Косвенные налоги и сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А.Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А.Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Косвенные налоги…………………………………………………….....5
Налог на добавленную стоимость, акцизы и их характеристика…….7
Таможенные пошлины………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………26

Работа содержит 1 файл

косвенные налоги и сборы.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Перечень  товаров (работ, услуг), освобождаемых  от НДС, является единым на всей территории РФ, устанавливается законодательными актами и не может быть изменен решениями местных органов государственной власти.

     Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.

     Не  уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

     Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

     При разработке налогового законодательства в части определения места  реализации работ и услуг учитывается  опыт европейских стран, использующих пять основных критериев:

  • по месту нахождения недвижимого имущества;
  • по месту фактического осуществления работ, услуг с движимым имуществом;
  • по месту фактического осуществления услуг в установленных сферах;
  • по месту экономической деятельности покупателя, если покупатель этих услуг имеет местонахождение в одном государстве, а продавец – в другом;
  • по месту экономической деятельности продавца.

     Вместе  с тем местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

  • работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
  • работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
  • услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  • покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

     Местом  осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации  в случае фактического присутствия  покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Это осуществляется при:

  • передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
  • предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг.

     Фактическое присутствие организации или  индивидуального предпринимателя  на территории РФ устанавливается на основе тех же критериев, что и  в случае с покупателем работ (услуг). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Варианты  исчисления налоговой  базы

Порядок исчисления налоговой  базы Хозяйственные операции, в которых  применяется этот порядок
Как стоимость  реализованных товаров, работ, услуг  исчисленные по рыночной цене с учетом акцизов без включения НДС При реализации товаров; при бартерных сделках; при передачи собственности на предмет  залога (залогодержателя); при передаче товаров в виде оплаты в натуральной  форме
Как стоимость  реализованных товаров, исходя из фактических  цен реализации При реализации товара с учетом дотаций, предоставляемых  из бюджета, в связи с применением  государственной регулировке цен  или покрытием льгот, предоставляемые  потребителям в соответствии с ФЗ
Как разница  между ценой реализации имущества  с учетом НДС акцизов и стоимостью реализованного имущества (остаточная с учетом переоценки) При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного  НДС
Как разница  между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения этой продукции При реализации с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физ. лиц, не являющихся плательщиками НДС (за исключением подакцизных товаров)
Как стоимость  обработки , переработки и иной трансформации  сырья или материалов с учетом акцизов без включения НДС При реализации услуг по производству товаров и  давальческого сырья.
Как стоимость  реализованных товаров, указанных  в договоре, но не меньше рыночной стоимости, действующая на дату реализации с  учетом акцизов без включения  НДС При реализации товаров по срочным сделкам по договорам, предполагающим постановку в установленных договором сроки по указанной в договоре цене

     ТАМОЖЕННЫЕ  ПОШЛИНЫ

       

     ТАМОЖЕННЫЕ  ПОШЛИНЫ (англ. customs duties) - косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины: являются источником государственного бюджета регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка; влияют на торговый и платежный балансы.

     По  сути таможенные пошлины - инструмент обложения внешней: торговли. Исторически  таможенные пошлины возникли в период средневековья как сборы при  въезде и выезде из населенных пунктов и на границах феодальных владений. С образованием единых национальных государств таможенные пошлины начинают взиматься на границе специальными органами - таможнями. Таможенные пошлины становятся орудием проведения политики протекционизма в целях защиты и поощрения развития отечеств, промышленности и стимулирования экспорта отечественных товаров. Наиболее высокого уровня ставки таможенных пошлин достигли в ЗО-е гг. В настоящее время фискальное значение таможенных пошлин: сравнительно невелико. В 1999 поступления от них составили 25% всех налоговых доходов федеральной бюджета РФ, однако, это более высокая доля, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в США доля таможенных пошлин в доходах федерального бюджета составляет 1%, в Великобритании - 1%, в ФРГ - около 4%. В развитых странах таможенные пошлины сохраняют в определенной мере роль орудия регулирования внешнеэкономических отношений, хотя их значение в этой сфере ослабло в силу активного участия развитых стран в деятельности международных экономических организаций (например, Всемирной торговой организации, ВТО), направленной на снижение таможенных барьеров в международной торговле, а также благодаря активным интеграционным процессам в Европе (Европейский Союз) и Америке (НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли). Большинство развитых стран объединились в таможенные союзы с единой таможенной территорией (например, Германия, как государство-участник ЕС, применяет интегрированный таможенный тариф ЕС-TARIC, основанный на гармонизированной системе обозначения и кодирования товаров международной торговли - HS). Для большинства развивающихся стран таможенные пошлины сохраняют свое регулирующее и фискальное значение. Эти страны поддерживают высокий уровень защитительных импортных таможенных пошлин на готовые товары, чтобы оградить от конкуренции слаборазвитую промышленность. С другой стороны, в условиях острого дефицита финансовых ресурсов развивающиеся страны используют таможенные пошлины в качестве важного источника налоговых поступлений: на таможенные пошлины приходится от 10 до 50% государственных доходов (напр., в Мадагаскаре - 55%, Индии - 20%, Перу - 21%).

     С экономической точки зрения, как  любой косвенный налог, таможенная пошлина поддается переложению  путем включения в цену товара. Собственник ввозимого и вывозимого товара, подлежащего обложению таможенной пошлиной, вносит государству причитающуюся сумму за счет выручки от реализации товаров. Конечным плательщиком (носителем налога) выступает покупатель, приобретающий товар по цене, включающей таможенные пошлины. В результате таможенная пошлина, увеличивая цену ввозимого товара, снижает его конкурентоспособность. Этим достигается защита внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей, обеспечивается постепенность перехода к мировым ценам на сырье и энергоносители во внутренней торговле (в т.ч. России).

     В зависимости от направления движения товаров и их происхождения таможенные пошлины подразделяют на:

  • импортные (ввозные) - которыми облагаются товары, ввозимые в страну [они удорожают товары, ввозимые на таможенную территорию страны, препятствуя их проникновению на внутренний рынок и способствуя развитию национального производства]. Применение этой пошлины способствуют повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;
  • экспортные (вывозные) - ими облагаются товары, идущие на экспорт [они ограничивают экспорт товаров, необходимых для развития национальной экономики, насыщения отечественного рынка, а также служат дополнительным источником доходов государственного бюджета (экспортные таможенные пошлины взимались в РФ с 1992 по 1996, являясь исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности; с 1999 экспортные пошлины восстановлены)]. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте;
  • транзитные - на иностранные товары, провозимые через территорию страны в третьи страны [в РФ транзитные таможенные пошлины не применяются, хотя через таможенную территории России идут большие грузопотоки из Азии в Европу и обратно]. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд других стран. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в соответствии с международными договорами.

     С целью временного ограничения либо стимулирования ввоза или вывоза отдельных товаров, могут устанавливаться сезонные (на срок не более 6 мес.) импортные и экспортные таможенные пошлины. В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские, антидемпинговые, компенсационные, специальные, преференциальные. Фискальные таможенные пошлины взимаются с целью получения дополнительных бюджетных доходов. Ими обычно облагаются импортные товары, если в стране не производятся аналогичные товары, и экспортные товары, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке. Протекционистские (защитительные) таможенные пошлины защищают внутренний рынок от проникновения иностранных товаров, конкурирующих с товарами отечественного производства. С одной стороны, такая защита способствует развитию национального производства отдельных товаров и даже целых отраслей. Однако, с другой стороны, чрезмерная защищенность не способствует созданию здоровой конкуренции и может привести к застойным явлениям. Антидемпинговые таможенные пошлины обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым (ниже цен мирового рынка) ценам. Они повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня и обеспечивают доходы государственному бюджету. Антидемпинговые таможенные пошлины в РФ применяются, когда на таможенную территорию РФ ввозятся товары по цене значительно более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта на момент ввоза товара. Такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или товаров-конкурентов, а также препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране. Ставка антидемпинговой таможенной пошлины не может превышать разницы между оптовой ценой конкурирующего объекта демпинга в стране экспорта в момент вывоза и ценой его ввоза на таможенную территорию страны. Компенсационные таможенные пошлины, взимаемые сверх обычных пошлин, применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль. Ставки компенсационных пошлин могут значительно превышать ставки ввозных пошлин на тот же товар. Компенсации таможенных пошлин в РФ применяются, когда ввозят товары, на производство или экспорт которых применялись субсидии. Эти таможенные пошлины призваны защитить от возможного ущерба отечественных производителей аналогичных или конкурирующих товаров. Субсидированный ввоз препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране импорта. Специальные таможенные пошлины применяются в качестве: меры защиты (если на таможенную территорию страны ввозятся товары в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям); меры предупреждения в отношении участников внешне экономических связей, нарушающих интересы страны; ответной меры на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов; меры пресечения недобросовестной конкуренции. Ставки специальных таможенных пошлин устанавливаются в каждом отдельном случае. Применение антидемпинговых, компенсационных и специальных таможенных пошлин осуществляется при наличии соответствующих условий и обстоятельств, выявленных в результате расследования, проводимого государственными органами РФ, в исключительных случаях. В мировой практике взимания таможенных пошлин в экономических, политических и фискальных целях могут применяться надбавки к ним. В экономических целях такая надбавка применяется как чрезвычайная мера в условиях, когда невозможно быстро повысить таможенные пошлины. Они устанавливаются в виде скользящих и компенсационных импортных сборов. Надбавки в виде скользящих импортных сборов взимаются с ввозимых товаров. Ставки на них фиксируются и зависят от соотношения внутренних и мировых цен на ввозимые товары. Если происходит падение мировых цен, ставки сборов повышаются, а если рост - снижаются. Цель такого скольжения цен - регулировать объем и потоки ввозимых товаров, поддерживать конкурентоспособность товаров отечественного производства. Ставки на скользящие импортные сборы настолько гибки, что могут меняться ежедневно. Компенсационные импортные сборы устанавливаются странами или группой стран на определенные виды продукции. Их величина определяется в виде разницы между мировой ценой на ввозимые товары и контрольной ценой на эти товары внутри страны или группы стран. В этой разнице учитываются изменения транспортных расходов и качества товаров. Такие ставки ежедневно публикуются, и при достижении установленного размера они носят запретительный характер. Применение компенсационных импортных сборов регулирует производство и импорт определенной продукции в интересах национальных производителей. Преференциальные (предпочтительные) таможенные пошлины - это льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран, для поощрения импорта определенных товаров. В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран. Исходя из строения ставки таможенные пошлины подразделяются на: адвалорные - исчисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (от лат, ad valorem -от стоимости); специфические твердые) - устанавливаемые в определенной денежной сумме с единицы измерения облагаемых товаров; смешанные (комбинированные) - сочетающие в себе оба вида таможенного обложения; альтернативные - когда для некоторых товаров действуют адвалорная и специфическая ставки и взимается наибольшая из них. Таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с установленными ставками, тарифными льготами и преференциями (предпочтениями). Они устанавливаются, изменяются и отменяются в соответствии с законом государства о таможенном тарифе (систематизированном по группам товаров перечне таможенных пошлин, взимаемых в стране с ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, содержащем наименование товаров, единицы обложения товаров таможенные пошлины и их ставки). Правовые основы взимания таможенных пошлин в России определяются Таможенным кодексом РФ и Таможенным тарифом РФ.

Информация о работе Косвенные налоги и сборы