Косвенное налогообложение в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
2. Методические аспекты косвенного налогообложения
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

  Подводя итоги сказанному о реформировании косвенных налогов, необходимо отметить следующее.

  В современный период в большинстве  развитых стран велика роль косвенных  налогов на потребление, прежде всего НДС - от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5-1/2 всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в трех из них - в США, Японии и Канаде - роль косвенного налогообложения заметно ниже. Это вызвано устойчиво негативным отношением общественного мнения этих стран к косвенным налогам из-за инфляционного их влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.

 

  2. Методические аспекты  косвенного налогообложения  

  2.1 Состав и характеристика  косвенных налогов  Российской Федерации  за 2007-2009 года

  Современная налоговая система РФ существует с января 1992 года. В 1992 году вступили в действие законы: № 1992-1 от 6 декабря 1992 года «О налоге на добавленную стоимость», № 1993-1 «Об акцизах», №2118-1 от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской федерации». Законодательство, регулирующее взимание косвенных налогов, трансформировалось в течение всего времени их функционирования: изменялись элементы, вводились новые налоги, отменялись старые, законодательно совершенствовался налоговый контроль и т.д.

  В 2000 году вступила в действие 2 часть  Налогового кодекса, которая содержит перечень основных известных мировой  практике косвенных налогов: налог  на добавленную стоимость (НДС) и  акцизы. С момента введения 2 части  НК РФ состав косвенных налогов остался прежним. И в 2007-2009 годах перечень косвенных налогов не менялся, но вносились определенные изменения и дополнения в модель исчисления и уплаты данных налогов.

  Давайте рассмотрим характеристику основных элементов  налога на добавленную стоимость  и акцизов.

  В настоящее время налог на додавленную  стоимость (НДС) - один из важнейших  федеральных налогов. Основой его  взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая  на всех стадиях производства и обращения  товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимается путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

  Правовые  нормы применения НДС изложены в главе 21 Налогового кодекса РФ. 

  Субъектами  налогообложения, т.е. плательщиками  налога на добавленную стоимость  являются:

  1)  организации;

  2)  индивидуальные предприниматели;

  3)  лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

  Следует отметить, что лица, не указанные  в качестве налогоплательщиков, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по исчислению и  уплате НДС за представляемых ими лиц.

  Применительно к НДС в качестве налогооблагаемого  объекта выступают четыре вида операций, перечисленные в п.1 146 статьи:

  -  реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;

  -  передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

  -  выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  -  ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

  Не  подлежат налогообложению следующие  операции:

  -  реализация на территории РФ товаров медицинского назначения по перечню Правительства РФ;

  -  медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и врачами, занимающиеся частной медицинской практикой за исключением косметических услуг, ветеринарных услуг и санитарно-эпидемиологических;

  -  услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, секциях, кружках и студиях;

  -  услуги в сфере образования;

  -  ритуальные услуги;

  -  услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства;

  -  ремонтно-реставрационные работы при реставрации памятников истории и культуры;

  -  услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, за исключением такси, а также услуги по перевозке пассажиров железнодорожном и автомобильным транспортом в пригородном сообщении.

  Налоговая база по НДС определяется по каждому из вышеперечисленных четырех объектов налогообложения отдельно, в порядке, который представлен в таблице 1.

  Таблица 1- порядок определения налоговой  базы по НДС

Объект  налогообложения Налоговая база Правовая  норма
1 2 3
1) операции по реализации товаров  (работ, услуг) на территории  Российской Федерации Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из цен, указанных сторонами  сделки (рыночных цен), с учетом акцизов (для подакцизных товаров и  подакцизного минерального сырья) и  без включения в них НДС . Пункт 1 ст. 154 НК РФ
  2) операции по передаче товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд,

  расходы на которые не

  принимаются к вычету ( в том числе через  амортизационные отчисления) при  исчислении налога на прибыль организаций

  Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однократных) товаров (работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального

  сырья) и без включения в них НДС  и налога с продаж.

Пункт 1 ст. 159 НК РФ
3)Выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления Стоимость выполненных работ, исчисленная  исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение Пункт 2 ст. 159 НК РФ
4) операции по ввозу товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации Сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным  товарам и подакцизному минеральному сырью) Пункт 1 ст. 160 НК РФ

  Момент  определения налоговой базы для  налогоплательщиков возникает на дату, соответствующую наиболее ранней из двух дат, на которые приходится день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день поступления  оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Таким образом, момент определения налоговой базы не будет зависеть от учетной политики, принятой налогоплательщиком. При этом вычет сумм НДС по приобретенным материальным ресурсам будет осуществляться на основании счетов-фактур при условии принятия товаров (работ, услуг) и имущественных прав на учет.

  Введение  такой системы применения НДС  создает равные условия в отношении  уплаты, в том числе по авансовым  платежам и возмещения налога, поскольку суммы НДС, принимаемые к вычету, будут уменьшать налогооблагаемую базу по этому налогу без фактической оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) производственного назначения.

  Налоговый период (ст. 163 НК РФ) (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц. С 1 января 2008 налоговый период установлен как квартал.

  Для расчета налога на добавленную стоимость  предусмотрено пять размеров ставок, из них три основные ставки (0%, 10% и 18%), две - так называемые расчетные (9,09% (10/110) и 15,25% (18/118)). Система налоговых ставок представлена в таблице 2.

  Таблица 2 - налоговые ставки по налогу на добавленную  стоимость

Налоговая ставка Объект  налогообложения
1 2
0%   При реализации:

  1) товаров на экспорт при условии  их фактического вывоза за  пределы таможенной территории  РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;

  2) работ (услуг), непосредственно связанных  с перевозкой (транспортировкой) товаров,  помещенных под таможенный режим  международного таможенного транзита;

  3) услуг по перевозке пассажиров  и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ;

  4)товаров  (работ, услуг)в области космической  деятельности;

  5) драгоценных металлов налогоплательщиками,  осуществляющими их добычу или  производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

  6)товаров  (работ, услуг) для официального  пользования иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования  дипломатического или административно  – технического персонала этих  представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

  7) припасов, вывезенных с территории  РФ в таможенном режиме перемещения  припасов, где припасами признаются  топливо и горюче – смазочные  материалы, которые необходимы  для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания;

  8) работ (услуг) по перевозке  или транспортировке экспортируемых  за пределы территории Российской  Федерации товаров и вывозу  с таможенной территории Российской  Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации;

  9)построенных  судов, подлежащих регистрации  в Российском международном реестре  судов, при условии представления  в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего  Кодекса.

10%   При реализации:

  1) продовольственных товаров по  перечню Правительства РФ (мяса, молока, хлеба и пр.);

  2) товаров для детей по перечню  Правительства РФ (обувь (за исключением  спортивной), одежда для детей  до 14 лет (за исключением верхней), кроватки и пр.);

  3) периодически печатных изданий, за исключением периодически печатных изданий рекламного или эротического характера;

  4) медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства, лекарственные  средства и изделия медицинского  назначения

  9,09%

  и

  15,25%

  1) при исчислении НДС по приобретенным товарам, в цену которых сумма НДС уже включена;

  2) при исчислении НДС с полученных  авансовых платежей;

  3) при получении штрафных платежей, связанных с реализованными товарами, работами и услугами

18% Во всех остальных случаях

  При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяется  ставка или 10% или 18%.

  Акцизы  являются одними из основных источников налоговых поступлений.

  Налогоплательщиками акциза признаются:

  1)  организации;

  2)  индивидуальные предприниматели;

  3)  лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ. 

  Подакцизными  товарами признаются:

  -  спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

  -  спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

  -  алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

  -  пиво;

  -  табачная продукция;

  -  автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);

  -  автомобильный бензин,

  -  дизельное топливо,

  -  моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей,

  -  прямогонный бензин.

  Объектом  налогообложения в соответствии со ст. 182 НК РФ признаются операции, перечисленные  в Приложении А.

  Освобождаются от обложения акцизами следующие  операции:

  -  передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных поваров другому такому же структурному подразделению этой организации;

  -  реализация подакцизных товаров, помещаемых под таможенной режим экспорта за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

  -  первичная реализация (передача) конфискованных и (или) 
бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат 
обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

Информация о работе Косвенное налогообложение в Российской Федерации