Проблемы, связанные ичелением налога на доходы физ лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Само название налога указывает нам на круг его плательщиков. Это - физические лица. В ст. 11 НК РФ разъяснено, что под физическими лицами следует понимать:

- граждан РФ;

- иностранных граждан;

- лиц без гражданства.

При этом несовершеннолетние дети также являются плательщиками НДФЛ, однако от их имени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, в частности родители.1

Не стоит также забывать, что к физическим лицам относятся и индивидуальные предприниматели.

Не любое из этих лиц автоматически становится плательщиком НДФЛ.

Содержание

Введение

1. Основные понятия налога на доходы физических лиц

1.1 Объекты, налогоплательщики, налоговая база, ставки налога на доходы физических лиц

1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц

2. ПРОБЛЕМЫ, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения

2.1 Проблемы, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения

2.2 Изменения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курс налоги.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Следовательно, если выплата дохода осуществляется не денежными средствами, а например, в натуральной форме или в виде материальной выгоды, то удержание налога налоговым агентом не производится. Этот случай рассматривается как невозможность удержания налога.

     В случае невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

     В отношении налога на доходы физических лиц невозможностью удержания считаются  случаи, когда заведомо известно, что  период, в течение которого может  быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев. Для этих целей  налоговым агентам необходимо вести самостоятельный учет сумм предполагаемого в течение 12 месяцев дохода по каждому налогоплательщику.

     Если  же планируемый доход в течение 12 месяцев со дня, когда должно было произойти удержание налога, позволит удержать неудержанный налог, то сообщение в налоговый орган не делается.

     Несмотря  на такое сообщение, налоговые агенты при появлении первой возможности  осуществляют удержание налога. Так, согласно п. 2 ст. 231 Налогового кодекса  РФ суммы налога, не удержанные с  физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

     Излишне удержанные с налогоплательщика  налоговым агентом суммы налога подлежат возврату. При этом необходимо отметить, что в зависимости от причины излишнего удержания налога возврат может осуществляться:

     - налоговым агентом;

     - налоговым органом.

     По  общему правилу, согласно ст. 231 Налогового кодекса РФ излишне удержанные налоговым  агентом из дохода налогоплательщика  суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.

     Следовательно, для возврата налоговым агентом  излишне удержанного налога налогоплательщик должен представить заявление на возврат. По общему правилу, определенному  п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, заявление должно быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога.

     По  мнению Минфина РФ, изложенному в  письме от 29.05.2007 № 03-04-06-01/163, налоговый агент может не только вернуть налогоплательщику излишне удержанный НДФЛ, но и зачесть его в счет будущих платежей НДФЛ по доходам этого налогоплательщика. При этом норма п. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ при наличии заявления налогоплательщика такую возможность не оговаривает.

     В письме от 22.02.2008 № 03-04-06-01/41 Минфин РФ указал, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность возврата излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ за счет удерживаемого налога по другим физическим лицам.

     Излишне удержанные суммы налога возвращаются налогоплательщику налоговым органом, если излишнее взыскание сумм налога по итогам календарного года произошло в результате неприменения или неправильного применения стандартных налоговых вычетов. Так, согласно п. 4 ст. 218 Налогового кодекса РФ в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.

     Срок  уплаты удержанного налога зависит  от способа выдачи дохода.

     Так, налоговые агенты обязаны перечислять  суммы исчисленного и удержанного налога:

     1) не позднее дня:

     - фактического получения в банке  наличных денежных средств на  выплату дохода;

     - фактического перечисления дохода  со счетов налоговых агентов  в банке на счета налогоплательщика  либо по его поручению на  счета третьих лиц в банках.

     2) не позднее дня:

     - следующего за днем фактического  получения налогоплательщиком дохода  для доходов, выплачиваемых в  денежной форме;

     Данный  случай необходимо отличать от первого, когда денежные средства получаются (перечисляются) со счета налогового агента в банке. В этом случае доход также выплачивается в денежной форме. Однако при этом денежные средства были получены не из банка, а по иным основаниям (например, наличная выручка).

     - следующего за днем фактического  удержания исчисленной суммы налога на доходы, полученные налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

     Налог, исчисленный и удержанный налоговым  агентом, у налогоплательщиков уплачивается по месту его учета в налоговом  органе.

