Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении экономических, судебных и правовых проблем в налоговом администрировании и в работе налоговых орган. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, сущность, методы налогового администрирования в Российской Федерации;
Контроль, регулирование налоговой системы

Работа содержит 1 файл

черновик курсовой работы.docx

— 82.95 Кб (Скачать)

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. Особенно после экономического кризиса, от налоговой системы требуется  решение проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня роста налоговых  поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей. Ведь от этого зависит уровень жизни  нашей страны и населения. В этом и есть актуальность темы.

Налоговое администрирование  – установленная законом, практикой  или обычаями система управления налоговым процессом со стороны  государства и его органов, основывается на положениях налогового права можно  назвать стержнем налоговой системы. Объектом налогового администрирования являются налоговые отношения. Возникновение налоговых отношений обусловлено объективной необходимостью в связи с наличием и функционированием государства и его институтов. Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из перечисленных методов использует свои формы, способы, приёмы для решения поставленных перед ними задач. Цель работы состоит в рассмотрении экономических, судебных и правовых проблем в налоговом администрировании и в работе налоговых орган. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

  1. Рассмотреть понятие, сущность, методы налогового администрирования  в Российской Федерации;
  2. Контроль, регулирование налоговой системы;
  3. Показать меры правовой работы в налоговых органах и правильность ведения отчетности и проверки налогоплательщиков;
  4. Привести примеры судебных дел по налоговым проблемам.

В настоящее время подготовить  квалифицированного специалиста по налогообложению достаточно сложно, и это не всегда зависит от качества знаний студента, ведь само налогообложение  постоянно меняется – изменяются условия исчисления налогов и  сборов, постоянно издаются новые  нормативные документы на разных уровнях власти. И все это необходимо, так как налоговое законодательство далеко не совершенно в нашей стране. Так же существует много судебных дел с налоговыми органами из-за несовершенства законодательства. Сложно выстроенная система управления налоговыми органами заставляет по-новому рассматривать само налоговое администрирование, определять его функции и задачи развития.  Современному специалисту  важно не только знать теорию налогового законодательства, но и уметь реализовать  её на практике.

Для написания этой работы были использованы труды:

Содержание курсовой работы базируется на основных теориях и  положения налогового администрирования, а так же на законодательных и  нормативных документах в этой области.

Работа состоит из двух глав, первой  главе содержится описание понятия налогового администрирования, проводится анализ работы налоговых  органов, выявляются оптимальные пути развития налогового администрирования. Во – второй рассматривается арбитражная  практика, примеры судебных дел с  налоговыми органами, а так же роль налогового администрирования в  ОАО «РЖД»

В данной работе предпринята  попытка, охарактеризовать работу системы  налоговых органов в РФ также  показать насколько велико значение налогового администрирования в  системе управления налоговыми отношениями.

 

 

    1. Теоретическая часть
    2. Основные положения налогового администрирования

Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования

Налоговое администрирование –  важный фактор состояния социально-политической системы государства. Любые реформы  в сфере налогообложения и  фискальной системы в целом всегда должны предусматривать эффективные  механизмы налогового администрирования.

Администрирование - деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления.

Администрирование, как основная функция  управления, в соответствии с классической теорией управления, включает:

- планирование - постановку целей,  задач (заданий);

- организацию - создание формальной  структуры подчиненности и соответствующего  разделения работы между подразделениями;

- руководство - оперативное принятие  решений в виде приказов и  распоряжений, обеспечение согласованности  взаимодействия всех подразделений;

- учет;

- контроль;

- анализ.

Администрирование подразделяется на корпоративное (частное) и общественное (государственное, муниципальное). Применительно  к действующим структурам государственного администрирования все перечисленные  выше функции управления сохраняют  свою силу.

Налоговое реформирование в России, связанное с введением в действие I и II частей Налогового кодекса Российской Федерации, существенным образом изменило взаимоотношения налоговых органов, 1налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений.

Налоговое администрирование основывается на государственном устройстве. Согласно Конституции, Российская Федерация  – демократическое федеративное государство с республиканской  формой правления. Федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ, равноправии и самоопределении  народов России. В ведении Российской Федерации находятся федеральный  бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится  установление общих принципов налогообложения  и сборов. Система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются  федеральным законом.

Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь  систему налогового администрирования, механизм которой надежно обеспечивал  бы налоговые поступления в бюджеты  всех уровней (федерального, регионального и местного) и государственные внебюджетные фонды.2

  Налоговое администрирование - организационно-управленческая система реализации налоговых отношений. Оно включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Налоговое администрирование –  это важнейшая сфера научно-практических исследований и практических действий, являющихся частью общей теории и  практики управления фискальной системой. Оно основывается на фундаментальных  результатах политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных  современной отечественной и  мировой практикой. Как функция  управления налоговое администрирование  использует специфическую информационную среду обеспечения (обслуживания) данной сферы практических действий. Эта  информационная среда включает совокупность методов, приемов и средств реализации информационного обеспечения, посредством  которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация  всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом  направление и координируют налоговые  действия при существующем и перспективном  положении в экономике и политике.

 Таким образом, понятие «налоговое  администрирование» раскрывается  с трех сторон:

Во-первых, это система органов  управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение  прохождения налоговой концепции  на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном  порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, это совокупность норм и  правил, регламентирующих налоговые  действия и конкретную налоговую  технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

В-третьих, это информационная среда  реализации функций управления.

Налоговое администрирование –  наиболее социально выраженная сфера  управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений  налогов в бюджет, увеличивают  вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений  регионов с федеральным центром  и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.3

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

Концептуальные просчеты при принятии налоговых законов только усиливают  эти недостатки. Между налоговым  производством, системой его управления и методологией налогообложения  существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость. Это положение  должно учитываться при организации  системы управления налогообложением.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, включает определение величины налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.4

В управлении налоговыми процессами участвуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например, Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Непосредственно влияют на налоговые  взаимоотношения плательщиков и  государства правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические  службы. Их деятельность – также  часть процесса управления налоговыми отношениями.5

Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.6

Задачи налоговых служб меняются при переходе к рынку и функционировании бизнеса в условиях экономической  свободы. Репрессивные органы ФНС России, МВД России, контрольно-ревизионное  управление Минфина России, Счетная  палата и их структурные единицы  на местах постепенно преобразовываются  не только в органы, обеспечивающие контроль за исполнением налоговых бюджетов, но и государственные исследовательские центры.7

Выполнение налоговыми администрациями  аналитико-информационных функций (это  возможно в условиях компьютеризации  информационных потоков) позволит им значительно  усилить регулирующую способность  налогообложения. Следовательно, к системе государственного управления налогообложением, занимающейся координацией и совершенствованием всех сторон налогообложения, применимо понятие «налоговое администрирование».

Налоговое администрирование как  особый научно-практический процесс  чрезвычайно емко по своему содержанию, условиям организации и целевым  установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных  достижений экономической науки  и практики, и обеспечение условий  функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое. Оно  занимает ведущее место в системе управления экономикой.

Методы налогового администрирования

 

В качестве методов налогового администрирования выступают: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются. Каждому из методов налогового администрирования присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач.

Информация о работе Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования