401,2 540,4
налоги  на имущество 1 842,2 2 133,8 2 387,1
прочие  налоги и сборы 630,6 666,6 764,3

  Как мы видим из таблицы Областной  бюджет за 2007 год исполнен по доходам  в сумме 17 543,3 миллиона рублей, удельный вес налоговых поступлений в общей сумме доходов составляет 65%. Наибольший удельный вес в налоговых доходах Областного бюджета составили налог на прибыль организаций – 47% и налог на доходы физических лиц – 27% (прямые налоги). Косвенные налоги, в виде акцизов, в сумме налоговых поступлений составляют 3%.

  Областной бюджет за 2008 год исполнен по доходам  в сумме 24 070,6 миллиона рублей. По сравнению  с 2007 годом доходов получено больше на 6 527,3 млн. рублей. Удельный вес налоговых поступлений составляет 65% от общей суммы доходов (так же как и в 2007 году). Наибольший удельный вес в налоговых доходах Областного бюджета составили налог на прибыль организаций – 50% и налог на доходы физических лиц – 28% (прямые налоги). Удельный вес косвенных налогов – акцизов составляет 2,5% от общей суммы налоговых поступлений.

  В 2009 году Областной бюджет Курской  области исполнен по доходам в  сумме 24 171,3 миллиона рублей. Удельный вес налоговых поступлений в  общей сумме доходов составляет 51%. Наибольший удельный вес в налоговых доходах Областного бюджета по прежнему составляют налог на прибыль организаций – 33% и налог на доходы физических лиц – 34%. Удельный вес акцизов в сумме налоговых доходов составляет 4%. В 2009 году увеличение поступлений акцизов связано в первую очередь с тем, что с этого года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Федерации в полном объеме. у на прибыль организаций – 50 нашу олений.й сумме доходов составляет

  Тем не менее, по сравнению с 2008 годом  в 2009 поступление налоговых доходов  сократилось, это связано с тем, что бюджет 2009 года приходилось исполнять  в условиях мирового финансового  кризиса, который не обошел стороной и нашу область.

  Таким образом, на основании вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что удельный вес косвенных налогов, т.е. акцизов в общей сумме налоговых поступлений в Областной бюджет Курской области невелик, но при этом, акцизы являются традиционно стабильным косвенным налогом и характеризуется достаточно высоким уровнем собираемости.

  3.3 Перспективы развития  косвенного налогообложения  в Российской Федерации

  Одной из главнейших проблем в кризисный  период в области налогообложения  является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.

  25 мая 2009 г. Правительством Российской  Федерации были одобрены Основные  направления налоговой политики  Российской Федерации на 2010 - 2012 годы. И как следует из рассматриваемого документа, дальнейшего снижения налогового бремени не планируется [14]. Основной «антикризисный налоговый пакет» был принят в конце 2008 г. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться в рамках бюджетной политики.

  Так что же нас ожидает в сфере  косвенного налогообложения? В поисках  ответа обратимся к последним  публикациям в данной области.

  Например, кандидат экономических наук, руководитель отдела методологии бухгалтерского учета и аудита ООО «РосКо» А. А. Талаш в своей статье пишет, что значительных изменений в порядке обложения НДС не предвидится. Планируется внести некоторые уточнения в порядок подтверждения нулевой ставки. Предполагается продолжить работу, направленную на оптимизацию перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также на сокращение сроков возмещения НДС.

  По  мнению А. А. Талаша уточнения затронут и порядок оформления счетов-фактур. Планируется решить вопрос о возможности  оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит счетов). Ранее Минфин России высказывался против выставления отрицательных счетов-фактур (письма Минфина России от 29.05.07 г. № 03-07-09/09, от 10.04.07 г. № 03-07-08/70 от 21.03.06 г. № 03-04-09/05 и др.). Также ставится задача внести изменения в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при незаполнении (или неверном заполнении) каких реквизитов счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям. Это должно способствовать снижению издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства.

  Согласно  п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Именно в пп. 5 и 5.1 указанной статьи приведен перечень обязательных реквизитов счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается этим предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной регистрации.

  Будет продолжена работа по созданию системы  составления счетов-фактур в электронном  виде [15].

  В свою очередь, ассистент кафедры финансового права Харисов И. Ф. подчеркивает, что в соответствии с концепцией развития России до 2020 г., представленной Министерством экономического развития и торговли, рассматриваются два варианта реформы налога на добавленную стоимость: во-первых, введение единой ставки НДС в размере 12 %; во-вторых, снижение ставки налога до 14 % с сохранением льготной ставки 10 % по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция). Как отмечается в документе, оба варианта приведут к выпадению доходов федерального бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12 % в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2 % ВВП. При сокращении ставки до 14 % с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 % ВВП.

  Министр финансов А. Кудрин отметил, что в  условиях, когда спрос превышает  темпы производства, в России снижение налога на потребление приведет к  еще большему темпу роста спроса и, соответственно, к дальнейшему перегреву экономики. В то же время, снизив ставку НДС, придется думать о сокращении расходов на основные сферы, которые требуют увеличения расходов, - это здравоохранение, пенсионная системам дорожное строительство [16].

  Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что к обсуждению вопроса о  снижении ставки НДС, можно будет  вернуться после преодоления  мирового финансового кризиса.

  Совершенствование акцизного налогообложения в  перспективе, по мнению профессора, зав. кафедрой «Государственные доходы» Академии бюджета и казначейства Минфина России Н. И. Малиса, связывается, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

  В настоящее время гарантом правомерности  применения нулевой ставки акциза являются банки, однако налоговое законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о регламенте предоставления данной гарантии, поэтому в случае нарушения налогового законодательства, выявленного в процессе налоговой проверки, банки ответственности не несут. Предполагается, что в ближайшей перспективе будут четко установлены границы ответственности банков за неправомерное применение налогоплательщиками освобождения от уплаты акцизов, что, несомненно, должно привести к более взвешенному подходу банков к предоставлению данной гарантии.

Информация о работе Косвенное налогообложение в Российской Федерации