Налог на имущество предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
1. Теоретические основы налогового учета и отчетности организации плательщика имущественных налогов………………………………….….……6
2. Характеристика ЗАО «Север»………………………………………..…….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….....15
3. Порядок исчисления и уплаты имущественных налогов на примере ЗАО «Север»……………………………………………………………………..….…23
3.1 Организация ведения бухгалтерского учета на предприятии……..…23
3.2 Порядок исчисления налога на имущество предприятия………….....29
3.3. Порядок и сроки уплаты налога…………………………………….…32
3.4. Налоговый учет, отчетность и контроль………………………….…..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….43
Приложения

Работа содержит 1 файл

Налог на имущество предприятий введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей.docx

— 114.04 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4 

  1. Теоретические основы налогового учета и отчетности организации плательщика имущественных налогов………………………………….….……6

  2.  Характеристика ЗАО «Север»………………………………………..…….15

       2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….....15

  3. Порядок исчисления и уплаты имущественных налогов на примере ЗАО «Север»……………………………………………………………………..….…23

      3.1 Организация ведения бухгалтерского учета на предприятии……..…23

       3.2 Порядок исчисления налога на имущество предприятия………….....29

       3.3. Порядок и сроки уплаты налога…………………………………….…32

       3.4. Налоговый учет, отчетность и контроль………………………….…..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….43

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налог на имущество предприятий  – это один из налогов налоговой  системы Российской Федерации, который  установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

Налог на имущество юридических  лиц является основным налогом субъектов  Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом  на добавленную стоимость, другими  видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных  уровней, требует особого подхода  при его рассмотрении.

Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу.

Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут  также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиками.

Налог на имущество предприятий  занимает центральное место в  системе имущественного налогообложения  России и вызывает определенный интерес  в свете возможных изменений  в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного  опыта, а также изменений, ожидаемых  в области замены налога на имущество  юридических и физических лиц, а  также земельного налога, на налог  на недвижимость.

Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения  налогоплательщиками, осуществляющими  деятельность на территориях различных  субъектов Российской Федерации, поскольку  им необходимо учитывать соответствующие  региональные особенности налогообложения. При этом произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам  и налоговым правонарушениям.

Выше изложенное обусловливает  актуальность темы данной курсовой работы, посвященной вопросам имущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами действующего налогового законодательства.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и  порядка имущественного налогообложения  организаций в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования –  нормы Налогового кодекса Российской Федерации об основах налогообложения  и налоге на имущество предприятий.

Цели исследования – теоретическое  и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление  особенностей такого налогообложения  в практической деятельности организаций.

Для достижения целей ставились  следующие задачи:

- определить принципы  и дать характеристику имущественного  налогообложения;

- установить субъектный  и объектный состав процесса  расчета и уплаты налога на  имущество;

- проанализировать особенности  порядка имущественного налогообложения.

 

1. Теоретические  основы налогового учета и отчетности организации плательщика имущественных налогов

 

 

      Налог на имущество предприятий установлен на территории Российской Федерации  с 1 января 1992 г. Федеральным законом  от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога. За прошедший период в порядок его исчисления и уплаты было внесено незначительное число поправок. С 1 января 2004 г. этот налог взимается в соответствии с новой гл.30 Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта Российской Федерации.

      С 1 января 2004 г. налог уплачивают  ранее освобождаемые от уплаты организации, а именно: Банк России и его учреждения, бюджетные учреждения и организации, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     Исходя из его статуса, налог на имущество организаций вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации. Они же устанавливают конкретные ставки налога, дополнительные, сверх предусмотренных федеральным законом, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В соответствии с Налоговым кодексом этот налог, а также налог на имущество физических лиц и налог на землю должны в перспективе быть заменены налогом на недвижимость, экспериментальная апробация которого происходит в настоящее время в отдельных муниципальных образованиях. Предполагается, что этот налог будет учитывать реальную стоимость недвижимости, его качество, платежеспособность владельца и региональные особенности. Решения о такой замене будут приниматься законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.

      Порядок  исчисления и уплаты налога  на имущество  предприятий  определяется вышеуказанным законом  «О налоге на имущество предприятий»  и Инструкцией Госналогслужбы  РФ от 08.06.95 № 33. Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году - вторая.

      Налог на  имущество предприятий является  региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу  зачисляется равными долями в  республиканский бюджет республики  в составе РФ, краевой, областной  бюджеты края, области, областной  бюджет автономной области, окружной  бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

      Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частности, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

      Налоги возникают и развиваются вместе с государством. В отличие от Европы налоговая система Руси стала формироваться несколько позже. Только во время принятия в 988году христианства – крещение Руси начала складываться финансовая система Древней Руси.

     Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью. В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.

      Начиная с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.

     Земские (местные) сборы были установлены как государственные, так и общие губернские и частные. Они функционировали наравне с государственными прямыми налогами. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе.

     В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам.

     Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.

    В результате революций 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.

    Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы.

      В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

     В сущности, говорить о налогообложении, и конкретно имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

     К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

     С принятием Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет.

      А 14 июня 1990 года введен Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

     В России налог на имущество предприятий в его современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица. Хотя он не причислен к основным видам налогов, однако для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц.

     При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

      Попытка  ввести такие платежи предпринималась   и ранее в нашей стране, так,  например, в конце 1970-х гг. была  введена плата за основные  производственные фонды и нормируемые  оборотные средства. Но она в  корне отличалась от налога на имущество объектом налогообложения и размером ставки, и, что самое главное, источником платежа. Поэтому налог на имущество предприятий следует считать новым явлением во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.

Информация о работе Налог на имущество предприятия