Проблемы и перспективы налогообложения имущества предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы заключаются в теоретическом рассмотрение имущественного налогообложения, выявлении путей дальнейшего совершенствования имущественного налогообложения.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
Определить теоретические аспекты и экономическую сущность налога на имущество;
Проанализировать особенности налогообложения, а также предоставляемые льготы;
Рассмотреть порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансовых платежей;
Рассмотреть последние изменения налога;
Рассмотреть и проанализировать основные направления совершенствования налога на имущество.

Работа содержит 1 файл

курсач).docx

— 60.88 Кб (Скачать)

Введение

 

Налог на имущество организаций - установленный федеральным законодательством  налог, являющимся одним из основных налогов налоговой системы Российской Федерации.

Данный налог считается  одним из основных налогов субъектов Российской Федерации, вследствие этого вместе с налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль и иными налогами, обеспечивающими поступления в бюджеты различных уровней, налог на имущество организаций требует определенного подхода при рассмотрении.

Также законодательные органы субъектов Российской Федерации имеют право самостоятельно определять ставку налога, в соответствии с главой 30 НК РФ; форму отчетности по этому налогу; его порядок и сроки уплаты.

При установлении налога законами субъектов РФ могут учитываться региональные налоговые льготы, а также основания для использования этих льгот налогоплательщиками.

Налог на имущество юридических лиц имеет главное место в системе имущественного налогообложения на территории России и вызывает особую заинтересованность в вопросах возможных перемен в порядке расчета и уплаты  на базе иностранного опыта; изменений, прогнозируемых по поводу замены налога на имущество юридических и физических лиц, земельного налога, на налог на недвижимость.

В  данной курсовой работе  рассмотрены налог на имущество и основные направления его совершенствования.

В первой главе рассмотрены  история развития налога, а также теоретические аспекты о том, кто является плательщиком, что является объектом налогообложения, какие льготы предоставляются.

Во второй главе рассмотрены вопросы о налоговой базе, ставкам, а также  порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

В третьей главе показаны последние изменения налога, а также выявлены основные направления совершенствования налога на имущество.

Актуальность данной темы курсовой работы подтверждается тем, что налог на имущество является одной из основных доходных статей в бюджете субъектов Российской Федерации.

Объект курсовой работы – это комплекс теоретических и практических вопросов, которые напрямую связаны с раскрытием экономической сущности налога на имущество и порядка налогообложения в соответствии с действующим налоговым  законодательством.

Предметом курсовой работы являются нормы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Цели курсовой работы заключаются в теоретическом рассмотрение имущественного налогообложения, выявлении путей дальнейшего совершенствования имущественного налогообложения.

В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

  1. Определить теоретические аспекты и экономическую сущность налога на имущество;
  2. Проанализировать особенности налогообложения, а также предоставляемые льготы;
  3. Рассмотреть порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансовых платежей;
  4. Рассмотреть последние изменения налога;
  5. Рассмотреть и проанализировать основные направления совершенствования налога на имущество.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы налогообложения имущества организации

 

    1. История развития налога на имущество

 

В развитых странах налогообложение имущества было общепринято. С древнейших времен имущественный налог был известен и даже рассматривался когда-то как один из самых справедливых налогов. Налог на имущество был главным источником поступления в казну федерального правительства Канады и в США. Стремились всегда облагать имущество налогом в согласовании с его стоимостью. Движимое и недвижимое имущество облагалось налогом. Сейчас примерно в 130 странах есть налог на имущество.

При внедрении налога на имущество в Российской федерации преследовались следующие цели:

1) стимулировать эффективное и действенное использование имущества, пребывавшего на балансе организации;

2) создать у организаций интерес в реализации неиспользуемого и излишнего имущества.

Рассматривая с точки зрения пополнения бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, данный налог выполняет фискальную функцию, а с точки зрения финансов - стимулирующую и контрольную функцию.

В конце 70-х годов в нашей стране была попытка использовать эти платежи. Уже тогда была введена плата за нормируемые оборотные средства и основные производственные фонды. Данный платеж отличался от налога на имущество размером ставки, объектом налогообложения и источником платежа. При внедрении налога на имущество планировали получить не больше 7 млрд. руб., что соответствовало очень малому проценту от общих налоговых поступлений. Это рассчитывалось в согласовании с первоначальной ставкой равной 0,5 % балансовой стоимости имущества. В конце 1991 г. эта ставка очень сильно не подходила рыночным понятиям и лишь с 1992 г. начались систематические переоценки основных фондов. В следствии этого широкая налогооблагаемая база значительных поступлений в бюджет не давала.

Постепенно налог на имущество  совершенствовался. Налоговая база сужалась, а налоговая ставка повышалась вместе с переоценкой основных фондов. Это способствовало налогу на имущество стать источником доходов в бюджет субъектов Российской Федерации.

Система налогообложения, образовавшаяся почти во всех странах, различаются с нашей системой. Отличия заключаются как в разном формировании налогооблагаемой базы, но и в том, что земельный налог входит в состав зарубежных имущественных налогов.

Земельный налог в Российской Федерации является ресурсным платежам рентного характера.

С 1 января 1992 года был введен в действие налог на имущество юридических лиц на основании Закона "О налоге на имущество предприятий" .

В соответствии предоставленного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", показывающая порядок расчета, а также оплаты налога.

В России в конце ХХ века произошли большие изменения в системе налогообложения организаций. Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации была принята в 1998 году, а вторая - в 2000 году.

С 1 января 2004 года вступила в действие глава 30 НК РФ, которая непосредственно регулирует вопросы имущественного налогообложения предприятий.

В согласовании с ее нормами, налог на имущество предприятий устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате с момента вступления в действие на территории соответственного субъекта Российской Федерации.

 

 

1.2 Плательщики и объект налога на имущество организаций

 

Налог на имущество предприятий - это прямой региональный налог. Этот налог вносится в бюджет в первоочередном и обязательном порядке и является финансовым результатом хозяйственной деятельности организации. Даже если  предприятие в данный момент времени терпит убыток, это от уплаты налога не освобождает его [1].

Налог должен быть уплачен на всей территории России, а также региональным законом о налоге он должен быть введен в каждом субъекте Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации в каждом субъекте Федерации налог на имущество должен быть введен соответственным законом о налоге, так как этот налог является региональным.

В главе 30 НК РФ определены элементы налога на имущество предприятий.

Плательщиками этого налога являются не только российские предприятия, но и иностранные, которые осуществляют через постоянные представительства свою деятельность в России, либо имеют недвижимое имущество в своей собственности на территории России, в экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 373 п.1 пп.1 НК РФ плательщиками данного налога не признаются предприятия, которые организуют Олимпийские и Параолимпийские игры, в отношении имущества, которое связано с организацией и проведением Олимпийских зимних игр и Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Объектом налогообложения  является:

1) для российских предприятий - это движимое, недвижимое имущество (также имущество, переданное во временное пользование, владение, доверительное управление или распоряжение, внесенное в совместную деятельность), которое учитывается на балансе предприятия как  объекты основных средств.

2) для иностранных предприятий – это движимое, недвижимое имущество, которые также относятся к объектам основных средств.

3) для иностранных предприятий, которые не ведут свою деятельность через постоянные представительства в Российской Федерации, - это недвижимое имущество в России, которое принадлежит им на праве собственности.

Объектами налогообложения не являются:

1) земельные участки и  другие объекты природопользования (например, водные объекты и иные природные ресурсы).

2) имущество, которое принадлежит  организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (либо) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В соответствии со ст. 379 НК РФ налоговым периодом является календарный год. Первый квартал, полугодие и девять месяцев являются отчетным периодом. Законодательный орган субъекта Российской Федерации имеет право не устанавливать отчетные периоды[2].

Некоторые организации имеют  льготы по налогу на имущество.

При заполнении налоговой  декларации предприятия, имеющие льготы по налогу на имущество, должны отразить стоимость необлагаемого имущества.

Освобождаются от налогообложения:

  1. предприиятия и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, применяемого для воплощения функций возложенных на них;
  2. религиозные организации - в отношении имущества, применяемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  3. общероссийские общественные организации инвалидов (включая союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители, - в отношении имущества, применяемого ими для осуществления их уставной деятельности;

а) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

б) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

  1. организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  2. организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  3. организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
  4. организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
  5. организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. организации - в отношении космических объектов;
  7. имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  8. имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  9. имущество государственных научных центров;
  10. организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества;
  11. организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Информация о работе Проблемы и перспективы налогообложения имущества предприятий