Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность, предмет, функции и особенности налоговой системы Испании, провести анализ доходов, расходов и налогов Испании.
Задачи, поставленные для достижения цели:
- дать общую характеристику налоговой системе Испании;
- определить структуру управления налоговой системы Испании;
- выявить проблемы развития налоговой системы Испании;
- провести анализ действующей практики налогообложения Испании;
- наметить пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические аспекты развития налоговой системы Испании …………6
1.1 Сущность налоговой системы Испании………………………………6
1.2 Структура управления налоговой системы Испании ………………..7
1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании………………… 17
2 Анализ действующей практики налогообложения Испании………......19
2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны…………………….19
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании.20
2.3 Анализ показателей эффективности налоговой системы Испании..24
3 Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы
Испании…………………………………………………………………….26
3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании …26
3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой
реформой………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая-налоговая система Испании.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4

1 Теоретические  аспекты развития налоговой системы  Испании …………6

   1.1 Сущность налоговой системы Испании………………………………6 

   1.2 Структура управления налоговой системы Испании ………………..7

  1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании…………………  17 

2 Анализ  действующей практики налогообложения  Испании………......19 

   2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны…………………….19 

   2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании.20 

   2.3 Анализ показателей эффективности налоговой системы Испании..24

3 Пути  стимулирования эффективного развития налоговой системы

  Испании…………………………………………………………………….26

   3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании …26

   3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой

        реформой………………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………. 31 

Список  использованных источников………………………………………33 

 

Введение

 

     Налоги  и государство это два взаимосвязанных между собой института.

     Их  взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

     Изначально  налоги выполняли военную функцию  государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.

     В течение последних десятилетий  Испания по своему экономическому развитию существенно приблизилась к среднеразвитым европейским странам. Этому способствовала не только стабильность политической ситуации, но и благоприятный для инвестиций налоговый курс правительства. Действующая система налогообложения в Испании является важнейшей составной частью современного экономического механизма страны, основным инструментом, обеспечивающим наполнение доходной части госбюджета и способствующим социальной защищенности населения. С помощью этого механизма осуществляется регулирование процесса недопущения социальной напряженности в стране, значительного разрыва в уровне доходов между наиболее материально обеспеченными и малоимущими слоями населения.

     Налоговая система Испании значительно  реформировалась в последние  годы. В нее вносились изменения, применительно к требованиям  ЕС, совершенствовалась законодательная  база с учетом роста экономического потенциала страны и материально-финансового положения налогоплательщиков.

     Испания имеет несколько сходное с  Российской Федерацией административное деление. Страна делится, на 17 автономных территорий, которые включают в себя 56 провинций. Статус автономных территорий неодинаков. Две из них - Наварра и Страна Басков - обладают большей автономией, чем остальные, в том числе и в области налогообложения. Так, они пользуются правом самим вводить различные виды региональных и местных налогов. Они сами собирают федеральные налоги, отчисляя законодательно установленный процент от них в федеральный бюджет. Далее идет группа регионов, включая Каталонию, имеющих полномочия регулировать налоговые ставки. Третья группа регионов не имеет прав проведения самостоятельной налоговой политики. Они строго следуют установленным федеральным законам в области налогообложения.

     Выбранная тема настоящей работы является актуальной в настоящее время, в период развития налоговых систем в разных странах, их реформирования.

     Цель  работы – раскрыть сущность, предмет, функции и особенности налоговой системы Испании, провести анализ доходов, расходов и налогов Испании.

     Задачи, поставленные для достижения цели:

     -  дать общую характеристику налоговой системе Испании;

     - определить структуру управления налоговой системы Испании;

     - выявить проблемы развития налоговой системы Испании;

     - провести анализ действующей практики налогообложения Испании;

     - наметить пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании.

     При написании работы использовались учебники и статьи из журналов. Теоретической базой исследования явились работы следующих авторов: Вачнадзе Г.Н., Погорлецкого А.И., . Сумановский А.Ю. О и др.

 

     1 Теоретические аспекты развития налоговой системы Испании

     1.1 Сущность налоговой системы Испании

 

     Испания - одна из крупнейших и наиболее экономически значимых стран Европейского Союза. Все больше российских компаний ведут  деятельность на ее территории, например учреждают резидентные испанские  компании или инвестируют деньги в бизнес-проекты. Кроме того, Испания в некоторых случаях используется российскими компаниями как престижная транзитная юрисдикция для работы с офшорами.

     Структура налоговых обязательств, предусмотренных  законодательством Испании, очень  похожа на налоговую систему России. Но вместе с тем Испанию отличает большее разнообразие видов налогов и их ставок.

      Налоговая система Испании - одна из самых молодых  в Европе. Но настоящему она стала  создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.

