Проблемы вступления казахстана в вто

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО) - это единственный международный орган, устанавливающий правила торговли между странами. В основе его деятельности лежат соглашения ВТО, согласованные и подписанные большинством государств-участников международной торговли. Эти документы обеспечивают юридическую базу и основные правила организации международной коммерческой деятельности. В основном, это договоры, в рамках которых государства принимают на себя обязательства проводить торговую политику в согласованных с международными стандартами рамках. Хотя такие договоры обсуждаются и подписываются на уровне правительств, основная их цель состоит в оказании содействия производителям товаров и услуг, компаниям, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Содержание

Введение
1 ВТО – как международная организация
1.1 Задачи и функции ВТО
1.2 Основные направления деятельности ВТО
2 Проблемы Казахстана при вступлении в ВТО
2.1 Проблемы производства
2.2 Проблемы экономической безопасности
2.3 Проблемы сельского хозяйства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

     В рамках выполнения проектов ПРООН в  области туризма ВТО осуществляет конкретную помощь в виде миссий секторальной поддержки, используя соответствующие  фонды ПРООН. За прошедшие годы было выполнено около 500 таких миссий в 130 странах. 

 

      2 Проблемы Казахстана  при вступлении  в ВТО 

     2.1 Проблемы производства 

     Достигнутый уровень реформирования и открытости экономики нашей республики дают возможность Казахстану выгодно  интегрироваться в мировые, хозяйственные, экономические и технологические процессы. Это представляет определенные преимущества: усиление процесса интеграции Казахстана в мировую экономику, получение режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами со странами - членами ВТО, увеличение поступлений инвестиций, доступность мировых рынков для экспорта казахстанских товаров и услуг, приведение торгового законодательства к международным нормам и стандартам. Я хочу сегодня заострить Ваше внимание на тех издержках, с которыми столкнется Казахстан при вхождении в ВТО. Программа импортозамещения, проводимая правительством Республики Казахстан, сегодня себя оправдывает, но во многом противоречит требованиям ВТО. Политика импортозамещения при лоббировании государством нефтегазового, горно-металлургического машиностроения позволила загрузить в 2000 году 50, а в 2001 г. - 200 отечественных предприятий, обеспечить работой десятки тысяч человек. Требованиям ВТО также противоречит не допускаемое в импортозамещении перекрестное субсидирование в виде удешевления нефтепродуктов, минеральных удобрений. При вступлении в ВТО необходимо, чтобы товары, производимые в Казахстане, отвечали международным стандартам. Например развитые страны идут на либерализацию торговых режимов только в том случае, когда их товары и услуги способны выдержать высокую конкуренцию. От такого уровня мы, к сожалению, сегодня еще далеки. Недопустимо добиваться приема в ВТО любой ценой, или вступать туда ради самого вступления. Входная плата должна перекрываться выгодами от участия в этой организации. Вхождение в ВТО остро ставит вопросы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как на внешнем так и на внутреннем рынке. Во многих отношениях присоединение потребует существенных уступок, которые не только практически сразу же откроют дорогу для иностранных товаров и услуг, но и заблокируют национальные меры регулирования этого проникновения. Не трудно предположить, что вступление в ВТО и открытие границ разорят мелкого и среднего отечественного товаропроизводителя, которых с большим трудом мы сегодня взращиваем, создавая необходимые благоприятные условия. В то же время выгоды от вступления в ВТО, связанные с улучшением доступа на внешние рынки дадут свои положительные результаты лишь в далекой перспективе. И то, только в случае, если мы будем в состоянии производить конкурентоспособные товары и иметь эффективный механизм, способный защищать наши права в сложной системе ВТО. От грамотной стратегии защиты собственных интересов зависит, будут ли отечественные производители представлены в сферах товаров и услуг или наши рынки займут другие страны, что повлечет за собой сокращение занятости населения и доходов гос.бюджета. В условиях либерализации таможенного пространства Казахстана большинство отечественных товаропроизводителей будут проигрывать, а в последующем потеряют свои позиции на внутреннем рынке, не говоря уже о конкурентоспособности на рынках соседних государств. Так произошло в Кыргызстане. Я недавно побывал в командировке в г. Бишкеке. Их собственные товары, произведенные на морально и физически устаревшем оборудовании по технологиям вчерашнего дня, безусловно, проигрывают по сравнению с теми товарами, которые хлынули в Киргизию в связи с открытостью ее границ. Так, например, наши "рахатовские" конфеты идут нарасхват, составляя достойную конкуренцию московским и киргизским кондитерским фабрикам. Цены на наши конфеты ниже (за счет короткого плеча, удешевления транспортных расходов и т.п.), а качество достаточно высокое. В то же время наблюдается крайне низкая покупательная способность населения. Налицо обнищание народа. Те события, которые происходят сегодня в Кыргызстане - это следствие необдуманной политики руководства страны, в том и числе и в вопросах вступления в ВТО. Положение очень плачевное. Поэтому, наверное, нам надо задуматься над сложившейся ситуацией в соседней республике. Возьмем нашу перерабатывающую промышленность - молочный комплекс. Сегодня для загрузки местных заводов-производителей молочной продукции 80% сырого молока завозится из Киргизии. Сейчас предпринимаются некоторые шаги по подъему отечественного сельхозпроизводителя. Захотим мы перестроить работу наших молзаводов на отечественное сырье - пожалуйста - закроем границы с Кыргызстаном, поставим таможенные барьеры. А если мы вступим в ВТО, то уже подобных мер мы принять не сможем, т.к. вхождение в ВТО потребует от Казахстана и принятия определенных обязательств. Даже сейчас, когда мы еще не члены ВТО, а нам уже перекрыли каналы по экспорту зерна и стали. А что будет тогда, когда мы вступим в ВТО? Приведу пример: в последнее время США поставляют большое количество зерна в Афганистан в порядке оказания гуманитарной помощи. Почему американцы не покупают наше зерно? Сегодня 3,5 млн. тонн зерна без дела лежат на элеваторах Казахстана, себестоимость которого 55 долларов США за тонну. Мы готовы продать его даже ниже себестоимости - по 50 долларов США. То есть на лицо факт перепроизводства зерна в республике. Поэтому, как сказал Президент РК на совещании 10.04. с.г. "одной из ключевых задач развития предпринимательства нужно считать повсеместную организацию маркетинговых исследований". Другой пример: ежедневно через границу с Узбекистаном переправляется до 1000 тонн муки. Это перевозят так называемые "челночники". Наша мука пользуется большим спросом являясь высококачественной. Но официально мы с Узбекистаном торговать не можем, так как не получим свои деньги обратно. То есть нам необходимо укреплять сложившиеся рынки сбыта, развивать интеграцию в Центрально-Азиатский регион. Интеграция же в мировую экономику не дает легких решений. Развитым странам не нужны сильные конкуренты, за место на мировых рынках нужно бороться и одновременно отслеживать попытки развитых стран "прибрать к рукам" конкурирующие производства вступающих в ВТО государств, то есть подчинить слабого сильным. Благоприятным фактором развития является растущий спрос на казахстанские сырьевые ресурсы (нефть, газ и т.п.), и продукты первичной переработки. Но мы продаем нашу нефть по ценам несравнимо низким по отношению к ценам на оборудование, которое мы покупаем на Западе для того, чтобы организовать нефтедобычу. Другое дело, если бы мы имели возможность продавать конечную продукцию, т.е. результат переработки нашего сырья. Казахстан сегодня от добычи нефти, можно сказать ничего не имеет, или имеет очень мало - 7 млрд. долларов США в год. Для сравнения - Россия от реализации только молочной продукции имеет 9 млрд. долларов США в год. Поэтому мы опять возвращаемся к тому, что сначала нам необходимо научиться производить конкурентоспособную продукцию, а потом уже вступать в ВТО. Давайте не повторять ошибок наших соседей. Очевидно, что ВТО выгодно развитым странам, которые производят сверхконкурентоспособные товары, особенно в области высоких технологий и услуг. Казахстан в настоящее время, к сожалению, не в входит в число производителей таких товаров. ВТО - это для хорошо развитых стран, но на данный момент еще не для нас. С нашими товарами нас на Западе не ждут, нам необходимо сохранить и развивать уже имеющиеся рынки сбыта как внутри Казахстана, так и в рамках стран СНГ и только постепенно готовить себя для вступления в ВТО. История свидетельствует, что многие высокоразвитые страны готовились к вхождению в ВТО не один десяток лет. Китай шел к этому 15 лет, членам ЕЭС понадобилось 35 лет для создания единого экономического пространства. Поэтому, чем лучше мы подготовимся к вхождению в ВТО, тем больше у нас шансов занять достойное место в мировой экономике. Сейчас нам необходимо сосредоточить все усилия и направить их на: 1) создание консалтинга - маркетинговых центров; 2) технологическую перестройку промышленного сектора экономики, как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе, на основе передовых технологий, осваивать высокотехнологичное производство; 3) повышение качества и конкурентоспособности продукции; 4) формирование законченных производственных циклов, от добычи сырья до производства продукции высокой товарной готовности; 5) формирование корпоративных структур эффективных в плане развития производства, инноваций, менеджмента; 6) масштабное внедрение информационных технологий, построение на этой основе взаимоувязанных рынков товаров и услуг.

     В дальнейшем при благоприятном развитии нашей страны, при значительном увеличении объема экспорта именно готовой, отечественной, конкурентоспособной продукции  мы могли бы войти в ВТО не как  сырьевой придаток, а как равноправный партнер. 

     2.2 Проблемы экономической  безопасности 

     Присоединение Казахстана к соглашениям Всемирной  торговой организации, в рядах которой  сегодня находится 150 стран мира, теперь уже выглядит событием неизбежным. Восьмилетняя переговорная эпопея по ВТО вступает в завершающую фазу, когда должны получить ответ ключевые проблемные вопросы нашего вступления в этот влиятельный международный  клуб. Они, прежде всего, касаются самого чувствительного в данной ситуации аграрного сектора, защиты интеллектуальной собственности, миграционной политики и финансовых услуг.

     Со  стороны правительства профильным министерствам была дана установка  активно отстаивать ранее согласованные позиции, которые позволят Казахстану не поступиться интересами национальной экономики. Теперь весь вопрос в том, на каких условиях мы окажемся в кругу 150 членов международной торговой организации?

     Однако  при всех существующих сомнениях  и скепсисе, нельзя игнорировать главный  плюс членства в ВТО, который заложен  в возможностях более эффективно отстаивать, как национальные интересы, так и влиять на процесс глобализации. Иными словами, Казахстан на данном этапе развития никак не может  довольствоваться окраинными позициями  в "глобальной деревне", а должен занять в ней достойное место. Свою точку зрения по этой весьма актуальной теме высказывает корреспонденту Казинформа, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики МОН РК Булат Хусаинов.

     - То, что Казахстан должен присоединиться  к Соглашениям Всемирной торговой  организации, сомнений не вызывает. Проблема состоит в том, на  каких условиях наша страна  присоединится к этой влиятельной  международной организации. По  этому поводу бытует множество  иллюзий (стереотипов), наиболее  распространенные из которых  состоят в следующем.

     Иллюзия первая. «Отечественным предприятиям будет открыт доступ к более дешевым  комплектующим и сырью, а населению  – к более дешевым товарам  и услугам (в том числе финансовым). Это будет способствовать повышению  уровня жизни населения». Нельзя согласиться  с этим стереотипом. Почему?