     Следует отметить, что налоговое законодательство не запрещает налоговому агенту перечислять исчисленный НДФЛ в бюджет ранее дня фактической выплаты дохода, поэтому доначисление налога и пени указанные действия не повлекут.

     Российские  организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

     При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного  подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

     В п. 8 ст. 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено  правило минимальной суммы, когда  сумма налога не перечисляется в бюджет, а добавляется к сумме налога, исчисленной в следующем месяце. Так, если совокупная сумма налога, подлежащая перечислению налоговым агентом в бюджет, превышает 100 рублей, то она перечисляется в бюджет в общем порядке. Если совокупная сумма, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

     В соответствии с п. 9 ст. 226 Налогового кодекса РФ запрещается уплата налога за счет средств налоговых агентов. В связи с этим, при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

     Налоговый учет по налогу с доходов физических лиц- это предусмотренная законодательством  о налогах и сборах процедура  учета и предоставления сведений о доходах и удержанных суммах налогов налоговыми агентами налоговым  органам или налогоплательщикам.

     В соответствии с п. 1 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты ведут  учет доходов, полученных от них физическими  лицами в налоговом периоде, по форме, установленной Минфином РФ.

     Учет  доходов налогоплательщика ведется  в налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме 1-НДФЛ, утвержденной приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.

     Сведения  о доходах и суммах налогов  налоговые агенты обязаны предоставлять  не только налоговым органам, но и  налогоплательщикам. Так, согласно п. 3 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной ФНС РФ.

     Справка о доходах физического лица выдается налоговыми агентами налогоплательщикам по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@. Порядок заполнения указанной справки установлен в приложении к форме 2-НДФЛ.

     В налоговые органы по месту своего учета налоговые агенты предоставляют сведения о доходах физических лиц данного налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме 2-НДФЛ ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма такого сообщения не утверждена.

     Указанные сведения представляются в налоговые  органы:

     - на магнитных носителях или  с использованием средств телекоммуникаций  в порядке, определяемом МНС  РФ;

     - на бумажных носителях при  численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек;

     - на бумажных носителях при  получении разрешения от налогового  органа в исключительных случаях  с учетом специфики деятельности  либо особенностей места нахождения  организаций.

     При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы, оказанные услуги в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

 

      2. Проблемы связанные  с исчислением  налога на доходы  физических лиц  и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения 

     2.1 Проблемы, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения 

     Государство пытается по мере возможности облегчить  налоговое бремя для физических лиц с невысокими доходами. Способы, которыми оно достигает данной цели, обладают весьма существенными изъянами, в том числе это касается применения стандартных налоговых вычетов.

     Как было сказано выше налоговая база по НДФЛ формируется следующим образом. Для доходов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки, она определяется отдельно. И вот та часть дохода (и только она), которая облагается по ставке 13%, до налогообложения может быть уменьшена на стандартные налоговые вычеты (ст. 210 НК РФ). Речь идет о любых выплатах, облагаемых по данной налоговой ставке. Как указал Минфин в Письме от 21.05.2008 № 03-04-05-01/172, в числе прочего это может быть, например:

     - стоимость подарков, полученных  налогоплательщиками от организаций  или индивидуальных предпринимателей;

     - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

     - возмещение (оплата) работодателями  своим работникам, их супругам, родителям  и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов.

     Пример. Налогоплательщику выплачена материальная помощь в сумме 6000 руб. Детей у  него нет. Другого дохода в месяце выплаты материальной помощи также  не было.

     В данном месяце налогоплательщик имеет  право на освобождение от налогообложения суммы дохода в размере 4000 руб. в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ, а также на стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Таким образом, налоговая база составит 1600 руб. (6000 - 4000 - 400).

     Аналогично  налогоплательщик не лишен права  применить стандартные налоговые вычеты в случае предоставления ему социальной помощи, оказываемой за счет бюджетных средств (Письмо Минфина России от 24.01.2008 № 03-04-06-01/15). В таких ситуациях важно, облагается ли данная выплата НДФЛ и именно по ставке 13%.

     Поэтому также следует уменьшать налоговую  базу и в случае выплат по гражданско-правовым договорам, например, аренды (Письмо Минфина  России от 12.10.2007 № 03-04-06-01/353).

Информация о работе Проблемы, связанные ичелением налога на доходы физ лиц