Развитие в налоговой системе в РК. Инструменты денежной системы. Развитие банковской системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.Объект исследования – налоговая реформа в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3
Что такое налоги ? 4
Классификация и виды налогов 5
Налоговая система в Республике Казахстан 6
Основные этапы становления налоговой системы в Республике Казахстан 6
Действующая налоговая система. 8
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в Республике Казахстан. 10
Инструменты денежной системы 12
Банковская система РК 13
Банковская система Казахстана накануне приобретения независимости 14

Работа содержит 1 файл

Реферат Олжик.docx

— 69.01 Кб (Скачать)

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995г, по 1999г.) этап формирования налоговой системы, адаптированной к условиям Казахстана и соответствующей  мировым стандартам. С 1 июля 1995г. был  введен в действие Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» от 24 апреля 1995г. № 2235. В результате была создана двухуровневая налоговая  система (общегосударственные и  местные налоги). Согласно закону РК от 16 июля 1999г. Мг440-1 Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах и  других обязательных платежах в бюджет»  приобрел статус закона РК. Количество налогов было сокращено с 43 до 11, «налог на прибыль» заменен подоходным налогом с юридических и физических лиц, осуществлен переход от шедулярного налогообложения к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного подоходного налога, снижена налоговая ставка по НДС с 28% до 20% и введена новая 10% ставка на продукты питания (мясо, мука, молочные изделия), скорректирована ставка земельного налога.

Третий этап налоговой реформы (с 2000 г. по 2001 г.) связан с разработкой  нового Налогового Кодекса РК, принятого 12 июня 2001 и введенного в действие с 1 января 2002г., с началом экономического роста, который характеризуется  увеличением таких макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт  и валовой национальный доход. В  этот период начинается объективный  процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущий к увеличению поступлений  в виде налогов в государственный  бюджет. Меняющиеся налоговые отношения  определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.В ходе третьей реформы были усилены правовые аспекты взаимоотношений между государственными организациями, фискальными органами и налогоплательщиками. Были введены такие новшества как: установлен специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса без разграничения форм предпринимательской деятельности, введен социальный налог по 21% ставке на основе группировки внебюджетных фондов.

Четвертый этап, начало которого можно  датировать 2002 г., связан с введением  подготовленного проекта нового Налогового кодекса, имеющего следующие  черты:

-ясное и непротиворечивое экономическое  определение и юридическое оформление  социально – экономических проблем  и налоговых инструментов для  их использования;

-четкое представление источников  бюджетных средств и их использования;

-определение направления и оценка  эффективности финансирования социально  – экономических программ;

-организация рационального использования  имеющихся в распоряжении налоговых  служб инструментов;

-растущий профессионализм представителей  законодательной и исполнительной  власти.

Одна из предпосылок нормального  функционирования системы налогообложения  – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики  и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи  с разработкой смежных законодательных  актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.

Отметим, что прямые потери бюджетов в связи со снижением ставок налогов  составили в 2007 году – 73,8 млрд тенге, в 2008−м – 146 млрд тенге, в 2009 году – 58 млрд тенге. В то же время правительство надеется, что за счет расширения производства, снижения теневого оборота, легализации «серых» выплат заработной платы потери бюджета будут в дальнейшем компенсированы. При разработке Налогового кодекса учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система будет способствовать стабильному экономическому росту, обеспечивающему максимизацию доходной части бюджета. Попробуем для простоты разделить налоговые поправки на несколько групп.

В 2004 году в Налоговый кодекс РК были внесены изменения, позволившие  снизить уровень налогообложения  за счет снижения доли подоходного, социального, земельного имущественного налогов  и прочих начислений в бюджет, что  способствовало повышению деловой  активности и укреплению финансового  положения юридических и физических лиц. Большую долю налоговых поступлений  в бюджет принесли 3 налога в 2004 году: корпоративный подоходный налог - 35,5%, НДС - 24,1% и налоги с недропользователей13,8%, вместе в сумме составившие 73,4%.

С 2007 года удалось ввести фиксированную  ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%. При этом с  целью сохранения уровня доходов  низкооплачиваемой категории работников, предлагалось исключить из облагаемого  дохода минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя.

Причем в целом ставки социального  налога по сравнению с 2007 годом снижены. При этом, сохранился порядок формирования шкалы ставок в зависимости от годового расчетного показателя, который  определяется как 12 - кратный месячный расчетный показатель. В соответствии с Законом Республики Казахстан  от 6 декабря 2007 года «О республиканском  бюджете на 2008 год» месячный расчетный  показатель составляет 1168 тенге, а годовой  расчетный показатель составляет - 14016 тенге

На сегодняшний день в Казахстане действуют следующие базовые  ставки на 2011 год:

МРП на 2011 год (месячный расчетный  показатель) – 1 512 тенге;

МЗП на 2011 год (минимальный размер заработной платы) – 15 999 тенге;

БПВ (размер государственной базовой  пенсионной выплаты) – 8 000 тенге;

ПрМ (прожиточный минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат) – также 15 999 тенге.

   Данные экономические показатели  установлены согласно статьи № 8 Закона РК от 29.10.2010 №357-IV "О республиканском бюджете на 2011-2013 годы".

А также:

Ставка НДС (налога на добавленную  стоимость) в 2011 - 12 %

Ставка социальных отчислений - 5%

Социальный налог - 11%

Ставка рефинансирования - 7%

Ставка КПН на 2011 год - 20%

Действующая налоговая система.

 

           В  Республике Казахстан обязанность  платить налоги возведена в  ранг конституционной обязанности  граждан.  Налоговая система Республики  Казахстан включает виды налогов,  сборов и пошлин, правовые нормы,  регулирующие налоговые отношения  и органы налоговой службы (Налоговый  комитет Министерства финансов  Республики Казахстан и его  местные органы).

   В  Республике  Казахстан  действуют общегосударственные  налоги, которые являются регулирующими   источниками  государственного  бюджета Республики  Казахстан,  суммы отчислений по ним поступают  в доходы соответствующих бюджетов  в порядке,  определенном в  Законе Республики  Казахстан  о республиканском бюджете на  очередной год, и местные налоги  и сборы, являющиеся доходными  источниками местных бюджетов.

Налоги,  действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на  добавленную стоимость и акцизы.  Другие налоги относятся к прямым налогам.

Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством  Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование,  заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии  с таможенным  законодательством Республики Казахстан.

Освобождение от какого-либо налога  или  уменьшение  налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке  внесения изменений и дополнений в настоящий Указ,  а также  на основании  контракта,  заключенного с Государственным комитетом  Республики Казахстан по инвестициям  в соответствии с настоящим Указом  и  Законом Республики  Казахстан "О государственной поддержке  прямых инвестиций".    Запрещается  предоставление налоговых льгот  другими актами, в том числе  льгот,  носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых  Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям  в  соответствии  с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке  прямых инвестиций". Построение налоговой  системы в Казахстане зависит  в первую очередь, от того, как, в  конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и региональными органами. Однако меры социального налогового регулирования  Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в  общую налоговую систему и  строится в зависимости от выбранных  приоритетов политики республики.

Перечень налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане включает:

   1. Налоги:

   1. Корпоративный подоходный  доход.

   2. Индивидуальный подоходный  налог.

   3. Налог на добавленную  стоимость.

   4. Акцизы.

   5. Рентный налог на экспортируемую  сырую нефть, газовый конденсат.

   6. Налоги на специальные  платежи недропользователей  (налог на сверхприбыль, подписной бонус, бонус коммерческого обнаружения, роялти, доля Республики Казахстан по разделу продукции, дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции).

   7. Социальный налог.

   8. Земельный налог.

   9. Налог на транспортные  средства.

   10. Налог на имущество.

   11. Налог на игорный бизнес.

Для отдельных групп плательщиков предусмотрены специальные налоговые  режимы, предусматривающие применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и  представления отчетности по ним. К  ним относятся: субъекты малого бизнеса, крестьянские (фермерские) хозяйства, юридические лица – производители  сельхозпродукции, отдельные виды предпринимательской  деятельности.

       Уплата налогов  при этих режимах производится  на основе:

   1. Оплаты патента;

   2. Разового талона;

   3. Единого земельного налога;

   4. Упрощенной декларации;

   5. Фиксированного суммарного  налога (для игорного бизнеса).

Эти режимы представляют собой разновидность (комбинацию) подоходных, поимущественных, социального, косвенных налогов.

   2. Сборы:

   1. Сбор за государственную  регистрацию юридических лиц  и учетную регистрацию филиалов  и представительств.

   2. Сбор за государственную  регистрацию индивидуальных предпринимателей.

   3. Сбор за государственную  регистрацию прав на недвижимое  имущество и сделок с ним.

   4. Сбор за государственную  регистрацию залога движимого  имущества и ипотеки судна  или строящегося судна.

   5. Сбор за государственную  регистрацию радиоэлектронных средств  и высокочастотных устройств.

   6. Сбор за государственную  регистрацию транспортных средств.

   7. Сбор за государственную  регистрацию лекарственных средств.

   8. Сбор за государственную  регистрацию прав на произведения  и объекты смежных прав, лицензионных  договоров на использование   произведений и объектов смежных прав.

   9. Сбор за проезд автотранспортных  средств по территории Республики  Казахстан.

   10.  Сбор за постановку  на учет средства массовой  информации.

   11.  Сбор с аукционов.

   12.  Лицензионный сбор  за право занятия отдельными  видами деятельности.

   13.  Сбор за выдачу разрешения  на использование радиочастотного  спектра телевизионным и радиовещательным  организациям.

   3. Платы:

   1. Плата за пользование  земельными участками.

   2. Плата за пользование  водными ресурсами поверхностных  источников.

   3. Плата за эмиссии в  окружающую среду.

   4. Плата за пользование  животным миром.

   5. Плата за лесные пользования.

   6. Плата за использование  особо охраняемых природных территорий.

   7. Плата за использование  радиочастотного спектра.

   8. Плата за предоставление  междугородной и (или) международной  телефонной связи.

   9. Плата за пользование  судоходными водными путями.

   10. Плата за размещение  наружной (визуальной) рекламы.

   4. Государственная пошлина.

   5. Таможенные платежи:

     1. Таможенная пошлина.

     2. Таможенные сборы.

     3. Плата за предварительное  решение.

     4. Сборы.

Согласно Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать  только Парламент или в предусмотренных  Конституцией случаях – Президент  Республики. Плату же – в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке – может устанавливать любой местный орган.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую  службу, которая представлена в Казахстане уполномоченным органом – Налоговым  комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, межрегиональными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по районам, городам и районам в  городах. В случае создания специальных  экономических зон могут быть образованы налоговые комитеты на территории этих зон.

Налоговая служба  осуществляет контроль за использованием законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.

Необходимо отличать понятия «налог»  и «налогообложение»: в первом –  это экономическая и финансовая категории, во втором – процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых  платежей с использованием экономико-правового  механизма.

Проблемы и перспективы  развития налоговой системы в  Республике Казахстан.

Законодательство Республики Казахстан  и, прежде всего Конституция страны провозглашают высшими ценностями в государстве человека, его жизнь, права и свободы, а одним из основополагающих принципов деятельности Республики – экономическое развитие на благо всего народа.

На бюджет государства тяжелым  грузом ложатся все расходы по социальному обеспечению значительной части населения, а также расходы  в области образования, здравоохранения  и других областях.

Информация о работе Развитие в налоговой системе в РК. Инструменты денежной системы. Развитие банковской системы РК