Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить систему налогового администрирования, все её элементы и взаимосвязи.
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налогового администрирования;
- рассмотреть законодательные основы функционирования налогового администрирования;
- изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации…………………………………………………………………….…...5
Глава 2. Понятие и сущность налогового администрирования…..……10
2.1. Понятие налогового администрирования……………………..……10
2.2. Налоговый контроль как основа налогового администрирования……….……………………………………………………..17
Глава 3. Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках налогового администрирования…..……….22
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………..…………………..29

Работа содержит 1 файл

Налоговое администрирование.docx

— 134.70 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     Глава 1. Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации…………………………………………………………………….…...5

     Глава 2. Понятие и сущность налогового администрирования…..……10

     2.1. Понятие налогового администрирования……………………..……10

     2.2. Налоговый контроль как основа  налогового администрирования……….……………………………………………………..17

     Глава 3. Методы взаимодействия налоговых  органов и налогоплательщиков в  рамках налогового администрирования…..……….22

     Заключение………………………………………………………………..27

     Список  используемой литературы…………………..…………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Действующим налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрена достаточно жесткая мера ответственности за налоговые правонарушения; знание налоговых  норм, регулирующих эту сферу отношений, позволяет хозяйствующим субъектам  избежать налоговых санкций и  тем самым повысить прибыльность и конкурентоспособность выпускаемых  товаров (выполняемых работ, оказываемых  услуг).

     Формирование  государственного бюджета напрямую зависит от налоговых поступлений, в результате чего своевременная  уплата налогов позволяет не только решать общенациональные задачи, но и  избегать налоговых санкций в  отношении хозяйствующих субъектов.

     Современное развитие общественно-экономических  отношений в совокупности с реформированием  налоговой системы требует повышения  поступления налогов, упрощения  налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.

     Одной из основных проблем государства  является обеспечение поступления  в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей.

     Финансовая  деятельность государства по получению  налогов как одного из суверенных прав государства будет действенной  только в том случае, если будет  разработан оптимальный механизм налогового администрирования.

     Налоговое администрирование является одним  из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы  и экономики государства. Эффективность  налоговой системы обусловлена  полнотой выявления источников доходов  в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате.

     К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно  администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию. Формирование налоговой политики происходит без учета интересов частного капитала, а неразумное налоговое администрирование ведет к массовому уклонению от уплаты налогов, «бегству» капитала и т.д., что обуславливает актуальность выбранной темы.

     Цель  курсовой работы – изучить систему налогового администрирования, все её элементы и взаимосвязи.

     В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть понятие налогового  администрирования;

     - рассмотреть законодательные основы  функционирования налогового администрирования;

     - изучить механизм налогового  администрирования, формы и стадии  налогового контроля;

     Объектом  исследования является налоговая система  страны. Предмет исследования –  налоговое администрирование и его место в системе налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

 

     Основу  функционирования налоговой системы  РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым  законодательство РФ о налогах и  сборах включает в себя1:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

     Налоговый кодекс Российской Федерации состоит  из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

     Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых  льгот в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения  капитала (ст. 3 НКРФ).

     Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в  зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

     Допускается установление особых видов пошлины  либо дифференцированных ставок ввозных  таможенных пошлин в зависимости  от страны происхождения товара в  соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

     Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав2.

     Не  допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство РФ, в частности прямо  или косвенно ограничивающие свободное  перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую  деятельность физических и юридических  лиц или создавать препятствия  для такой деятельности.

     Налоги, сборы, пошлины и другие платежи  формируют бюджетную систему  РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой  составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость  — около 36%, таможенные платежи —  около 23%, акцизы — 22%, налог на прибыль  — 9%, налог на доходы физических лиц  — 6,3% и т.д.).

     Часть первая НК РФ регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

     При уплате налога возникают имущественные  отношения между плательщиком и  получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому  к налоговым отношениям неприменимы  нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее — ГК РФ).

     К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а  также к отношениям, возникающим  при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечении к ответственности  виновных лиц законодательство о  налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено  НК РФ.

     В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая  способность налогоплательщика  к уплате налога.

     Важной  характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое  определено ст. 5 НКРФ.

Таблица 1.1.

     Действие  во времени законодательства о налогах и сборах3

Направленность  актов Не ранее
Акты  законодательства о налогах Одного месяца со дня официального опубликования  и 1-го числа очередного налогового периода
Акты  законодательства о сборах Одного месяца со дня их официального опубликования
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых  налогов и сборов 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца  со дня официального опубликования
Акты  субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы 1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца  со дня официального опубликования
Акты  законодательства о налогах и  сборах, улучшающие положение налогоплательщика С момента официального опубликования

     Официальным опубликованием федеральных законов  считается первая публикация их полного  текста в «Парламентской газете», «Российской  газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

     Часть вторая НК РФ устанавливает порядок  исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

     Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) — теперь Федеральной налоговой  службы (ФНС России), циркулярные  письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная  практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей  системы налогообложения.

     Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно  к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный  правовой акт не соответствующим  НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает  им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

     В НК РФ изложены следующие общие условия  установления налогов и сборов: при  введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в  необходимых случаях могут предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Понятие и сущность налогового администрирования 

     2.1. Понятие налогового  администрирования 

     Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».

Информация о работе Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках налогового администрирования