Налог на добычу полезных ископаемых

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе, посвященной налогу на добычу полезных ископаемых, особое внимание обращается на роль и значение данного налога для экономики страны в целом и добывающих отраслей в частности. Излагается исторический аспект развития налогообложения недра пользования в России. Показаны особенности характеристики объекта обложения данным налогом. Подробно изложены способы определения стоимости добытых полезных ископаемых. Рассмотрен действующий в настоящее время особый порядок формирования налоговой базы при исчислении и уплате налогов с добычи полезных ископаемых.

Содержание

Ведение………………………………………………….........................................3
Глава №1 Теоретическая часть налогообложения
1.1 Общая характеристика понятия "добываемые полезные ископаемые"……5
1.2 Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых………………..10
1.3 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе…….20
1.4 Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых………………………………………………………………………23
Глава №2 Практическая часть налогообложения
2.1 Изменение действующего законодательства с 01.01.2011 года………..…30
2.2 Практическая часть…………….……………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Налоговая система.docx

— 57.75 Кб (Скачать)

      Из  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

  1. размер платежей за пользование недрами определялся с учетом экономико-географических условий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества качества, продолжительности работ, степени изученности территории, горнотехнических условий освоения, разработки месторождения и степени риска и устанавливался по каждому месторождению индивидуально. Таким образом в размере платежей за пользование недрами учитывалась рентная составляющая;
  2. значительное число недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, что создавало дополнительный экономический эффект при недродобыче в нестандартных условиях;
  3. ОВМСБ носили целевой характер и направлялись исключительно на расширение минерально-сырьевой базы, в том числе и путем передачи их части добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.

      Однако  существовали и такие негативные моменты, сопутствовавшие плате  за пользование недрами, как возможности  прямого получения (минуя бюджет) недропользователями части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что усложняло контроль за использованием этих средств, а также  неденежного исполнения обязанности  по уплате платежей за пользование  недрами. Реформаторы налоговой  системы посчитали, что действовавший  на тот момент механизм взимания и  использования ОВМСБ недостаточно эффективен и не позволяет решать задачи возмещения затрат государства  на поиск и разведку месторождений  полезных ископаемых, обеспечения эффективного контроля целевого использования отчислений, оставляемых предприятиям, самостоятельно выполняющим геологоразведочные работы. Поэтому было принято решение  отменить ОВМСБ. Однако действенного механизма  целевого финансирования затрат на геологоразведочные работы так и не было создано.

      До  введения НДПИ операции по реализации добытой нефти, включая стабильный газовый конденсат, а также добытого природного газа подлежали обложению  акцизами в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.

      Действовавшее до 2002г законодательство РФ, включавшее раздел платности пользования недрами, носило рамочный характер и не давало достаточно четкого определения  основных элементов налогообложения  при исчислении специальных налогов  при пользовании недрами.

      В рамках проводимой в России налоговой  реформы для соблюдения баланса  интересов государства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»  НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2002г в соответствии с Федеральным  законом от 8 августа 2001г №126-ФЗ. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть (последний – в связи с особым порядком исчисления НДПИ по нефти). В результате механизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый налоговым кодексом РФ, был сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. Одновременно в Закон «О недрах» 1999г были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2002г новую систему платежей за пользование недрами, включающую разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.

      Глава 26 неоднократно изменялась, дополнялась. Федеральным законом от 31 декабря 2001г №198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащего  налогообложению природного горючего газа и попутного газа из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных  месторождений.

      С 1 января 2004г в связи с изменением механизма налогообложения добычи природного газа (адвалорная ставка НДПИ была заменена специфической налоговой  ставкой) был отменен акциз на природный газ.

      Результатом проведенных реформ налогообложения  добычи полезных ископаемых стало создание фискально-ориентированной системы  налогообложения, обеспечивающей существенный рост налоговых поступлений.

      1.2 Правовой статус  налог на добычу  полезных ископаемых

      Все платежи, взимание которых так или  иначе связано с взаимодействием  человека и природы, независимо от их налогового статуса можно подразделить на экологические и природоресурсные платежи. Если объектом экологических  платежей является вредное воздействие  человека на природу, то объектом природоресурсных платежей являются отношения по использованию  различного рода природных ресурсов (земли, лесов, вод, недр и пр.), а также результат такого использования. В контексте приведенного деления налог на добычу полезных ископаемых следует отнести к группе платежей за природопользование, поскольку объектом данного налога является добыча полезных ископаемых (статья 336 НК РФ), которая является одним из видов пользования недрами (статья 6 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 23951 (в редакции Федерального закона от 03 марта 1995 г. № 27-ФЗ).

      Группа  платежей за природопользование имеет  весьма неопределенный правовой статус, поскольку не дает четких оснований  для отнесения указанных платежей к налогам, сборам или гражданско-правовым платежам. Однако, применительно к  налогу на добычу полезных ископаемых значимость указанной проблематики существенно снижается, поскольку  указанный налог ориентирован на обложение стоимости добытых  полезных ископаемых (статьи 336–338 НК РФ) и не является условием предоставления государством права пользования  недрами. С учетом изложенного можно  сказать, что налог на добычу полезных ископаемых является именно налоговым  платежом, поскольку отвечает законодательно установленным признакам налога (статья 8 НК РФ), в частности: индивидуальная безвозмездность, обязательный (принудительный) характер, поступление в бюджет, односторонний характер. После вступления в силу изменений, внесенных в  текст главы 26 НК РФ Законом № 57-ФЗ применительно к порядку уплаты налога на добычу полезных ископаемых (а именно – после 01.01.2003 г.) налог  на добычу полезных ископаемых уплачивается единовременно по итогам налогового периода (статья 344 НК РФ (с изменениями, внесенными Законом № 57ФЗ)). Следовательно, авансовый характер у данного  обязательного платежа отсутствует.

      Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых»  введена Федеральным законом  от 08 августа 2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о  признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации». Следующим этапом при определении правового характера налога на добычу полезных ископаемых является отнесение его к группе прямых или косвенных налогов. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ (в процессе потребления), тогда как прямые налоги – в процессе приобретения и накопления материальных благ. Источник уплаты прямых налогов формируется у налогоплательщика, тогда как источник уплаты косвенных налогов поступает налогоплательщику в составе иных платежей (как правило, цены). Анализ всех признаков прямых налогов позволяет сделать вывод, что именно к данной группе налог на добычу полезных ископаемых и относится. Во-первых, предметом налога на добычу полезных ископаемых является имущество – полезные ископаемые, а не денежные средства. Во-вторых, связь с исполнением по сделке (реализацией), которое, как правило, выступает объектом косвенных налогов, отсутствует, однако в наличии прямая связь с предметом налогообложения. В-третьих, взимается данный налог непосредственно в виде денежного платежа в бюджет (отсутствует завуалированный характер налогового изъятия). В-четвертых, источник уплаты налога формируется у налогоплательщика. В-пятых, бремя уплаты налога не перелагается на третьих лиц. В свою очередь, относясь к группе прямых налогов, налог на добычу полезных ископаемых является налогом личным, поскольку взимается он исходя из стоимости добытых полезных ископаемых в течение налогового периода (статьи 338 и 343 НК РФ).

      В завершение характеристики правового  статуса налога на добычу полезных ископаемых следует указать, что  данный налог относится к числу  налогов неокладных, т. е. налогов, которые  самостоятельно рассчитываются налогоплательщиком, что прямо следует из статьи 52, пункта 1 статьи 338 и статьи 343 НК РФ. 

 

      2. Методические аспекты  налогообложения добычи полезных  ископаемых

      2.1 Поэлементная характеристика налога  на добычу полезных ископаемых

      Объектом  налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

  1. полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  2. полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  3. полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

      Не  признаются объектом налогообложения:

  1. общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  2. добытые (собранные) минералогические. Палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  3. полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  4. полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  5. дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

      Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством  РФ.

      Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении 30 календарных дней с момента  государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в  отношении каждого добытого полезного  ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно  при добыче основного полезного  ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти  обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и  стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном  выражении.

      Налоговая база определяется отдельно по каждому  добытому полезному ископаемому.

      Количество  добытого полезного ископаемого  определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетное, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

      В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные  налоговые ставки либо налоговая  ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно  к каждой налоговой ставке.

      Оценка  стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  1. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых