Развитие налогового законодательства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель представлена рядом задач:
1. Дать понятие налоговому праву и налоговому законодательству.
2. Рассмотреть этапы развития налогового законодательства в России.
3. Определить роль Налогового кодекса в системе источников налогового права России.
4. Выявить проблемы налогообложения в РФ и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и значение налогового законодательства
в России……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и содержание налогового права и налогового
законодательства …………………………………………………………….…...5
1.2. Развитие налогового законодательства в
дореволюционной России……………………………………………………….19

Глава 2. Формирование современной системы законодательной
базы налогообложения в России……………………………………………..…29
2.1. Предпосылки принятия Налогового Кодекса в РФ………………………29
2.2. Налоговый Кодекс в системе источников налогового права России…....46

Глава 3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации
и пути их решения……………………………..………………………..……...60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

диплом налоговое законодательство.doc

— 332.50 Кб (Скачать)
">Система налогового законодательства — это множество закономерно связанных друг с другом нормативных актов о налогообложении, представляющих собой определенное целостное образование, единство.

Как мы видим, понятие «содержание налогового законодательства» близко к понятию «система налогового законодательства». Последняя упорядочивает содержание законодательства о налогообложении в соответствии с принципами ее системы. Завершающей формой системы законодательства является ее кодификация, и на сегодняшний день имеется уже часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому в настоящий момент более важна проблема качественного совершенствования налогового законодательства.[8]

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что налоговое право, как и налоговое законодательство, нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Налоговое право и налоговое законодательство имеют общий объект регулирования - общественные отношения в сфере налогообложения.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговое законодательство является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.

 

 

1.2. Развитие налогового законодательства в дореволюционной России.

Основы налоговой системы России конца XIX - начала XX века были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863 — 1865 и 1885 - 1887 гг.

К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложение, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены соляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882 - 1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложение и государственного земельного налога. В начале XX в. роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика.

Таблица 1.1.

Данные об исполнении государственного бюджета России за 1906г.

(руб.,% к итогу)*

Показатели

Сумма

Прямые налоги

В том числе:

Налоги поземельные, с недвижимых имуществ и подати

Государственный промысловый налог

Сбор с доходов от денежных капиталов

163 182 406 (7,16)

 

60 527 366 (2,66)

 

82 452 448 (3,63)

20 202 592 (0,89)

 

 

 

 

Продолжение табл. 1.1.

Косвенные налоги

В том числе

Сбор с питей

Табачный доход

Сахарный доход

Нефтяной доход

Спичечный доход

Таможенный доход

466 246 670 (20,52)

 

39 393 695 (1,73)

59 902 709 (2,64)

108 825 543 (4,79)

29 863 260 (1,31)

14 990 999 (0,66)

213 270 464 (4,99)

Пошлины

В том числе:

Гербовые, судебные, канцелярские

С переходящих имуществ

Прочие

113 268 466 (4,99)

 

53 949 126 (2,37)

21 968 397 (0,97)

37 350 943 (1,64)

Правительственные регалии

В том числе

Монетный доход

Горный доход

Почтовый доход

Доход от казенной продажи питей

Прочие

777 048 028 (34,21)

 

5 257 302 (0,23)

35 843 (0,00)

46 004 972 (2,03)

697 503 834 (30,70)

28 246 077 (1,24)

Прочие доходы

751 9247 378 (33,10)

Итого доходов

2 271 669 948 (100,00)

Ист.: www. nalog.ru

          Как видно из приведенных данных, в России основными по объемам были неналоговые доходы. На долю налогов приходилось менее 33% обыкновенных доходов. Наиболее значительными из числа неналоговых доходов этого периода были казенные доходы от продажи питей, которые устойчиво превышали 30%.

До введения винной монополии с 1895 г. спирт и иная алкогольная продукция подвергались акцизному обложению. Еще до выведения винной монополии в 1886 г. доля питейных акцизов в общем объеме доходов российского бюджета составляла 37,6%[9]

В Российской империи в конце XIX - начале XX века основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных компонентов:

■                 основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства

■                 дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из разнообразных сборов, адресованных различным по статусу юридическим и физическим лицам.[10]

1.              с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а)              налога с капитала

б)              процентного сбора с прибыли

2.              с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а)              раскладочного сбора

б)              процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум

Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:

■                  местности (существовало пять классов местностей в зависимости от степени развития в них торговли и промышленности);

■                  разряда торгового или промышленного предприятия. До 1898 г. разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов.