     Кроме того, испанская налоговая система  сформирована под влиянием деления  страны на самостоятельные субъекты. Так, Испания разделена на 17 автономных территорий с различной степенью свободы в вопросах установления и взимания налогов. Территории в свою очередь разделены на 56 провинций. Территориальное деление страны обуславливает разграничение налогов на федеральные, региональные и местные.

      Если  сравнивать две налоговые системы, то Российская налоговая система, насчитывающая долгую историю - со времен Екатерины II до советской модели - была окончательно сформирована с созданием единой централизованной системы налоговых органов в 1991-1992 годах и учреждением Государственной налоговой службы Российской Федерации в соответствии с законом РФ от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".

      В Российской Федерации преимущество такого способа налогообложения  малых предприятий оценили сравнительно недавно - в июле 1999 г. Введение единого  налога на вмененный доход позволяет государству практически полностью собирать налоги и значительно упростить налоговую документацию.

     1.2 Структура управления  налоговой системы  Испании

      Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 г., создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов. 

Таблица 1 - Экономика Испании включает в себя следующие позиции

Показатель Сумма
ВВП, млрд долл. 881.081332 
Темп  прироста ВВП, % 3,4 %
ВВП на душу населения, долл. 26,009
Инвестиции, % 25,6 
ВВП Индекс Джини 32,5 
Инфляция (CPI) 3.5
Рабочая сила, млн. 17,1
Доля  безработных в экономике, % 10,1 
 

      Налогообложение в Испании осуществляется на трех уровнях [13]: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций. На федеральном уровне в Испании взимаются прямые налоги на доходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических лиц (налог на прибыль). Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всеми деклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов. Минимальный налог (13%) взимается с суммы индивидуального годного дохода более 2 млн. песет; максимальный (56%) - с доходов, превышающих 10 млн. песет в год. С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии. Со всех остальных видов дохода, включенных в декларацию (частная практика, поступления от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок) испанец платит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. В декларацию заносятся не только поступления, но и различные социальные пособия и выплаты, положенные ему, например, на детей, на уход за престарелыми и инвалидами. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования. Если испанец взял в банке кредит на приобретение жилья, государство выплачивает ему определенную сумму, вычитаемую из суммы дохода. Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммы постоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным, государство возмещает эту сумму. Законодательством Испании установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации - 20 июня. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый следующий за ней рабочий день. Просрочка карается штрафными санкциями - определенный процент за каждый день. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60 % и 40 % в течение 6 месяцев с момента подачи декларации.

      Ставка  налога с юридических лиц в  Испании составляет 35 % . С 1992 г. для  усиления контроля за сбором налогов  с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (площадь помещения, количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.

     Налог на прибыль (корпоративный налог) по сути аналогичен российскому налогу на прибыль организаций. При его  взимании в налоговую базу включается прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и прирост имущества (Генеральный налоговый кодекс Испании от 28.12.63).

     Ставка  налога на доход корпораций в Испании  достаточно высока - 35 процентов.

     Однако  существует и пониженная ставка (26%) для отдельного вида налогоплательщиков - кооперативов.

     В отличие от российского законодательства испанское дает возможность налогоплательщику воспользоваться разнообразными льготами по налогу на прибыль. За счет этого испанская компания может значительно снизить сумму налога к уплате. Но при этом общая сумма применяемых льгот не может превышать 35 процентов от начисленного налога.

     Так, налоговую базу можно уменьшить  на 90 евро за каждое вновь созданное  рабочее место. А если компания организовала рабочее место для инвалида, сумма  такого вычета увеличивается до 5000 евро в год на человека. Цель: мотивация работодателей на предоставление рабочих мест инвалидам.

     Также испанское законодательство поощряет налоговыми льготами инвестиционную деятельность компаний как в собственные основные средства, так и в определенные отрасли экономики. Льгота выражается в предоставлении скидки с общей суммы налога на прибыль. Так, при инвестировании всей своей прибыли в основной капитал компания может получить скидку в размере 5 процентов (если доля инвестированной в основные средства прибыли меньше 100%, пропорционально снижается и скидка), в кинопромышленность -25 процентов, в культуру, образование, профессиональную подготовку - от 5 до 10 процентов.

     С 2007 года льготы по налогу на прибыль  получили также компании, занятые  в отрасли коммунальных услуг (обслуживание жилых объектов, вывоз бытовых отходов и т. д.). Ранее подобная деятельность не льготировалась.

     Кроме того, с 2008 года предусмотрено сокращение размера общей ставки налога на прибыль  с 35 до 30 процентов.

     Отдельно  стоит рассмотреть налогообложение  дивидендов в Испании. Если дивиденды выплачивает испанская материнская компания дочерней, расположенной в Евросоюзе, они освобождены от налога на прибыль. Но при условии, что испанская холдинговая компания владеет не менее 25 процентами акций дочерней компании в течение не менее 12 месяцев. В остальных случаях полученные дивиденды облагаются корпоративным налогом по стандартной ставке 35 процентов

Информация о работе Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании