Методы признания доходов и расходов в налоговом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучение методов признания доходов и расходов в налоговом учете.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть налоговый учет и его сущность;
- рассмотреть выбор методов в налоговом учете;
- охарактеризовать методы признания доходов и расходов в налоговом учете.

Содержание

Введение 3
1 Налоговый учет предприятия 4
1.1 Налоговый учет и его сущность 4
1.2 Способы признания доходов и расходов и порядка их отражения в налоговом учете 11
2 Методы признания доходов и расходов в налоговом учете 15
2.1 Кассовый метод 15
2.2 Метод начисления 18
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

курсак по налоговому учету.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

 

План

Введение

3

1

Налоговый учет предприятия

4

 

1.1 Налоговый учет и его сущность

4

 

1.2 Способы признания доходов и расходов и порядка их отражения в налоговом учете

 

11

2

Методы признания доходов и  расходов в налоговом учете

15

 

2.1 Кассовый метод

15

 

2.2 Метод начисления

18

Заключение

27

Список литературы

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая система Российской Федерации является важной составной  частью государственной системы  РФ в целом. Согласно ст. 57 Конституции  РФ, каждый налогоплательщик обязан платить  законно установленные налоги и  сборы.

Налоги - основа финансовой системы  государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета.  Налог на прибыль - это прямой налог, непосредственное изъятие в доход государственного бюджета части дохода плательщика, его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом организации. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования с другой.

Цель написания курсовой работы – изучение методов признания доходов и расходов в налоговом учете.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

- раскрыть налоговый учет  и его сущность;

- рассмотреть выбор методов в налоговом учете;

- охарактеризовать методы  признания доходов и расходов  в налоговом учете.

Структура курсовой работы состоит  из введения, двух частей, заключения, списка литературы.

1 Налоговый учет предприятии

    1. Налоговый учет и его сущность

Впервые понятие "налоговый  учет" в законодательстве появилось  с момента введения в действие Главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января 2002 года. Налоговый  учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных  документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно  от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка учета  отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения  осуществляется налогоплательщиком в  случае изменения законодательства или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений  в учётную политику для целей  налогообложения при изменении  применяемых методов учёта принимается  с начала нового налогового периода, в при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Данные налогового учёта должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в в текущем налоговом (отчётном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров  налогового учёта для определения  налоговой базы, являющиеся документами  для налогового учёта, в обязательном порядке должны содержать следующие  реквизиты:

-наименование регистра

-период (дату) составления

-измерители операции в  натуральном (если это возможно) и денежном выражении

-наименование хозяйственных  операций

-подпись (расшифровку  подписи) лица, ответственного за  составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных  документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения  информацией внутренних и внешних  пользователей для контроля над  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и  уплаты в бюджет налога. 

Значение и задачи налогового учета определяются ролью системы  налогообложения в стране. Влияние  налогов на экономику на этапе  переходного периода к рынку  изучается сравнительно недавно  и до сих пор проблематично. Общепризнанным является то, что налоги выступают  активным инструментом государственного регулирования экономики. В силу этого государство берет на себя регулирующие и аккумулирующие функции. Но сама система налогообложения  функционирует на микроуровне, т.е. основные функции налогов осуществляются на уровне субъектов - конкретных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц.

К функциям налогового учета  мы относим следующие: фискальная; информационная; контрольная.

Посредством первой, фискальной функции налогового учета, реализуются  государственные задачи наполняемости  бюджета. Многие положения Закона "О  налогах…" (Налогового Кодекса) и  инструктивных актов устанавливают  режим, что получение необходимой  информации для расчета требует  определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового  учета. Так, при расчете сумм подоходного  налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой  доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы  и затраты, включаемые в себестоимость  продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства.

Информационная функция  налогового учета несколько перекликается  с фискальной функцией, и состоит  в количественном измерении и  качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к  налоговому учету - правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение  необходимой информацией в разрезе  каждого вида налога и сборов о  своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам  и другим платежам в бюджет.

Контрольная функция. Современное  налогообложение представляет собой  достаточно сложный процесс расчета  соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных  документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения  не стояли так остро. В настоящее  время через разработку специальных  форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые  органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками  своих налоговых обязательств.

Согласно действующему законодательству основными задачами бухгалтерского учета, а значит и налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении; обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям и т.д. Наряду с этим налоговый учет выполняет следующие фискальные задачи:

- вести документацию и  хранить на бумажных, электронных  или магнитных носителях информации  в течение 5 лет;

- регистрация, постановка  на учет и снятие с учета  по РНН;

- регистрировать и выдавать  лицензии и патенты на отдельные  виды предпринимательской деятельности;

- в установленные сроки  осуществлять платежи налогов,  представлять декларации по налогам;

- представлять в соответствующие  органы информацию о платежах, продлении срока или возврате  платежей и т.п.

Надлежащее выполнение функций  и задач налогового учета обеспечивается общепринятыми принципами учета. Они  тесно связаны с такими принципами налогообложения;

-обязательности

- определенности;

- справедливости;

- единства;

- гласности;

Принципы учета разрабатываются  людьми и в отличие от законов  физики, химии и других естественных наук, они не являются вечными истинами. Общее признание учетных принципов  обычно зависит от того, насколько  точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация имеет  смысл и принесет пользу тем, кому она необходима. Например, информация о текущих платежах и размере  корпоративного подоходного налога нужна налоговикам для контроля за использованием бюджета, значит она уместна. Но если данные об этом искажены, значит, информация необъективна, а если размер налога слишком высок, то выполнение (перечисление) неосуществимо. Значит, эти три критерия часто противоречат друг другу. Поэтому, очень важно бухгалтеру добиться достижения правильного баланса между уместностью и осуществимостью.

В основу реформы налогового учета положены принципы американской модели и стандартов учета. Следующие принципы налогового учёта: начисления непрерывности, понятности, существенности, значимости, достоверности, нейтральности, осмотрительности, завершенности, сопоставимости и последовательности.

Перечисленные принципы налогового учета, , заложены в концептуальную основу налогового учета. Рассмотрим некоторые из них. Так, Налоговый Кодекс принцип начислений возводит в метод начислений и дает ему следующее определения. Метод начисления - метод налогового учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью реализации и оприходования имущества. Принцип непрерывности в налоговом учете предполагает, что субъект, как налогоплательщик будет функционировать и в будущем; с присвоением ему РНН за ним будет осуществляться постоянный контроль со стороны налоговых органов. Принцип существенности в налоговом учете тесно связан с достоверностью и значимостью информации налогового учета. Так, устанавливая очередность платежей налоговой задолженности: пени, штрафы и сумма налога, или наоборот, налоговые органы определяют существенность того или иного платежа для бюджета. Принцип осмотрительности в налоговом учете четко проявляется при определении меры ответственности налогоплательщиков в условиях принудительного взыскания задолженности по налогам. Принцип последовательности в налоговом учете предполагает, что принятая налоговая политика также как учетная политика осуществляется согласно утвержденных норм, методов и процедур, согласованных с налоговыми органами. Таким образом, мы остановились на наиболее часто используемых в налоговом учете принципах учета. Вместе с тем, налоговый учет функционирует на основе своих специфичных принципов:

- принципы определения  цены товаров (работ, услуг)  для целей налогообложения;

- принципы международного  налогообложения;

- принципы предоставления  льгот при налогообложении;

- принципы определения  налогооблагаемой базы и др.

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных  документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Способы признания доходов и расходов и порядка их отражения в налоговом учете

При разработке учетной политики прежде всего необходимо изучить требования нормативных  документов. 
Так, при решении вопросов учета доходов и расходов основными первоисточниками для целей бухгалтерского учета будут ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) и ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), а для целей налогового учета - Налоговый кодекс РФ, а именно гл. 25 "Налог  на  прибыль  организаций". 
         Для начала определимся, что такое доходы и расходы и какие виды поступлений и выплат вообще не признаются доходами и расходами с позиций  налогового учета.

Доходы в налоговом учете формируются в порядке, установленном ст. ст. 248 - 251 НК РФ. Причем в ст. 251 НК РФ перечислены доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Например, это имущество, которое получено в виде залога или задатка, или имущество, полученное в рамках целевого финансирования. 
Расходами в налоговом учете, согласно ст. 252 НК РФ, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, а в некоторых случаях - еще и понесенные им убытки.         При  этом: 
        - под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; 
        - под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). 
          Если со вторым требованием обычно дело обстоит попроще - все операции как в бухгалтерском, так и в налоговом учете должны обязательно подтверждаться первичными документами, то первое требование нередко становится яблоком раздора. Потому как налоговые инспекторы иногда доходят до абсурда в своих требованиях предоставить доказательства экономической оправданности и обоснованности тех или иных видов расходов. И именно это требование об обоснованности зачастую является причиной судебных разбирательств, и единообразия мнения судей тоже не наблюдается. 
         Проблема возникает и с трактовкой термина "обычаи делового оборота". Кроме того, в ст. 252 НК РФ есть и еще одно условие - затраты признаются расходами только в том случае, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. И оно тоже вызывает споры - налоговые инспекторы нередко отказывают в признании расходов в случае, если организация вообще не получает доходов (например, если она только недавно начала свою деятельность) или если она несет убытки (то есть расходы превышают доходы). 
         Следует также учесть, что некоторые расходы для целей налогообложения нормируются (как, например, представительские расходы, расходы на некоторые виды рекламы  и  т.д.). 
          Кроме того, в ст. 270 НК РФ приведен перечень расходов, которые вообще нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. 
Как и в бухгалтерском учете, не считаются расходом, например: 
       - стоимость имущества, переданного в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество (п. 3 ст. 270 НК РФ); 
       - расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества 
      - стоимость имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров (п. 9 ст. 270 НК РФ); 
      - сумма средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований (п. 12 ст. 270 НК РФ); 
      - стоимость имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления (п. 14 ст. 270 НК РФ); 
      - стоимость имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка,  залога  (п.  32  ст.  270  НК  РФ).

Информация о работе Методы признания доходов и расходов в налоговом учете