Позднее были введены дифференцированные критерии:

■                  для кредитных организаций - в зависимости от суммы капитала;

■                  для страховых организаций - в зависимости от суммы страховых премий;

■                  для торговых акционерных предприятий - в зависимости от суммы капитала;

■                  для торговых не акционерных предприятий оклады устанавливались по пяти видам деятельности (оптовая, розничная, мелочная торговля; мелочные товары особо поименованные; развозный и разносный торг);

■                  для промышленных предприятий было установлено три разряда  в зависимости от числа рабочих.

Если отсутствовали четкие признаки, по какому именно разряду облагать ту или иную деятельность, то налоговый оклад определялся по тому разряду, в котором цена свидетельства составляла бы не менее 5% нормальных размеров прибыли, установленной для раскладочного сбора.[11]

В рамках дополнительного сбора важную проблему на протяжении всего периода существования данного налога составлял раскладочный сбор. Его величина устанавливалась как общая сумма необходимых бюджету средств по данному налогу на грядущее трехлетие. Далее эта величина «раскладывалась» на губернии (этот сбор существовал только в губерниях европейской России и четырех сибирских). В рамках губерний специальный орган - губернское раскладочное присутствие - «раскладывал» данную сумму на налогоплательщиков. Теоретически «раскладка» проводилась исходя из объявляемого оборота и оценки процента средней прибыльности. Однако на практике зачастую раскладка велась пропорционально платежеспособности владельца предприятия, а не по объективным показателям его оборота и рентабельности.

Определенный интерес представляет список льгот по данному налогу в части раскладочного сбора. От раскладочного сбора освобождались:

■                  вновь возникающие предприятия в течение первого года работы;

■                  предприятия, прибыль которых не превышала определенный минимум (в 1895 г. в двух столицах - 350 руб., в местностях 1-го класса - 300 руб. и т.д.;

■                  личные промысловые занятия;

■                  некоторые другие.

Схема промыслового налога действовала в Российской империи начиная с налоговой реформы 1898 г. До 1917 г. в нее неоднократно вносились частные изменения (список местностей, относящихся к тому или иному разряду, изменение процентных ставок, изменение списка льгот и др.). Однако корректировки не меняли схемы по существу.

Так, в 1916 г, государственный  промысловый  налог в части основного промыслового налога уплачивался при выборке промысловых свидетельств на право торговли для каждого предприятия и каждой торговой лавки. Местности делились на четыре класса плюс столица. В столицах промысловые свидетельства выдавались не ниже второго разряда. К местностям первого класса относились, в частности, Варшава, Киев, Одесса, Рига, к местностям второго класса — в частности, Астрахань, Баку. Казань, Иркутск, а также пригороды Москвы, Санкт-Петербурга. Например, основной промысловый налог в местностях первого класса по первому разряду предприятий уплачивался в размере 187,5 руб. + 30 руб. (по основному торговому помещению и с каждого складского помещения).

Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились и новые налоги:

■                  временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров,

■                  с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;

■                  налог на военную прибыль;

■                  особый временный налог на русский хлопок;

■                  единовременный налог на телефоны;

■                  ряд других.

Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась в экономической литературе и средствах массовой информации с 80-х годов XIX века. Первый активно обсуждавшийся проект подоходного налога относится к 1879 г. Им предусматривалось введение этого налога в качестве замены подушной подати. На протяжении почти 35 лет введение подоходного налога в России активно дискутировалось, но в итоге рассматривалось как нереальное и нецелесообразное.

Первый Закон о подоходном налоге фактически был утвержден лишь в 1916 г. Введенное положение распространялось на все местности Российского государства (за исключением Великого княжества Финляндского). Налог должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников:

■                  капитала;

■                  недвижимости, арены;

■                  торговых, промышленных и иных предприятий;

■                  профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды занятий;

■                 иных, не поименованных выше источников доходов.

Не попадали под налогообложение такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.

К кругу налогоплательщиков были отнесены:

■                  российские поданные (за исключением не проживающих постоянно в России);

■                 иностранные граждане, постоянно проживающие в России;

Кроме того, обложение подоходным налогом предполагалось распространить на сословные общества, биржевые, торговые пи промышленные общества, акционерные общества и компании паевые и иные товарищества и некоторые другие организации и институты.

Информация о работе Развитие налогового законодательства в современных условиях