Проблемы, связанные ичелением налога на доходы физ лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Само название налога указывает нам на круг его плательщиков. Это - физические лица. В ст. 11 НК РФ разъяснено, что под физическими лицами следует понимать:

- граждан РФ;

- иностранных граждан;

- лиц без гражданства.

При этом несовершеннолетние дети также являются плательщиками НДФЛ, однако от их имени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, в частности родители.1

Не стоит также забывать, что к физическим лицам относятся и индивидуальные предприниматели.

Не любое из этих лиц автоматически становится плательщиком НДФЛ.

Содержание

Введение

1. Основные понятия налога на доходы физических лиц

1.1 Объекты, налогоплательщики, налоговая база, ставки налога на доходы физических лиц

1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц

2. ПРОБЛЕМЫ, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения

2.1 Проблемы, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения

2.2 Изменения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курс налоги.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     2.2 Изменения налогового  законодательства  по НДФЛ 

     С 1 января 2007 года вступают в силу несколько  поправок в главу 23 Налогового кодекса. В частности, увеличен размер предоставляемых социальных вычетов на обучение и лечение, расширен перечень лиц, имеющих право на имущественный вычет. Стремясь избавить бухгалтеров от двойной работы, законодатели установили и новый порядок определения статуса налогового резидента. Однако за общим положительным эффектом упомянутых изменений в новых правилах все же скрываются и довольно существенные недостатки.

     До  недавнего времени налоговым резидентом признавалось лицо, которое находится на территории России не менее 183 дней в календарном году. В соответствии с этой формулировкой срок пребывания физического лица в стране нужно было рассчитать за каждый налоговый период ( календарный год) отдельно. Основная проблема заключалась в том, что с окончанием календарного года прерывался и период, который брали для определения резидентства. Так, даже если лицо пребывало на территории России в общей сложности 273 дня, но с 1 августа 2005 года по 1 мая 2006, то НДФЛ с него удерживался все равно по ставке 30 процентов. Ведь на 31 декабря каждого года период пребывания работника на территории нашей страны составлял менее 183 дней. Закон от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ изменил понятие налоговый резидент. В общем, сама формулировка осталась почти прежней, но кардинально новым стало ее значение. Теперь резидентами считаются физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

     Пример. В ООО « Трек» с 5 сентября 2006 года работает иностранный гражданин. Период его фактического нахождения на территории России начинается также с 5 сентября 2006 года. В 2006 году продолжительность его пребывания в России составит 118 дней( с 5 сентября 2006 года по 31 декабря 2006года). Следовательно, в 2006 году он не будет являться налоговым резидентом. НДФЛ с его доходов бухгалтер должен удерживать по ставке 30%. В 2007 году иностранец приобретет статус налогового резидента, когда общая продолжительность его пребывания в России составит 183 дней. Это произойдет 5 марта 2007 года. Следовательно, с этого момента бухгалтер может использовать ставку 13% при начислении и удерживании НДФЛ с доходов данного сотрудника. Кроме того, он должен пересчитать удержанный по ставке 30% налог с начала 2007 года.

     По  новым правилам, срок считается не прерванным, если работник уедет за границу на период не более полугода для лечения или учебы. Впрочем, не прерывается период нахождения на территории России лица и в том случае, если оно направляется в командировку. Однако тут возникают сложности для тех сотрудников, чья работа связана с необходимостью частых краткосрочных выездов за границу. Ведь «постоянный резидентский режим» установлен лишь для российских военнослужащих и сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления независимо от срока пребывания их на территории России. Остальным же гражданам, как ни крути, придется скрупулезно высчитывать дни командировки.

     Проблема  заключается в том, что Налоговым  кодексом не установлен период, за который нужно брать 12 месяцев для определения резиденства. Следующая ситуация возникает и в отношении с теми сотрудниками, которые на начало календарного года являлись резидентами России, а затем утратили право на такой статус. Ведь может оказаться, что по состоянию на май 2007 года работник уже несколько месяцев является резидентом и налог удерживался соответственно по ставке 13%. В июне он увольняется и уезжает за рубеж. При расчете НДФЛ по итогам года выходит, что в течение налогового периода лицо находилось в России менее 183 дней, а следовательно, налог должен быть удержан по ставке 30%. В принципе, можно направить в инспекцию письмо, в котором следует уведомить контролеров о невозможности удержать налог. Однако это надо сделать в течение месяца с того момента, как у фирмы возникла обязанность пересчитать НДФЛ. Да и санкций со стороны налоговиков все равно вряд ли удастся избежать.

     Реформация  так же коснулась вычетов на учебу  и лечение. С 2007 года максимальная сумма  вычета, на которую смогут рассчитывать студенты составит 50 000 рублей. В прошлом году физические лица имели право получать вычет на обучение в размере не более 38 000 рублей. Социальный вычет предоставляют налоговые органы на основании письменного заявления гражданина при подаче налоговой декларации. Вмести с декларацией физическому лицу необходимо подать и копии документов, подтверждающих расходы( квитанция об оплате, оформленная на самого гражданина, договор с учебным заведением). Социальный вычет на лечение увеличился до тех же 50 000 рублей. Однако эксперты журнала «Расчет» отмечает, что фактически размер льготы может оказаться намного меньше существующих тридцати восьми. Дело в том, что в пятидесятитысячный лимит придется включать суммы страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату услуг по лечению. В 2006 году такого требования в Налоговом кодексе не было.

     До  недавнего времени по непонятым  причинам для целей налогообложения НДФЛ комната не относилась к недвижимости. Этот абсурд законодатели исправили, внеся соответствующую поправку в ст. 220 Налогового кодекса. Так, с 1 января 2007 года имущественный налоговый вычет до 1 000 000 будет предоставляться россиянам не только при покупке квартиры, дома, дачи и долей в них, но и комнаты как самостоятельного объекта права. Продавец же комнаты, если он владел ею более трех лет, сможет претендовать на вычет в сумме, полученной от продажи. Если комната находилась в собственности менее трех лет, то размер вычета будет ограничен 1 000 000 рублей. Воспользоваться правом на вычет могут только те, кто купит или продаст комнату после 1 января 2007 года.

 

      Заключение 

     В большинстве случаев налогоплательщики - физические лица не занимаются исчислением  и уплатой НДФЛ в бюджет - за них  это делают налоговые агенты (те, кто является источником дохода, чаще всего - работодатели) (п. 1 ст. 226 НК РФ).

     Но  в некоторых ситуациях исчислить  и заплатить налог обязаны  сами налогоплательщики. Такие требования установлены НК РФ и касаются:

     - отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 227 НК РФ);

     - отдельных видов доходов, при  получении которых НДФЛ нужно исчислить и заплатить самим налогоплательщикам (ст. ст. 214, 214.1, 228 НК РФ).

     Сумму НДФЛ необходимо исчислить по итогам налогового периода. Общие правила  ее исчисления установлены в ст. 225 НК РФ.

     Итак, для расчета НДФЛ необходимо:

     1. По итогам налогового периода определить все доходы, которые облагаются НДФЛ и признаются полученными в этом налоговом периоде (п. 3 ст. 225, ст. ст. 208, 209, 217, 223 НК РФ).

     2. Определить, какие из указанных  доходов облагаются по ставке 13%, какие - по ставке 9%, какие - по ставке 30%, какие - по ставке 35% (ст. 224 НК РФ).

     3. Определить налоговую базу (или  налоговые базы, если были получены  доходы, которые облагаются по  разным ставкам НДФЛ).

     Сделать это нужно так:

     - налоговую базу по доходам,  облагаемым по одной ставке (например, по ставке 13%) нужно определять суммарно;

     - налоговые базы по доходам,  которые облагаются НДФЛ по  разным ставкам, нужно определять  отдельно (п. 2 ст. 210 НК РФ).

     4. Исчислить сумму налога с каждой  налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ):

     Необходимо помнить, что налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. А если доходы облагаются по ставке НДФЛ в размере 13% - то денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. п. 3, 4 ст. 210 НК РФ).

     5. Округлить исчисленные суммы НДФЛ до полных рублей. При этом сумма до 50 коп. отбрасывается, а сумма в размере 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 4 ст. 225 НК РФ).

     6. Сложить суммы НДФЛ, рассчитанные  по каждой ставке в отдельности,  и определить общую сумму НДФЛ, причитающуюся к уплате в бюджет (п. 2 ст. 225 НК РФ).

     Общую сумму НДФЛ, необходимо указать в налоговой декларации.

 

      Библиографический список 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве. // СПС «Консультант+».
  4. Приказ МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год. // СПС «Консультант+».
  5. Приказ ФНС РФ от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц.// СПС «Консультант+».
  6. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 10.07.2008 № 03-04-05-01/230 Об определении статуса налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц. // СПС «Консультант+».
  7. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 23.07.2007 №03-04-06-01/258 Об определении статуса налогового резидента по налогу на доходы физических лиц. // СПС «Консультант+».
  8. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 24.04.2008 №03-04-06-01/104 Об определении статуса налогового агента по налогу на доходы физических лиц.// СПС «Консультант+».
  9. Левадная, Т.Ю. Комментарий к Главе 23 Налог на доходы физических лиц Налогового кодекса Российской Федерации /Т.Ю. Левадная //Налоговый вестник, 2008, № 2, 35с.
  10. Казаков, Е.С. Стандартные вычеты, нестандартные ситуации/ Е.С.Казаков//Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2008, № 20, 28с.
  11. Смирнов, И.Е. Новые изменения в шесть глав НК РФ/ И.Е. Смирнов //Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании, 2007, № 4, 60с.
  12. Фомичева, Л.П. Масштабные изменения налогового кодекса РФ/ Л.П.Фомичева //Закон, 2007, № 9, 41с.

Информация о работе Проблемы, связанные ичелением налога на доходы физ лиц