Налог на добавленную стоимость, его роль в налоговой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении налога на добавленную стоимость, его роли и места в налоговой системе РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность налога на добавленную стоимость………………………... 5
Глава 2. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в РФ ………………………………………………………………………........... 13
Глава 3. Налог на добавленную стоимость на предприятии (Пример), пути его совершенствования………………………………………………………… 37
Заключение……………………………………………………………………… 45
Список использованной литературы………………………………………….. 47

Работа содержит 1 файл

Курса.docx

— 84.51 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Сущность налога на добавленную стоимость………………………... 5

Глава 2. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в РФ ………………………………………………………………………........... 13

Глава 3. Налог на добавленную стоимость на предприятии (Пример), пути его совершенствования………………………………………………………… 37

Заключение……………………………………………………………………… 45

Список использованной литературы………………………………………….. 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налог на добавленную  стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Налог на добавленную стоимость  является самым молодым из налогов, формирующих основную долю доходной части бюджетов. Схема его взимания была предложена французским экономистом  М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции он был введен в 1968 г. В России налог на добавленную стоимость взимается с 1992 г.

В  настоящее  время  налога на добавленную стоимость  - один  из  важнейших федеральных налогов.  Основой его взимания,  является  добавленная стоимость,  создаваемая на  всех  стадиях производства  и обращения товаров.  Это налог    относят к   категории универсальных косвенных налогов,  которые в виде  своеобразных  надбавок  взимаются путем включения в цену  товаров,  перенося  основную  тяжесть налогообложения на  конечных  потребителей  продукции,  работ,  услуг. 

Налог на добавленную стоимость  как  наиболее  значительный  косвенный  налог  выполняет  две  взаимодополняющие  функции:  фискальную  и  регулирующую.  Первая  является основной, в  частности,  заключается  в  мобилизации  существенных  поступлений  от  данного  налога  в  доход  бюджета  за  счет  простоты  взимания  и  устойчивости  базы  обложения.  В  свою  очередь  регулирующая  функция  проявляется  в  стимулировании  производственного  накопления  и  усилении  контроля  за  сроками продвижения товаров и их  качеством.

За всю историю существования  налога на добавленную стоимость  действующий механизм его исчисления и взимания претерпел  существенные  изменения. Налог на добавленную стоимость является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений в бюджет. 

 

Цель работы заключается  в изучении налога на добавленную  стоимость, его роли и места в  налоговой системе РФ.

Задачи:

    1. Рассмотреть сущность налога на добавленную стоимость.
    2. Изучить механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в РФ.
    3. Рассмотреть на примере расчет налога на добавленную стоимость на предприятии.
    4. Сравнить налог на добавленную стоимость с другими налогами взимаемые бюджетом.
    5. Рассмотреть роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность налога на добавленную стоимость

НДС является налогом федерального уровня и представляет собой модифицированный налог с  оборота, рационализированный таким  образом, чтобы снять тот кумулятивный эффект, которым изначально обладал  классический налог с оборота. Этот налог взимается на всех стадиях  производства и распределения и  является универсальным косвенным  налогом на потребление. В настоящее  время он применяется более чем  в 90 государствах, в частности, введение такого налога при одновременной  гармонизации правил его применения было обязательным для государств ЕС.

Особенностью налога на добавленную стоимость является такая его организация, при которой  в общем случае продавец обязан уплатить налог только с налоговой базы, равной той стоимости, которую он добавил к продаваемым товарам  или услугам. Технически для достижения этого результата налог сконструирован таким образом, что первоначальная сумма налога рассчитывается умножением налоговой ставки на всю цену, за которую налогоплательщик продает товары или услуги, но для определения величины налогового обязательства перед государством ему разрешается уменьшить первоначальную сумму налога на те суммы налога, которые он ранее уплатил своим поставщикам (или подрядчикам), приобретая материальные ресурсы или услуги, используемые потом в процессе производства продаваемых товаров или услуг. Точно так же эта схема работает в случае, когда налогоплательщик перепродает приобретаемые им на стороне товары или услуги.

Несколько иначе налог  на добавленную стоимость организуется в отношении внешнеторговых операций. Любой ввоз товаров на таможенную территорию государства в режиме выпуска для свободного обращения (для других таможенных режимов обычно предусматриваются определенные особенности) должен облагаться налогом применительно  к полной таможенной стоимости этих товаров, увеличенной на сумму таможенной пошлины. Одновременно в отношении экспорта товаров должна применяться нулевая ставка НДС, обеспечивающая не только освобождение экспортера от уплаты налога на добавленную этим экспортером стоимость, но и возмещение ему со стороны государства тех сумм налога, которые он уплатил своим поставщикам или контрагентам. Такая схема налога в отношении внешнеэкономических операций, с одной стороны, является формой государственной поддержки экспортера, а с другой стороны, обеспечивает равные конкурентные условия для всех товаров - независимо от страны их происхождения - на внутреннем рынке любого государства, применяющего НДС, поскольку независимо от страны его происхождения любой товар вначале полностью «очищается» от своего национального НДС, а затем обременяется налогом той страны, где он реализуется.

В то же время налоговое  законодательство предусматривает  некоторые льготы или особенности  для политически чувствительных сфер или тех секторов экономики, где трудно организовать эффективное  администрирование. Например, от уплаты этого налога обычно освобождаются  мелкие индивидуальные предприниматели, поскольку вряд ли целесообразно  ограниченные финансовые ресурсы налоговых  органов тратить в погоне за суммами, которые могут оказаться меньше предполагаемых расходов на контроль за правильностью уплаты налога. Уже из соображений политической чувствительности налогом зачастую не облагаются услуги в сфере медицинского обслуживания и перевозки общественным транспортом, услуги в области культуры и некоторые другие операции, если такие услуги предоставляются (операции совершаются) исключительно в общественных интересах и не имеют целью получение прибыли (здесь нелишне отметить, что, вероятно, еще одной целью освобождения от налогообложения НДС является нежелание государства компенсировать суммы «входящего» налога по таким операциям). Главным образом из-за трудностей определения налоговой базы, а также для облегчения доступа к соответствующим секторам экономики от налогообложения освобождаются финансовые, банковские и страховые (включая перестрахование) услуги, что не исключает введения специального альтернативного налога на подобные операции.

 

Место налога на добавленную стоимость в налоговой системе РФ.

Совокупность налогов, соборов, пошлин и других   платежей,  взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему (установлено Законом «Об основах налоговой системы в РФ»).  Все налоги  группируются  на  федеральные,  региональные  и местные.  НДС относится к федеральным налогам и действует на  всей  территории  РФ.  Ставки  установлены Законом и едины для всех  субъектов РФ. 

Из всех налогов, формирующих  современные налоговые системы  развитых стран мира, налог на добавленную стоимость является, самым молодым.

В Российской Федерации НДС  действует с 1 января 1992 года. Введение НДС в нашей стране обусловлено  началом проведения масштабной экономической  реформы, внедрении в экономику  рыночных отношений, переходом к  свободным рыночным ценам на большинство  товаров, работ и услуг. НДС, введенный  вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

За годы своего существования  НДС прочно укрепился в налоговой  системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. Сегодня НДС в России является не только основным косвенным  налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. В консолидированном бюджете РФ поступления от  НДС уступают  только  налогу  на  прибыль и составляют  около четверти  всех  доходов.  В то  же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на  первом  месте,  превосходя  по  размеру все налоговые доходы. 

Основную долю доходов федерального бюджета в 2012 году будут составлять доходы от уплаты  таможенных пошлин - 39,95 %, НДС – 33,69 % НДПИ – 19,27 %, акцизов – 3,68 %, налога на прибыль организаций – 3,39 %.

Рисунок 1 Поступления доходов в Федеральный бюджет в 2012 году

Доходы федерального бюджета от уплаты налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2012 год прогнозируются в сумме 1 870 088,3 млн. рублей (3,19% к ВВП). Расчет налога осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю) и оценки налоговой базы за 2011 год.

Суммы начисленного налога на добавленную стоимость и налоговых  вычетов, за исключением вычетов  по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, на 2012 год прогнозируются в размере 27 680 771,1 млн. рублей (47,17% к  ВВП) и 23 121 748,1 млн. рублей (39,40% к ВВП) соответственно. При определении  начисленного налога в процентах  к ВВП учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой  базы за 2011 год; при определении основных налоговых вычетов – сложившаяся  доля основных налоговых вычетов  в сумме начисленного налога в  размере 83,53%.

 

Налоговые вычеты по ввозимым товарам и реализации товаров  на экспорт, учитываемые в общей  сумме вычетов, рассчитывались следующим  образом:

    • вычеты, предъявляемые по ввозимым товарам, определены в сумме 1 445 547,2 млн. рублей исходя из прогнозируемого поступления налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в сумме 1 791 704,5 млн. рублей и доли, сложившейся по оценке налоговой базы за 2011 год по предъявляемым к вычету суммам налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации (80,68%);
    • налог, уплаченный поставщиками материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, определен в сумме 1 106 998,9 млн. рублей на основе объемов экспорта, прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю, а также доли сумм материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, в размере 40,7 процента, сложившейся по оценке налоговой базы за 2011 год.

Таким образом, с учетом начисленного налога (27 680 771,1 млн. рублей или 47,17% к  ВВП), общей суммы налоговых вычетов (25 674 294,2 млн. рублей или 43,75% к ВВП), уровня собираемости (94,0%), рассчитанного по оценке 2011 года, расчетная сумма  налога на добавленную стоимость  определена в размере 1 886 088,3 млн. рублей.

Прогнозируемое на 2012 год  возмещение налога на добавленную стоимость  при выполнении соглашений о разделе  продукции снизит планируемое поступление  налога на 16 000,0 млн. рублей.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год превышает сумму налога по уточненной оценке за 2011 год на 140 085,6 млн. рублей или на 8,1 процента.

При этом доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся в результате роста ВВП на 390 460,7 млн. рублей. Вместе с тем увеличение объемов импорта и экспорта приведет к снижению доходов на 230 913,1 млн. рублей и 10 870,3 млн. рублей соответственно, курса доллара США по отношению  к рублю – на 8 591,7 млн. рублей.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 2 106 413,0 млн. рублей (3,25% к ВВП), что  на 236 324,7 млн. рублей или на 12,6% больше суммы, планируемой на 2012 год.

В результате прогнозируемого  роста ВВП доходы федерального бюджета  от уплаты налога увеличатся на 446 929,2 млн. рублей; повышения доли (в % к ВВП) начисленного налога – на 14 120,6 млн. рублей; роста собираемости на 0,5 процентных пункта – на 11 155,0 млн. рублей. На снижение поступления налога окажет влияние увеличение объемов импорта и экспорта (на 170 587,6 млн. рублей и на 5 668,9 млн. рублей соответственно), а также повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 59 623,6 млн. рублей).

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 2 361 754,0 млн. рублей (3,26% к ВВП), что  на 255 341,0 млн. рублей или на 12,1% больше суммы, планируемой на 2013 год.

Увеличение доходов прогнозируется за счет роста ВВП – на 566 245,4 млн. рублей; повышения доли (в % к ВВП) начисленного налога – на 27 358,2 млн. рублей. В то же время увеличение объема импорта приведет к снижению доходов на 175 849,1 млн. рублей, курса доллара США по отношению к рублю – на 100 334,3 млн. рублей, объема экспорта – на 62 079,2 млн. рублей.

Доходы федерального бюджета от поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год  прогнозируется в сумме 1 818 704,5 млн. рублей (3,10% к ВВП).

Налоговая база для исчисления налога определена на основе прогнозируемого  налогооблагаемого объема импорта, курса доллара США по отношению  к рублю, прогнозируемых сумм ввозных  таможенных пошлин и акцизов на ввозимые товары. Налогооблагаемый объем импорта  из стран дальнего зарубежья, Республики Беларусь и Республики Казахстан, а  также иных стран-участников СНГ  принят в размере 356,4 млрд. долларов США.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость, его роль в налоговой системе РФ