Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: o*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги…………………………6
2 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……………..15
3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     Для них, в том числе применяющих  упрощенный порядок налогообложения, уплата подоходного налога, НДС, местных  налогов и сборов заменена в этом случае единым торговым сбором (35 тыс. руб. в месяц). [17]

     Этим  же Указом предусмотрено, что индивидуальные предприниматели экспортеры могут вести расчеты наличными денежными средствами и освобождаются от обязательного зачисления наличной иностранной валюты, полученной от реализации товаров, на счета в банках.

1 января 2004 года вступила в силу Общая  часть Налогового кодекса Республики Беларусь. Она установила: основные принципы налогообложения; состав участников налоговых правоотношений; виды налогов, сборов (пошлин); порядок введения, изменения и прекращения действия налогов, сборов (пошлин); права и обязанности плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц; общие подходы к определению налогового обязательства, его исполнения и проведения налогового контроля. В целях обеспечения введения с 1 января 2010 года в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и приведения в соответствие с данным документом решений Президента Республики Беларусь по налоговым вопросам 9 марта 2010 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения». [18]

       С принятием Особенной части Налоговый кодекс стал единым налоговым законом, который объединяет в себе все вопросы налогообложения, в том числе порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), специальных режимов налогообложения.

     По  каждому налоговому платежу в  ней установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков; объект налогообложения; налоговая  база; размеры налоговых ставок; перечни налоговых льгот; порядок  исчисления налогов, сборов (пошлин); сроки  уплаты; сроки предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

         Введение в действие этой части Кодекса повысит стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократит количество документов по вопросам налогообложения.

         В рамках упрощения процедур налогового администрирования Минфином и МНС проводится работа по оптимизации порядка регистрации и учета плательщиков, условий исчисления и уплаты налоговых платежей, улучшения взаимодействия плательщиков и налоговых органов.

         К настоящему времени для упрощения налогового администрирования по подоходному налогу введен ежемесячный порядок исчисления облагаемого дохода и налоговых вычетов, что делает ненужным дополнительное декларирование доходов и предоставление справок при смене места работы (службы, учебы). Ежемесячные сроки уплаты налогов на недвижимость, земельного и экологического, а также местных налогов и сборов заменены на ежеквартальные. [17]

     Упрощен порядок взимания экологического налога, расширен перечень не облагаемых экологическим налогом объектов.

     Меры  по улучшению администрирования  налогов были проведены за 2010 год. Так, по налогу на добавленную стоимость были сокращены сроки возврата оставшихся после проведения зачета превышения сумм налоговых вычетов с одного месяца до пяти рабочих дней, что дало предприятиям возможность с большей отдачей использовать оборотные средства. Была отменена норма об обязательном ведении книги покупок и сделано применение такой книги для плательщиков добровольным. В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с реализацией указанных мероприятий по упрощению налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18 до 20 процентов. [17]

    Наряду  с перечисленными мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части  Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению  налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.

     Ставки  акцизов были установлены на весь 2010 год непосредственно в Особенной части Налогового кодекса. Ставки установлены в зависимости от видов подакцизных товаров в белорусских рублях за физическую единицу измерения подакцизных товаров.

     По  налогу на прибыль ставка налога составляет 24 процента.

    Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Подоходный  налог с физических лиц взимается  по ставке 12 процентов. Плательщики  при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами. [18]

      По данному виду налога было предусмотрено: увеличение с учетом прогнозируемого уровня инфляции размеров ежемесячно предоставляемых гражданам стандартных налоговых вычетов, а также возможность получать такие вычеты не по месту основной работы; освобождение от налогообложения сумм безвозмездной (спонсорской) помощи (до тысячи базовых величин в год), получаемой отдельными категориями граждан, в том числе лицами, нуждающимися в дорогостоящей медицинской помощи; упрощение порядка уплаты подоходного налога с сумм выплачиваемых премий путем его удержания и перечисления в бюджет при осуществлении расчетов за месяц, а не одновременно с выплатой премий.

     В 2009 году была отменена обязанность подачи плательщиками «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения. Кроме того, значительно сокращено количество необходимых для представления в налоговые органы сведений и документов – их налоговые органы теперь напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».

     Для упрощения процедур налогового администрирования  МНС осуществляет разработку программно-технического комплекса по автоматизации расчета  подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (АИС ”Расчет налогов“).

     С внедрением в 2009 г. первого этапа  этого комплекса плательщики  получили возможность подавать налоговые  декларации (расчеты) в электронном виде без непосредственного посещения налоговых органов.

     На 1 сентября такой возможностью воспользовалось 3547 юридических лиц, 541 индивидуальный предприниматель, в электронном  виде было подано 18097 налоговых деклараций. Следующим этапом внедрения комплекса стала разработка до 1 января 2011 г. программного

продукта, позволяющего осуществлять расчет налогов  в автоматизированном режиме на основе данных бухгалтерского учета. Окончательная  реализация существенно упростит взаимодействие плательщиков с налоговыми органами. [17]

     С целью ликвидации «перекосов» в  исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных  вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Указом предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок предполагает порог размера кадастровой стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой многоквартирной и жилой усадебной зонам). Для упрощения порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам земель сокращено Указом с 48 до 12. [19]

     Для анализа эффективности налоговой  системы Республики Беларусь следует  рассмотреть структуру доходов  консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.

      Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении.

      Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.  [20]

      Динамика  структуры доходов консолидированного бюджета за январь- июнь 2009- 2010 гг. представлена в таблице.

                 Таблица - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета

               за январь-июнь 2009-2010 гг., % 

Показатели 2009 год 2010 год
     1. Налоговые доходы  – всего 90,3 91,5
в том числе:    
  • Налоги  на доходы и прибыль
21,6 23,4
             в т.ч.  -  подоходный налог 10,3 10,4
  • Налоги на собственность
3,8 3,8
  • Налоги на товары и услуги
44,9 45,5
             в т.ч.  – НДС 27,4 31,8
                       - акцизы 7,7 8,8
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности
15,1 13,3
      2. Неналоговые доходы 9,7 8,3
      3. Безвозмездные  поступления   0,2
               Итого доходов    100,0 100,0

       Примечание  – Источник: [20].

       В первом полугодии 2010 г. консолидированный  бюджет Беларуси был исполнен на 71,7% за счет платежей (15,8 трлн. руб.), контролируемых налоговыми органами. То есть с точки зрения бюджета налоговая система Беларуси выполняет свою функцию. [21] 
 

     3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 

     Всякое государство при построении системы налогообложения опирается на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то же время каждая система имеет свои особенности. Что касается Республики Беларусь,основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

     Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг. предусмотрено  продолжать налоговую реформу, которая  обеспечит закрепление сложившихся  положительных тенденций в области  налогообложения и дальнейшее совершенствование  налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены, имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим предусматривается:

     - отмена мелких, неэффективных, а  также оказывающих негативное  влияние на экономическую деятельность  субъектов хозяйствования налогов  и сборов;

     - выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;

     - совершенствование системы налогового  администрирования, для снижения уровня издержек исполнения налогового законодательства;

     - внесение корректив в определение  налоговой базы по отдельным  налогам, сборам (пошлинам) в целях  уточнения их экономического  содержания;

Информация о работе Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь