Косвенное налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть косвенное налогообложение.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность косвенного налогообложения и рассмотреть основные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины);
раскрыть экономическую значимость косвенных налогов в формировании бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Понятие и сущность налогов…………………………………………….5
1.1.Понятие и функции налогов………………………………………………….5
1.2.Сущность и значение косвенного налога……………………………………8
Глава II.Косвенное налогообложение………………………………………….11
2.1.Налог на добавленную стоимость…………………………………………..11
2.2.Акцизы………………………………………………………………………..14
2.3.Таможенные пошлины………………………………………………………16
Глава III.Совершенствование налоговой системы…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик налоги.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

     «Последние  изменения в налоговом законодательстве относительно косвенного налогообложения  могут не очень хорошо сказаться  на экономике. Так снижение НДС на 2% на окажет положительного влияние  на покупательную способность граждан, т.к. свободное ценообразование на первоначальном этапе позволит лишь увеличить прибыль, а в дальнейшем это уменьшение «съест» инфляция»2.

     Каждый  косвенный налог является самостоятельным, но, дополняя друг друга они служат, единым целям обложения доходов  в расчетной части физических лиц, поэтому их можно объединить в систему косвенного налогообложения.

     Аккумуляция косвенных налогов в бюджете  и их преобладающий характер в  нем, дает возможность перераспределения  государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения  функций самого государства, которое  включает расходы на содержание аппарата управления, оборону и т.п. полученные средства идет и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т.е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.

     Косвенные налоги являются более простыми для  государства с точки зрения их взимания, но также и очень сложными для налогоплательщика с точки  зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность  для государства эти налоги имеют  еще и потому, что их поступление  в казну напрямую не связано с  финансово - хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

     С управленческой точки зрения различают  три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и  таможенная пошлина. Виды косвенных налогов представлены в таблице 1.

     Таблица 1

Косвенные налоги
Акцизы Фискальные  монопольные налоги Таможенные  пошлины
  1. Индивидуальные:
  • на пиво.
  • на сахар.
  • на бензин.
  • и т. д.
  1. Универсальные 
    (налог с оборота):
  • однократный.
  • многократный.
  1. НДС
  1. Налог с продаж.
  1. На соль.
  2. На табак.
  3. На спички.
  4. На спирт.
  5. и т.д.
    по происхождению:
  • экспортные.
  • импортные.
  • транзитные.

    по целям:

  • фискальные.
  • протекционные.
  • сверхпротекционные.
  • антидемпинговые.
  • преференциальные.

    по ставкам:

  • специфические.
  • адвалерные.
  • смешанные.

 
 
 
 

Глава II. Косвенное налогообложение

     2.1. Налог на добавленную стоимость

     Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

     «Существующий порядок исчисления налога позволяет  бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке  производителей хотя бы одно лицо освобождено  от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося  льготами, не будут квалифицированы  как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом в полном объеме. Таким  образом, предоставление льгот по НДС  промежуточному производителю при  действующем порядке позволяет  получить государству дополнительные финансовые ресурсы за счет двойного налогообложения одних и тех  же объектов» 3.

     Плательщиками налога на добавленную стоимость  являются:

    - Организации, имеющие статус юридических лиц, осуществляющие

производственную  и коммерческую деятельность;

    -Индивидуальные предприниматели, осуществляющие

производственную  и иную коммерческую деятельность;

    - Лица, признаваемые налогоплательщиками НДС.

     Плательщиками налога в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

     Не  уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

     «Объектом налогообложения признаются следующие  операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации для свободного обращения (в режиме импорт)».

     Налоговая база  по НДС определяется как  выручка от реализации товаров (работ, услуг) исчисленная исходя из всех доходов  налогоплательщика, связанных с  расчетами по уплате указанных товаров (работ, услуг) полученных как в денежной форме, так и натуральной форме, включая оплату ценных бумаг.

     Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком самостоятельно. При реализации (передаче, выполнения и т.д.) товаров, работ, услуг, облагаемых различными налоговыми ставками, налоговая база определяется отдельно по каждой из этих групп товаров, работ, услуг. В настоящее время налоговые  ставки НДС установлены в следующих  размерах:

  1. специальная (0%) - облагаются экспортируемые товары и ряд работ и услуг, связанных непосредственно с транспортировкой товаров через таможенную границу
  2. пониженная (10%) - облагаются некоторые продовольственные товары и товары для детей по перечню, установленному Правительством Российской Федерации.
  3. общая (18%) - облагаются все остальные товары.

     Налоговый период для уплаты НДС, в том числе  для налоговых агентов, является квартал.

     Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами  налога, полученными от покупателей  за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится  издержки производства и обращения.

     Налог на добавленную стоимость имеет  устойчивую базу обложения, которая  мало зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать  средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой  продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже  готового изделия. Уклониться от уплаты налога сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой  в расчетных документах усложняет  эти попытки и позволяет налоговым  инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет  на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке  сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, поскольку компенсирует затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции  процесс переложения заканчивается.

     У этого налога имеется и ряд  других преимуществ, как у любого косвенного налога. Но у него есть и  отрицательные стороны. Главная  из них – неизбежное повышение  цен, что усиливает инфляцию, снижает  конкурентоспособность отечественных  производителей. 
 
 

2.2.Акцизы

     Акцизы  представляют собой один из косвенных  налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную  продукцию. Как всякий косвенный  налог, акцизы формируют цену товара и фактически его уплата перекладывается  на покупателя. В настоящее время  акцизы являются вторым по величине косвенным  налогом после налога на добавленную  стоимость.

     Вместе  с тем указанный налог в  отличие от других налогов, входящих в налоговую систему России, действует  только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров, называемых подакцизными. При достаточно высоких  ставках налогообложения акцизы играют весьма существенную роль в  финансовом положении налогоплательщиков с точки зрения обеспечения сбыта  подакцизной продукции.

     Акцизами  облагаются подакцизные товары, не только произведенные и реализуемые  на территории Российской Федерации, но и ввозимые на российскую таможенную территорию.

     В отличие от НДС акцизом облагается вся стоимость товара, включая  и материальные затраты. Налогообложению  подлежит довольно широкий круг товаров.

     Налогоплательщиками акциза признаются:

    - организации;

    - индивидуальные предприниматели;

    - лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

     Объектом  налогообложения считаются:

      1. реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
      2. оприходование на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;
      3. получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.
      4. передача на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.

     Налоговая база определяется раздельно, по каждой группе и виду подакцизного товара. При отсутствии раздельного учета  налогоплательщик уплачивает акциз  в бюджет по максимальной ставке, действующей  в группе.

     Налоговый период признается – календарный  месяц.

     Ставки  акцизов по подакцизным товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, в том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются  законом4 в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов или в рублях и копейках за единицу измерения. 
 

2.3.Таможенные  пошлины

     Таможенные  пошлины - это косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины: являются источником государственного бюджета регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка; влияют на торговый и платежный балансы.

     С экономической точки зрения, как  любой косвенный налог, таможенная пошлина поддается переложению  путем включения в цену товара. Собственник ввозимого и вывозимого товара, подлежащего обложению таможенной пошлиной, вносит государству причитающуюся  сумму за счет выручки от реализации товаров. Конечным плательщиком выступает  покупатель, приобретающий товар  по цене, включающей таможенные пошлины. В результате таможенная пошлина, увеличивая цену ввозимого товара, снижает его  конкурентоспособность. Этим достигается  защита внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей, обеспечивается постепенность перехода к мировым  ценам на сырье и энергоносители во внутренней торговле.

     В зависимости от направления движения товаров и их происхождения таможенные пошлины подразделяют на:

- импортные  (ввозные) - ими облагаются товары, ввозимые в страну. Применение этой пошлины способствуют повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;

- экспортные (вывозные) - ими облагаются товары, идущие на экспорт. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте;

- транзитные - на иностранные товары, провозимые через территорию страны в третьи страны. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства.

Информация о работе Косвенное налогообложение