Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: o*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги…………………………6
2 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……………..15
3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     6) В зависимости от периодичности взимания:

  • разовые - налоги, уплачиваемые один раз в течение налогового периода при совершении определенных действий (налог с владельцев транспортных средств; налог с имущества).
  • систематические (регулярные) - налоги, взимаемые регулярно, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (помесячно, поквартально).

     7) В отдельную подсистему можно выделить группу общегосударственных сборов, которые могут быть дифференцированы следующим образом:

  1. сборы экономического характера (сбор в Государственный инновационный фонд);
  2. сборы социального характера (сбор на обязательное государственное социальное страхование и т.д.);
  3. сборы природоресурсного характера (сбор за специальное использование природных ресурсов и т.д.).

     8) В зависимости от способов установления налоговых ставок налоги подразделяются на твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

     Твёрдые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

     Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта его дифференциации его величины.

     Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возраста дохода. При прогрессивной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

     Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

     В настоящее время применяются в основном пропорциональные и прогрессивные формы налогообложения; равные налоги (например, подушный) широко применялись в средние века, сейчас же считаются устаревшей формой.

     9) Одним из наиболее значимых критериев классификации видов налогов является форма обложения. Согласно данному признаку налоги подразделяются на:

     - прямые (подоходно-имущественные) – налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

     - косвенные (на потребление) – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.[4]

     В общем виде классификация налогов  представлена в приложении А.

     При косвенном налогообложении формальным плательщиком является продавец товара, выступающий посредником между государством и потребителем товара. Последний же представляет собой плательщика реального. [6]

     Именно  критерий совпадения юридического и  фактического плательщика является одним из основных при разграничении  налогов на прямые и косвенные. При прямом налогообложении - юридический и фактический плательщики совпадают, при косвенном - нет.

     Еще одно важное обязательство следует  учитывать при разграничении  прямых и косвенных налогов - их участие  в образовании цены. Если прямые налоги закладываются в цену на стадии производства, у производителя, то косвенные - только на стадии реализации и как надбавка к цене товара.

     В среде ученых и практиков идут дискуссии по поводу приоритетов  прямого либо косвенного налогообложения. Как правило, превалирует точка зрения о том, что косвенные налоги в наибольшей степени несут фискальную функцию, что сдерживает экономический рост, и, следовательно, необходимо увеличивать долю прямых налогов в доходах бюджета. [9]

     Видится целесообразным более подробно рассмотреть данную группировку налогов, охарактеризовать их основные свойства, проанализировать их достоинства и недостатки.

     Все существенные моменты, входящие в определение  налога, наиболее ясно выступают в  прямых налогах.

     Прямые  налоги объединяют в себе налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.

     Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно.

     В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются  точному измерению, как, например, жалованья  чиновникам, проценты по ценным бумагам и т. п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных, называемых также хозяйственными, доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Все эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу подоходных налогов. [10]

     Поэтому, чтобы обойти затруднения, встречающиеся  при определении облагаемых доходов, устанавливаются налоги не на доходы, а на их источники.

     Так получаются две категории прямых налогов:

     1) налоги на доходы;

     2) налоги на источники доходов.

        Прямые налоги, в свою очередь,  подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества.

     По  способу взимания различаются  раскладочные и окладные прямые налоги.

     Первые  назначаются в определенной сумме  с целой группы плательщиков, а  эти последние распределяют их между  собой. Раскладочный способ взимания налогов  часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление. Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам. В настоящее время раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции.

     Окладные  или долевые налоги взимаются  с каждого плательщика в отдельности. Окладной способ взимания налогов требует  более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей  равномерности в обложении. Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп. В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных. [11]

     В последнее время во многих государствах местные органы получили большое  значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов местных общественных союзов, а так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению. Взимание прямых налогов обыкновенно сопровождается принудительными мерами взыскания по отношению к неисправным плательщикам.

     Прямые  налоги играют важную роль в росписях доходов большинства государств, но косвенные налоги имеют не меньшее значение.

     В косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

     Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима  при посредстве одного прямого обложение  доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительной нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства на покрытие огромных современных государственных расходов.

     К достоинствам косвенных налогов  некоторые относят и то, что  эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости.

     Но  это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности их уплаты.

     Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. В настоящее время косвенные налоги имеют огромное значение в государственном хозяйстве России, Франции, Англии, Германии, Италии, Соединенных Штатов и многих других менее значительных государств. [12]

         Основные виды косвенного налогообложения  – это акцизы, фискальные монополии, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, пошлины и сборы.

     Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами.

     Таможенные  пошлины представляют собой налог на товары, перевозимые через границу страны. Таможенные пошлины, однако, имеют самую сложную структуру. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенная классификация производится по следующим признакам:

     - по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозимые) и импортные (ввозные);

     - по целям взимания: фискальные, протекционные,  сверхпротекционные, уравнительные,  антидемпинговые, дискриминационные,  преференциальные и статистические;

     - по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном соотношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

     - по характеру отношений: конвенционные  и автономные. [9]

     Налог на добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.

     Государство может облагать предметы потребление  посредством удержание за собой  права монопольного производства, монополия торговли или ввоза известных предметов из-за границы.

     Вообще  же при взимании налогов с потребления  наиболее дорого обходится организации  налогового контроля. Последний особенно дорог и труден при многочисленных и высоких налогах с потребления  и при сложном их устройстве.

     Если  обратиться к рассмотрению предметов, которые служили и служат объектами  косвенных налогов в разных государствах, то оказывается, что их можно разбить  на две категории:

     1) предметы ежедневного потребления,  например, хлеб, соль и др.; здесь  плательщиками налога является вся масса население государства, которое может получить большие суммы и при низких окладах налога на эти предметы;

     2) предметы роскоши; здесь плательщиками  является сравнительно ограниченный  круг лиц.

     Конечно, твердой границы между ними провести нельзя, и часто известные предметы переходят из одной категории в другую.

     Сравнительная характеристика особенностей прямых и  косвенных налогов представлена на рисунке.

Информация о работе Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь