Развитие налогового законодательства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель представлена рядом задач:
1. Дать понятие налоговому праву и налоговому законодательству.
2. Рассмотреть этапы развития налогового законодательства в России.
3. Определить роль Налогового кодекса в системе источников налогового права России.
4. Выявить проблемы налогообложения в РФ и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и значение налогового законодательства
в России……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и содержание налогового права и налогового
законодательства …………………………………………………………….…...5
1.2. Развитие налогового законодательства в
дореволюционной России……………………………………………………….19

Глава 2. Формирование современной системы законодательной
базы налогообложения в России……………………………………………..…29
2.1. Предпосылки принятия Налогового Кодекса в РФ………………………29
2.2. Налоговый Кодекс в системе источников налогового права России…....46

Глава 3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации
и пути их решения……………………………..………………………..……...60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

диплом налоговое законодательство.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Второй принцип: для успешного интегрирования в мировую экономическую систему необходимо исключить протекционистские налоги для местных производителей, так как, по нашему мнению, это в конечном счете может привести к сдерживанию развития стабильной экономики. По этому поводу нельзя не заметить, что для российской налоговой системы скорее характерны льготы по уплате налогов для иностранных юридических лиц, чем для отечественных предпринимателей, что вызвано стремлением правительства привлечь таким образом в страну иностранные инвестиции. Однако   эти   меры   не   дали   заметных   результатов,   так   как   общая экономическая и политическая нестабильность создает серьезные препятствия для достижения поставленной цели. В итоге такими налоговыми льготами фактически стали пользоваться отечественные предприниматели, зарегистрировавшие свои организации за рубежом, а отечественная казна недополучала значительные суммы налоговых поступлений. В последние годы российское налоговое законодательство все в большей степени исключает особое положение иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в России.

Третий принцип: предоставление налоговых льгот менее эффективно, чем выплата прямых бюджетных субсидий, так как налоговые льготы трудно поддаются контролю. Этот принцип Основ не может быть оценен однозначно. Полный отказ от системы налоговых льгот невозможен, ибо налоги потеряют свою регулирующую функцию, значение которой как инструмента государственного экономического управления в условиях становления рыночной экономики и частной собственности должно возрастать. В результате останется только фискальная функция, которая и так весьма значительна в нашей стране и вызывает негативное отношение общества к налогам. Кроме того, прямые субсидии хороши только в экономически развитом государстве, с налаженной системой общественного контроля за расходованием бюджетных средств. У нас предоставление налоговых льгот вместо прямых бюджетных субсидий представляется более справедливым и демократичным способом экономического управления, так как позволяет любому налогоплательщику воспользоваться дополнительными финансовыми ресурсами, не изъятыми в бюджет, благодаря действию льготы, установленной законодательством, а не полученной от чиновника. Налоговая система России в настоящее время направлено на дальнейшее сокращение числа льгот. Разумеется, что сокращение налоговых льгот не должно быть механическим, их следует определять   с   учетом   социальных   и   рыночных   приоритетов,   а   не лоббированием властных структур.

Четвертый принцип: учитывая специфику экономики развивающихся стран, основная часть доходов должна формироваться за счет косвенных налогов (таможенных пошлин, НДС и акцизов) и налога на прибыль корпораций. Подоходный налог с физических лиц и имущественные налоги не должны играть существенной роли. Такая структура налогов позволит избежать высоких административных издержек на единицу собираемых налогов. Кроме того, в связи с отсутствием в развивающихся странах широкой практики социальных выплат и пособий высокие налоги на заработную плату не целесообразны. Этот принцип находит реализацию в российской налоговой системе. Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета свидетельствует о том, что доля косвенных налогов возрастает. А доля взносов в фонды социального страхования имеет тенденцию к уменьшению. Однако уровень их остается достаточно значительным и не соответствует рекомендациям Основ. Это объясняется прежде всего тем, что в нашей стране более 70 лет социальная поддержка населения через бюджетную систему осуществлялась на высоком уровне. Изменение источников финансирования социальных программ должно носить эволюционный характер, так как существенные изменения в этой сфере при низком уровне жизни чреваты социальными потрясениями. Однако следует отметить, что высокие ставки социальных налогов способствуют развитию теневых процессов в оплате труда.

Пятый принцип: Основы предусматривают, что все налоги должны содержать механизм учета инфляции, которая, по мнению разработчиков, является неизбежной для нарождающихся рыночных систем. В Основах предполагается, что налоговые органы должны ежегодно публиковать индексы инфляции, которые применяются в случае роста потребительских цен более чем на 5%, для следующих показателей:

- интервалов доходов, облагаемых по различным ставкам;

личных скидок;

сумм недоплаченных или переплаченных налогов;

видов активов.

В российской налоговой системе также используется данный принцип. Наиболее полно он реализуется при исчислении налога на доходы физических лиц. Так, до недавнего времени в стране ежегодно менялись размеры налогооблагаемого по разным ставкам дохода физических лиц; личные скидки, а также скидки на содержание детей и иждивенцев исчисляются в соответствии с установленным законом минимальным размером оплаты труда, которая периодически индексируется.

Налоговая система РФ в настоящее время включает:

1.      систему налогов и сборов;

2.      совокупность участников налоговых правоотношений;

3.      нормативно-правовую базу налогообложения.

Система налогов и сборов определена в главе 2 НК РФ.

Система налогов и сборов – это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых в закрепленном законодательством РФ порядке. Необходимо отличать понятие «система налогов и сборов» от понятие «налоговая система». Налоговая система – это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлении, введением и взиманием налогов.[23]

     Федеральное устройство России обусловило закрепление трехуровневой системы налогов и сборов. Статьей 12 НК РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Соответственно трем уровням системы налогов и сборов в РФ различаются и полномочия представительных органов разных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к оплате на всей территории РФ. К ним относятся:

1.      налог на добавленную стоимость;

2.      акцизы;

3.      налог на доходы физических лиц;

4.      единый социальный налог;

5.      налог на прибыль организации;

6.      налог на добычу полезных ископаемых;

7.      водный налог;

8.      сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9.      государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К ним относятся:

1.      налог на имущество организации;

2.      налог на игорный бизнес;

3.      транспортный налог.

        Местными налогами признаются налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

1.      земельный налог;

2.      налог на имущество физических лиц.

Налоговым кодексом РФ (ст.18) выделены специальные налоговые режимы, предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К ним относятся:

1.      система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2.      упрощенная система налогообложения;

3.      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

4.      система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Таким образом, результатом налоговых реформ явилось принятие Налогового Кодекса Российской Федерации. В новом НК РФ, разграничились понятия налог и сбор, что важно.  К положительным результатам налоговых  реформ можно отнести формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих компанию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

 

 

 

2.2. Налоговый кодекс в системе источников налогового права России.

 

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации в свое время должно было систематизировать правовые нормы, регулирующие процесс налогообложения, привести в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему налоговое законодательство, устранить такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой нормативной базы налогообложения. Помимо этого, законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации на уровне специального кодекса было обусловлено необходимостью систематизировать работу налоговых органов по проведению мероприятий в сфере налогового контроля, а также по привлечению лиц к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Почти пятилетний опыт применения норм части первой Налогового кодекса показал, что в целом Кодекс оправдал возложенные на него надежды. С введением в действие первой части Кодекса налоговая система получила единую нормативную базу, которая позволяет эффективно осуществлять сбор налогов, не ущемляя при этом прав налогоплательщиков.

Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

          В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». По состоянию на 1 января 2009 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

     В разделе I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

       Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

        В раздел III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

        В разделе V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

        Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разделе VII.

      Часть первая НК, как было сказано выше, была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г.

      Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

     К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

        Главная задача Кодекса - структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1999 г., продолжается до сих пор. Уже сегодня можно без преувеличения назвать кодификацию самым значительным и переломным этапом в истории отечественного налогообложения, определившим вектор развития налогового законодательства на годы вперед.

Информация о работе Развитие налогового законодательства в современных условиях