Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить систему налогового администрирования, все её элементы и взаимосвязи.
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налогового администрирования;
- рассмотреть законодательные основы функционирования налогового администрирования;
- изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации…………………………………………………………………….…...5
Глава 2. Понятие и сущность налогового администрирования…..……10
2.1. Понятие налогового администрирования……………………..……10
2.2. Налоговый контроль как основа налогового администрирования……….……………………………………………………..17
Глава 3. Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках налогового администрирования…..……….22
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………..…………………..29

Работа содержит 1 файл

Налоговое администрирование.docx

— 134.70 Кб (Скачать)

     Налоговый контроль представляет собой комплексную  и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной  власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и  направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками  обязанности по уплате налогов.

     Цель  проведения налогового контроля —  выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение  достоверности данных о полноте  и своевременности уплаты налогов  и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение  к ответственности налогоплательщиков.

     В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение  налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные  с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

     В узком смысле под налоговым контролем  подразумевается проведение налоговых  проверок уполномоченными органами.

     Перед налоговым контролем стоят следующие  задачи:

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения9.

     Методы  налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью  которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

     Субъектами  налогового контроля выступают участники  налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

     Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых  агентов, сборщиков налогов и  сборов.

     

     Рис. 2.2. Стадии налогового контроля

     Таблица 2.2.

     Место постановки на налоговый учет в зависимости  от категории налогоплательщиков

Категория налогоплательщиков Место постановки на учет
Организации По местонахождению  организации

 По местонахождению  обособленных подразделений организации 

По местонахождению  имущества

Физическое  лицо или индивидуальный предприниматель По месту  жительства

По местонахождению  имущества

По местонахождению  транспортных средств

     Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального  предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и  предусмотренных законодательством  документов и выслать по почте  уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые  устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

     В случае ликвидации или реорганизации  организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения  налогоплательщик обязан уведомить  об этом налоговый орган, который  проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

     Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

     При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

  • название организации (индивидуального предпринимателя);
  • ИНН;
  • КПП;
  • юридический адрес;
  • данные о государственной регистрации;
  • другие необходимые данные.

     Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности  налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут  своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый  контроль позволяет пополнять государственный  бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

     Глава 3. Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках налогового администрирования

 

     Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков могут быть достаточно разнообразными, но укрупнено можно выделить три основных типа: административного принуждения, регулируемых альтернатив, дружественного партнерства. Соотношение между ними и масштабы их развитие определяются проводимой налоговой политикой и качественным состоянием контрольной деятельности.

     К методам административного принуждения относятся — применение налоговых санкций, арест банковских счетов, другого имущества налогоплательщика и т. д. Исходя из того, что налоги обязательны к уплате, такие обеспечительные меры существовали и будут иметь место всегда10.

     Введение  в действие Налогового кодекса РФ способствовало распространению другого  типа методов налогового администрирования, а именно метода регулируемых альтернатив. Налогоплательщикам предоставлена свобода выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением или отказом от налоговых льгот и т. д. Однако после выбора того или иного поведения, оно становится обязательным для налогоплательщиков и исходным при проверке налоговыми органами. В некоторых странах декларируется переход в налоговом администрировании от преимущественно принудительных, силовых методов к отношениям сотрудничества (дружественного партнерства) с налогоплательщиками (заключение соглашений о применяемых ценах по контролируемым сделкам, о переносе сроков уплаты задолженности и т. д.).

     Налоговые органы вправе допрашивать свидетелей на своей территории в период приостановления  выездной налоговой проверки, считает  Минфин России (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156).

     Пунктом 9 статьи 89 НК РФ установлено, что на период приостановления выездной налоговой  проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также  действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные  с проверкой. Минфин России делает вывод, что в дни приостановления  проверки налоговый орган не может  истребовать документы лишь у  налогоплательщика и работать на территории (в помещении) проверяемого. То есть НК РФ установлен прямой запрет на допрос свидетелей в такой период только в помещении налогоплательщика. Запрета на вызов свидетелей в  налоговый орган либо получение  информации от других лиц в период приостановления выездной проверки Налоговый кодекс не содержит.

     Свидетелем  может выступать любое физическое лицо, которому, предположительно, известны какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ). И в том  числе — работники организации, выездная налоговая проверка которой  приостановлена, считает финансовое ведомство.

     В этом году некоторые региональные управления направляли организациям письма о заключении с налоговыми органами соглашений-обязательств по платежам в федеральный бюджет.

     В результате налогоплательщик брал на себя обязательства обеспечить поступления  налогов в федеральный бюджет в сумме не менее, чем будет  указано в таком соглашении. В  письме от 25.05.2011 № ЗН-4-1/8319 налоговая  служба указала на недопустимость подписания данных соглашений, так как это  прямо противоречит Налоговому кодексу11.

     В обязанности налогоплательщика, определенные статьей 23 НК РФ, не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами по обеспечению поступлений  в бюджет конкретных сумм налогов, отмечает ФНС России.

     Третий метод не так давно считался неприемлемым в российской практике из-за недостаточного уровня налогового администрирования, состояние которого и отражается, прежде всего, на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Но разработанные законопроекты о регулировании трансфертного ценообразования для целей налогообложения включают в себя элементы заключения соглашений между налоговыми органами и налогоплательщиками. К тому же в бюджетах регионов стали закладываться реальные финансовые возможности для положительного ответа на заявки по инвестиционному налоговому кредиту.

     В письме от 30.05.2011 № ММВ-22-4/60@ глава  ФНС России М.В. Мишустин потребовал от руководителей территориальных  налоговых инспекций принять  действенные меры по повышению качества работы с налогоплательщиками12.

     Руководитель  налоговой службы напомнил, что критерием  оценки исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих налоговых органов «является  корректное и внимательное отношение  к налогоплательщикам». Это предусмотрено  требованиями статьи 33 Налогового кодекса  и ряда нормативных документов, в  том числе Кодекса этики и  служебного поведения государственных  гражданских служащих Федеральной  налоговой службы, утвержденного  приказом ФНС России от 11.04.2011 № ММВ-7-4/260@. «Несмотря на принимаемые меры, в  отдельных налоговых органах  имеют место случаи ненадлежащего  поведения должностных лиц при  работе с налогоплательщиками, проявления грубости, формализма и нежелание  вникнуть в суть проблем», — говорится  в письме. В связи с этим руководители инспекций обязаны обеспечить проявление доброжелательности, вежливости, тактичности  и внимательности к налогоплательщикам со стороны сотрудников налоговых  органов при исполнении ими служебных  обязанностей. По каждому факту безответственного, предвзятого, нетактичного поведения, грубости, формализма и хамства им предписывается принимать к виновным должностным лицам все меры дисциплинарного  воздействия, вплоть до увольнения из налоговых органов

     Использование третьего метода целесообразно и  в случае, когда действующие нормы  налогового законодательства не позволяют  адекватно определить порядок налогообложения  финансового результата по сложным  формам хозяйственных сделок, по инновационным  финансовым продуктам.

     Комплексное применение всех трех типов методов  взаимодействия налоговых органов  и налогоплательщиков позволит качественно решать основную, фискальную задачу налогового администрирования, а также будет способствовать формированию новых отношений между государством и налогоплательщиком. Применение второго и третьего методов усиливает регулирующий аспект налогового администрирования по отношению к экономике страны в целом и отдельного хозяйствующего субъекта.

     Задача  налогового администрирования в  условиях развития рыночных отношений  состоит и в оперативном реагировании на различные изменения в экономических  и налоговых отношениях.

Информация о работе Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках налогового администрирования