     Потому, что не существует никаких ограничений  на дешевый импорт комплектующих, а  тем более сырья. Казахстан импортирует  и то, и другое в достаточном  количестве. Причем из любой точки  мира. Все зависит от наличия у  казахстанских импортеров финансовых средств и партнеров, выпускающих  соответствующие комплектующие, сырье  и т.д. От того, насколько долго  и успешно работают они на рынке, как хорошо знают конъюнктуру  этих рынков и т.д. Если обратиться к  статистически данным, то за период 1995-2005 годы совокупная доля машин и  оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов увеличилась с 27 до 44 процентов. К числу мифов относится  и утверждение, что с момента  присоединения Казахстана к ВТО  в страну неудержимым потоком  хлынут новые технологии. Никакая транснациональная корпорация (ТНК) этого не будет делать. Даже при всем том, что именно они являются носителями этих новых технологий. Зачем им себе же создавать конкурентов.

     Иллюзия вторая. «Членство во Всемирной торговой организации обеспечит свободный  доступ казахстанского экспорта на мировые  рынки». Такой же стереотип, как и  первый. В настоящее время не существует заметных ограничений на экспорт  казахстанских товаров на мировые  рынки. За последние 11 лет отечественный  экспорт товаров увеличился более  чем в 5,1 раза, составив в 2005 году 27849 млн. долларов США.

     Причем  казахстанский экспорт имеет  явно выраженную сырьевую направленность. Так, доля минеральных продуктов  за анализируемый период возросла с 29 до 74 процентов, в том числе доля нефти и газового конденсата, являющегося  основным экспортным товаром страны, – с 14,3 до 62,5 процента. В совокупности с экспортов недрагоценных металлов и изделий из них, доля которых  заметно снизилась за эти годы (с 41 до 16 процентов), экспорт сырья  в 2005 году составил без малого 90 процентов.

     При этом доля готовой продукции в  отечественном экспорте незначительна. К примеру, доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов  в 2005 году составила 1.3% (в 1995 году – 2.9%). В целом, учитывая явно выраженную сырьевую направленность экспорта, членство в  ВТО для казахстанской внешней  торговли не является определяющим, поскольку  сырьевые экспортные позиции не регулируются Соглашениями ВТО. Поэтому и нельзя согласиться с указанным стереотипом.

     Иллюзия третья. «ВТО дает возможность защищать казахстанских экспортеров на внешних  рынках». Апологеты этого утверждения  имеют в виду антидемпинговые  меры, применяемые в отношении  отечественного экспорта. Но за всю  экспортную историю Казахстана подобные меры применялись лишь к ограниченным сырьевым позициям – стальной и  алюминиевой продукции. Но важно  помнить, что членство в ВТО не защищает национальных экспортеров от антидемпинговых процедур.

     Например, США одинаково применяло антидемпинговые  меры в отношении импортеров стали  на их внутренний рынок, как в отношении  Казахстана и России, так и в  отношении ЕС, Бразилии и Японии, которые давно являются членами  ВТО. Антидемпинговые меры, принятые Министерством торговли США, в отношении  поставщиков стальной продукции  из этих стран были направлены на снижение наплыва сравнительно дешевого импорта  стальной продукции на американский рынок.

     Бытуют  и другие иллюзии, но не будем на них акцентировать внимание и  рассмотрим, какие же сектора национальной экономики являются наиболее чувствительными.

     Общепризнано, к наиболее чувствительным отраслям экономики Казахстана относятся  сельское хозяйство (сюда включают пищевую  промышленность), легкая промышленность. Однако, этим перечень чувствительных секторов, как будет показано далее, не ограничивается. В этой сфере  уже сделано много уступок, которые  могут отрицательно сказаться на развитии аграрного сектора страны.

