Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении экономических, судебных и правовых проблем в налоговом администрировании и в работе налоговых орган. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, сущность, методы налогового администрирования в Российской Федерации;
Контроль, регулирование налоговой системы

Работа содержит 1 файл

черновик курсовой работы.docx

— 82.95 Кб (Скачать)

перераспределение функций по администрированию крупнейших налогоплательщиков между тремя  уровнями: федеральным, межрегиональным  и региональным;

оптимизацию численности и перераспределение  функций в связи с созданием  межрегиональных и межрайонных  инспекций МНС России;

внедрение единого подхода к распределению  численности территориальных налоговых  органов по субъектам РФ с учётом налогового потенциала региона, оперативного управления численностью, перераспределение  её в зависимости от приоритетности проводимой работы.

Важная  роль при этом уделяется созданию федерального центра обработки данных в Москве и ЦОД в ряде регионов Российской Федерации с целью  повышения производительности и  снижения затрат при обработке больших  потоков документов и данных.

Подготовительные  работы для реализации данного мероприятия  включают:

разработку  функциональной и информационной модели налоговых органов в условиях создания федерального и территориальных  ЦОД;

проектирование  технологии деятельности федерального и территориальных ЦОД;

обеспечение создания программно-технической поддержки  и технологической среды функционирования федерального и территориальных ЦОД;

разработку  предложений по внесению изменений  в законодательство в связи с  созданием ЦОД;

осуществление оптимизации численности и перераспределение  функций между федеральным, территориальными ЦОД и территориальными налоговыми органами;

проведение  опытной эксплуатации отдельных  технологических режимов функционирования федерального и территориальных  ЦОД.

Кроме того, в рамках задачи внедрения в практику работы прогрессивных форм и методов  информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, предусмотрено проведение следующих  мероприятий:

а) разработка концепции оказания налогоплательщикам консультационных услуг;

б) организация  порталов, интернет-сайтов МНС России и управлений МНС России по субъектам  Российской Федерации с целью  размещения материалов по актуальным вопросам законодательства о налогах  и сборах;

в) изучение опыта и разработка предложений  по организации сети телефонного  консультирования МНС России.

Ведётся также совершенствования системы  оперативного информирования налогоплательщиков об изменениях в законодательстве о налогах и сборах, деятельности и инициативах МНС России через печатные и электронные средства массовой информации.28

С этой целью  предполагается:

а) создать  на одном из центральных телеканалов  учебно-информационную программу по пробелам налогообложения, оснастить  собственную телестудию МНС России;

б) разработать  сценарии рекламных и информационных роликов МНС России;

в) создать  в каждом федеральном округе массовую газету или журнал по вопросам налогообложения;

г) разработать  оригинал-макеты и издавать массовым тиражом полиграфическую продукцию  агитационного характера (плакаты, буклеты, листовки и т.п.);

д) проводить социологические опросы среди налогоплательщиков по оценки деятельности налоговых органов России;

е) создать  центр истории и развития налоговых  органов России.

Важная  роль в программе также отведена развитию системы досудебного разбирательства  в налоговых органах спорных  вопросов с налогоплательщиками  с целью сокращения числа их обращения  в судебные инстанции. Для этого  необходимо:

а) разработать  механизм досудебного разбирательства  спорных вопросов в налоговых  органах;

б) внести изменения в существующий технологический  процесс разбора жалоб и решения  спорных вопросов.

Поступление администрируемых доходов и работа с задолженностью

В последние годы, несмотря на сложную  ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются. Для сравнения: если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд. деноминированных руб., то в 2009 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС России, составили 8,4 трлн. руб.

В I квартале 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило около 1,8 трлн. руб. Это на 330 млрд. руб., или в среднем на 23%, больше, чем в I квартале 2009 года.29

Основной рост поступлений в  бюджет (44%) — поступления от уплаты НДПИ, то есть за счет увеличения цен  на нефть на мировом рынке (рис. 1). Еще 45% прироста произошло за счет улучшения  положения в экономике и за счет инфляции. А остальные (11%) —  за счет налогового администрирования.

На протяжении последних лет задолженность перед бюджетом стабильно снижалась. Однако из-за последствий мирового экономического кризиса, оказавшего негативное влияние на финансовое состояние организаций всех отраслей экономики, в 2009 и 2010 годах она начала расти. На 1 апреля текущего года она составила почти 1,5 трлн. руб. И по сравнению с 1 января 2009 года увеличилась на 20% (рис. 2). При этом почти в два раза снизилась эффективность взыскания задолженности.  Около половины всего прироста задолженности приходится на Москву и Московскую область.

В общей структуре задолженности  на 1 апреля 2010 года 1/3 составляет задолженность, возникшая более трех лет назад, которая в основном значится за предприятиями-банкротами. Более половины задолженности —  долги, практически нереальные к  взысканию. 30

Федеральная налоговая служба готовит  предложения по реализации комплекса  мероприятий, направленных на списание «старой» задолженности, невозможной  к взысканию.

Вместе с тем перед налоговыми органами стоит задача по повышению  эффективности взыскания задолженности, недопущения ее образования по вине специалистов инспекций с безусловным  соблюдением процедурных сроков. Требуется в полной мере задействовать  механизм погашения задолженности  через субсидиарную ответственность  руководителей и учредителей.

 

 

 

 

 

 

Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов.

Методы управления информационными потоками.

 

       В работе по управлению информационными потоками могут использоваться разные методы: традиционный метод – когда сбор, обработка и анализ информации по разным видам налогов ведётся раздельно, на уровне территориальных (местных) налоговых органов; субъективно-функциональный метод – отчётность по всем видам налогов собирается и анализируется по налогоплательщикам, а работники местных налоговых органов специализируются по отдельным этапам налогового; метод централизованной работы с налоговой информацией - работа с налоговой информацией концентрируется в информационных центрах, охватывающих крупные регионы.31

В современных  условиях в большинстве развитых стран налоговые органы активно  используют новые информационные технологии, что позволяет отдать предпочтение именно последнему методу. Однако внедрению  этого метода в широких масштабах  мешает необходимость выделения  крупных ассигнований на перестройку  работы налоговых органов, а также  определённое общественное противодействие, основанное на опасениях перерастания современного государства в тоталитарную структуру, использующую эти технологии для контроля за жизнью и деятельностью граждан.

 

 

 

Организация работы местной налоговой инспекции.

 

В основу рассматриваемой  ниже традиционной организации сбора  налогов положен территориальный  признак. В каждом регионе создаются  свои подразделения (управления) по сбору  налогов, которым, в свою очередь, подчиняются  местные налоговые отделы (инспекции). Главное управление по сбору налогов  издаёт инструкции, осуществляет руководство  и контролирует работу подчинённых  ему служб.

Стандартная структура управления (инспекции) по сбору налогов включает следующие  основные отделы.

Отдел учёта и обработки документов. Взыскание недоимки или получения сведений о доходах начинается с оформления уведомления и требования оплаты начисленной суммы налога или извещения о том, что налоговый орган не получил декларации о доходах налогоплательщика. В большинстве случаев уведомления готовит отдел учёта и обработки документов. Уведомления оформляются, если начисленные налоги не были уплачены или если установлено, что формы отчётности, поданные налогоплательщиком, не соответствуют требованиям закона. Периодичность, с которой отдел учёта и обработки документов направляет уведомления, должна обеспечивать соблюдение налогоплательщиком налогового законодательства при минимальных затратах налогового органа.

Юридический отдел. Этот отдел отвечает за соответствие юридической и технической информации. Он предоставляет рекомендации юридического и технического характера по всем видам деятельности, связанной по сборам налогов, осуществляет контроль за качеством работы, следит, чтобы сотрудники налогового органа не нарушали уставного порядка работы. Технический персонал и помощники юристов отслеживают дела, переданные в судебные органы, включая дела о банкротствах, с тем чтобы не было случаев нарушения искового приоритета государства.

Отдел камеральных проверок. В отделе камеральных проверок происходит первый контакт представителей налоговой службы с недисциплинированным налогоплательщиком (физическим лицом или предприятием), который не отреагировал на уведомления, направленные ему отделом учёта и обработки документов. Поскольку сотрудники отдела вступают с налогоплательщиком в переписку или общаются по телефону, они имеют возможность оптимизировать свою работу путём объединения дел, заведённых на должников, по определённому признаку. Их работа бывает подчас более результативной, чем выезд на место работы или жительства должника. Чтобы эффективно вести работу во всех направлениях, сотрудники отдела камеральных проверок объединены в две секции: секцию обработки документов и секцию работы с налогоплательщиками.32

Руководитель  отдела камеральных проверок подчиняется  руководителю налоговой инспекции. Он разрабатывает планы, устанавливает  задания и контролирует работу находящихся  в его ведении подразделений  по обработки документов и по работе с налогоплательщиками.

Информационно-аналитический отдел. Этот отдел получает дела налогоплательщиков, которым налог был начислен, но денежные средства от которых не поступили в сроки, установленные уведомлением и требованием. Служба уведомлений обычно направляет требования об уплате, если налогоплательщик заполнил декларацию о доходах, а налоги не уплатил, а также если он не выполнил дополнительных налоговых обязательств, возникших в результате камеральной проверки. В том случае, когда налогоплательщик не реагирует на требования налоговых органов или отказывается заполнить декларацию с указанием реально существующей задолженности, налоговый инспектор может начислить налоги расчётным путём на основании оценки налоговых обязательств.33

Из этого  подразделения налоговой службы налогоплательщики и третьи лица получат письма, в которых их просят дать необходимую информацию, уплатить долг и представить задержанные  налоговые декларации. В соответствии с установленным порядком сотрудники отдела пользуются ограниченным правом применять принудительные меры по получению  налоговых деклараций и взысканию  недоимок на основании ведущихся  в отделе подборок счетов налогоплательщика. Они принимают решение о передаче подборок счетов с подробной информацией как о физических, так и юридических лицах – недоимщиках в отдел работы с налогоплательщиками для установления контактов с ними по телефону или в отдел выездных проверок для осуществления личного контакта с налогоплательщиками по месту жительства или работы. Отдел ведёт подборки текущих счетов, архивы оплаченных счетов и проводит поиск информации, требуемой и сотрудниками секции работы с налогоплательщиками, и инспекторами отдела выездных проверок для взыскания недоимок и обеспечения подачи налоговых деклараций.

Отдел работы с налогоплательщиками. Его сотрудники организуют контакты с налогоплательщиком как по телефону, так и при личной встрече, в случае его явки в ответ на полученное уведомление для обсуждения вопросов, связанных с уплатой недоимки или текущих платежей. От налогоплательщика требуют уплатить начисленные налоги и/или заполнить декларацию о недоимке. Сотрудники данного подразделения налоговой службы имеют полномочия для предоставления рассрочки по уплате начисленных налогов.  Они вправе прибегнуть к принудительным мерам, например, обратить взыскание на банковский счёт налогоплательщика (уведомление о конфискации), или на его дебиторскую задолженность. Здесь же готовят финансовые документы, определяют возможность взимания налогов и передают дела в отделы выездных проверок для применения мер принудительного взыскания.

Отдел выездных проверок. Этот отдел завершает работу по взиманию налогов с недоимщиков, защищая таким образом интересы государства. Работа преимущественно ведётся на местах подразделениями отдела, расположенными в городах и других населённых пунктах региона, что способствует более эффективной координации их деятельности в непосредственной связи с налогоплательщиками.34

Штат  отдела состоит из налоговых инспекторов  и технического персонала. Налоговые  инспекторы выясняют местонахождение  налогоплательщиков и скрываемых ими  активов, выявляют лиц, не представивших  налоговых деклараций, и настаивают на их заполнении. Они выполняют  свои обязанности, встречаясь с налогоплательщиком по месту его работы или жительства, собирая информацию о его коммерческой деятельности. Они уполномочены налагать арест  на имеющуюся у налогоплательщика  собственность и после получения  санкции вышестоящего руководителя имеют право конфисковать как  его движимое, так и недвижимое имущество для последующей распродажи в порядке погашения недоимок по налогам.

Информация о работе Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования