Налог и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Налог и налоговая система государства.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

       Налог и налоговая система  государства.

       Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было неплохо организовано. Одним из самых известных тогда  налогов была «десятина»: десятую  часть урожая крестьянин отдавал  в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия. Если в период рабовладения налоги взимаются в виде различных натуральных податей и служат дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобретают денежную форму.

       В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Налоговые поступления  являются фундаментом любого государства, а налоговая политика - одним из основных элементов государственного воздействия на экономику.

       Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

       1) Выявить сущность налога и  налоговой системы;

       2) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации.

       Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести  следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы в новой системе должны предоставляться по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирование научно-технического прогресса, защита окружающей среды.

       Под налоговой системой государства  понимается совокупность установленных  законодательно налогов, сборов, пошлин, акцизов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней, уплачиваемые налогоплательщиками в процессе своей жизни и деятельности на территории РФ. Упомянутые выше сборы, пошлины, акцизы и прочее являются особыми видами налогов, взимаемых с налогоплательщиков.

       Налоги — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица — предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

       Денежные  средства, вносимые в виде налогов  не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

       В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

       Реализация  принципов налогообложения в  разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

       Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного  государства.

       Каждый  налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

       Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

       Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.

       Источник налога – доход, от которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

       Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения.

       В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Все налоги в конечном итоге выплачиваются  из дохода. Поэтому их вид зависит от соотношения между ставкой налога (его процентом) и доходом.

       Прогрессивный налог – это налог, процентная ставка которого повышается в связи с ростом самого дохода.

       Регрессивный налог предусматривает, что его средняя ставка понижается по мере роста дохода.

       Пропорциональный налог предполагает, что, независимо от роста дохода, средняя налоговая ставка сохраняется в одном и том же виде.

       Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

       Налоговые санкции – наказание за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и др.) в виде штрафов или уголовной ответственности.

       При всем многообразии форм и видов налогов  они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачиваются непосредственно с доходов, капитала, недвижимости, земли (налоги на прибыль, имущество, транспортные средства и др.). Косвенные налоги перекладываются на конечных потребителей товаров и услуг как надбавка к цене (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.).

       Налоговая система должна выполнять следующие  функции:

  1. фискальную, т.е. служить источником дохода госбюджета;
  2. распределительную, т.е. перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;
  3. стимулирующую, т.е. через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости населения;
  4. регулирующую, т.е., изменяя условия налогообложения, правительство способствует решению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом.

       Государство через налоговый механизм может  воздействовать на хозяйственную конъюнктуру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение. Например, снижение налогового бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.

       В начале 1990-х годов в России была проведена налогово-бюджетная реформа, которая была вызвана тем, что переход к рыночным отношениям потребовал разработки принципиально новой налоговой политики. Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом были заложены Законом РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации” (1991 г.), который определил “общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов”. В дальнейшем было принято множество законов и подзаконных актов, определяющих налоговую систему нашей страны. Сложность, запутанность, часто противоречивость налогового законодательства вызвали необходимость разработки и принятия Налогового кодекса РФ, первая часть которого была принята в июле 1998 г., а вторая вступила в силу с 1 января 2001 г.

       Налоговая система государства представляет собой совокупность видов взимаемых  налогов, форм и методов их исчисления, сбора и использования налоговых поступлений, а также включает налоговые, таможенные и финансовые органы, органы внутренних дел.

       В Российской Федерации действуют  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные (субъектов  Российской Федерации) и местные.

       Федеральными  являются налоги и сборы, устанавливаемые  федеральным налоговым законодательством, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации, это;

    1. Налог на добавленную стоимость (НДС).
    2. Акцизы.
    3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
    4. Единый социальный налог (ЕСН).
    5. Налог на прибыль (НП).
    6. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
    7. Водный налог.
    8. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов.
    9. Государственная пошлина.

       Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые федеральным и региональным налоговым законодательством и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, это;

  1. Налог на имущество организаций (НИ).
  2. Налог на игорный бизнес.
  3. Транспортный налог (ТН).

       Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, это;

  1. Земельный налог.
  2. Налог на имущество физических лиц.

       Кроме того, у нас еще есть четыре специальных  налоговых режима:

    1. Упрощенная система (УСН);
    2. Система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН);
    3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    4. Специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции.

       Также, взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и  взносы на страхование от несчастных случаев на производстве.

       Существуют  четыре способа взимания налогов в зависимости от способов оценки объектов налогообложения:

       1)  кадастровый, когда объект налогообложения дифференцирован на группы по определенному признаку. Взимание налогов осуществляется на основе описи (кадастра) объектов налогообложения с указанием их оценочной стоимости (налог на землю, налог на имущество организаций, налог на недвижимость);

       2)  по данным налоговой отчетности – в декларации налогоплательщик указывает размер дохода, имеющиеся льготы, произведенные вычеты, исчисляет и уплачивает сумму налога;

Информация о работе Налог и налоговая система РФ