     Напомним  также, что нынешний Дохский раунд переговоров направлен на устранение разногласий и нахождение компромиссного решения по условиям дальнейшей либерализации международной торговли. Переговоры в основном касаются разногласий между развитыми и развивающимися странами по торговле продукцией агропромышленного комплекса. Подписание итоговых документов по Дохскому раунду предполагалось в июле 2006 года. Однако встреча представителей ключевых торговых партнеров – Евросоюза, США, Японии, Австралии, Бразилии и Индии, состоявшаяся 24 июля с.г., закончилась безрезультатно. При этом делегации, за исключением американской, существенно изменили свои позиции и предложения, сократив размеры дотаций (ЕС) и снизив тарифные барьеры на ввозимые агропродукты (Япония).

     Однако, США оказалась единственной страной, отказавшейся пойти на сокращение дотаций и субсидий своим производителям. Вашингтон фактически сорвал переговоры, которые на данный момент, по сути, заморожены. Основные претензии участников переговоров, предъявляемые Вашингтону, сводятся к сокращению объемов субсидий (в ходе Уругвайского раунда Белый дом обязался уменьшить их до 19.1 млрд долларов). Торговый представитель США заявил о возможном их снижении до 7.6 млрд долларов (с нынешних 13.3) при соответствующих действиях других стран. В то же время, по расчетам зарубежных экспертов, уменьшение объемов субсидий даже до 5.7 млрд долларов не окажет заметного негативного влияния на американских фермеров.

     Поэтому некоторые требования « авторитетов» ВТО имеют откровенно лицемерный характер. Так, по данным Всемирного банка, в Японии субсидии рисоводам достигают 700 процентов себестоимости продукции, что фактически блокирует экспорт в Страну восходящего солнца риса из Таиланда и других стран - производителей этого важного злака. Прямые субсидии производителям из бюджета ЕС составляют около 100 миллиардов долларов США в год и снижают цены на мировых рынках сахара, молочных продуктов и пшеницы. Эти субсидии оказывают и косвенное воздействие, способствуя росту потребительских цен. 50 миллиардов долларов только на прямое финансирование своего сельскохозяйственного сектора ежегодно расходуют США. В целом развитые страны на поддержку своих сельхозпроизводителей ежедневно выделяют в пересчете на доллары 1 миллиард!

     Следует ожидать, что позиция американцев  наверняка изменится после результатов  ноябрьских выборов в представительные органы власти США. Это подтверждается подписанием Россией и США  Протокола о завершении двусторонних переговоров о присоединении  РФ к ВТО, которое состоялось 19 ноября в Ханое во время саммита стран-членов Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

     Незадолго до подписания, глава российского  государства Владимир Путин, сказал: «правительству удалось выговорить такие субсидии по сельскому хозяйству, которые и не снились». Это свидетельствует  не только о высоком профессионализме российских экспертов-переговорщиков, но и том, что переговорная команда  жестко отстаивает национальные интересы своего государства. К примеру, в  уже подписанных соглашениях  тарифные квоты на импорт в Россию говядины, свинины и мяса птицы  будут действовать в рамках существующих параметров до 2009 года. После этого  – по завершении переговоров с  заинтересованными поставщиками –  их действие может продлеваться. Период продления не ограничен и зависит  от российской позиции.

     По  имеющимся сведениям, вышеназванная  уступка казахстанских переговорщиков далеко не единственная. Авторитетные казахстанские эксперты утверждают, что перечень необоснованных уступок, в том числе по не базовым принципам  ВТО, может быть уже весьма значительным. Возникает правомерный вопрос: чьи  интересы защищают отечественные переговорщики?

     Существуют  так называемые базовые и нестандартные  требования ВТО. Первые - это те, что  закреплены в соглашениях организации. Оспаривать их практически невозможно, но нужно, а наша сторона, как видим, сдается без борьбы. Например, известно, что уже принято решение об исключении из отечественного законодательства в области нефти и недропользования норм, противоречащих положениям соглашения ВТО об инвестиционных мерах, связанных  с торговлей. В частности, исключению подлежат статьи национального законодательства, касающиеся казахстанского содержания в закупаемых недропользователями товарах и услугах.

Информация о работе Проблемы вступления казахстана в вто