Развитие в налоговой системе в РК. Инструменты денежной системы. Развитие банковской системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.Объект исследования – налоговая реформа в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3
Что такое налоги ? 4
Классификация и виды налогов 5
Налоговая система в Республике Казахстан 6
Основные этапы становления налоговой системы в Республике Казахстан 6
Действующая налоговая система. 8
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в Республике Казахстан. 10
Инструменты денежной системы 12
Банковская система РК 13
Банковская система Казахстана накануне приобретения независимости 14

Работа содержит 1 файл

Реферат Олжик.docx

— 69.01 Кб (Скачать)

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе" республиканский бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый в основном за счет общегосударственных налогов  и предназначенный для финансирования общегосударственных программ и  мероприятий. Обеспечение государством конституционных прав граждан в  социальной и экономической сфере  основано именно на государственном  бюджете и на налоговых поступлениях.

Пункт 2 статьи 24 Конституции Республики Казахстан провозглашает право  каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. В этой конституционной  норме закреплена обязанность государства  обеспечивать для работающих на предприятиях как государственной так и негосударственной форм собственности безопасные условия труда. Следовательно, на названных предприятиях, в организациях и учреждениях средства на расходы по обеспечению безопасных условий труда идут из республиканского и местного бюджетов. Что касается социальной защиты от безработицы, то это тяжкий груз также лежит на бюджете государства, на Фонде занятости, которые формируются, в том числе и за счет налоговых поступлений и взносов от работодателей.

Всем известно, что наше налоговое  законодательство по сравнению с  другими отраслями права отличается своей нестабильностью, нечеткостью, что характерно и для других развивающихся  стран в переходный период. Поэтому  можно с уверенностью утверждать, что наше налоговое законодательство в состоянии постоянного совершенствования.

В основе налоговой системы лежит  налогообложение, при установлении и осуществлении которого государственные  органы должны руководствоваться общепризнанными  принципами, обеспечивающими реализацию и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. К таким принципам относятся  следующие:

- публичность налогообложения;

- справедливость налогообложения;

- равенство налогоплательщиков;

- единство налоговой системы  Республики;

- законодательная форма установления  налогов;

- определенность налога.

Рассмотрим некоторые из этих принципов:

Принцип справедливости предполагает всеобщность и равное налогообложение, так как статья 35 Конституции  Республики Казахстан, которая установила обязанность каждого платить  налоги, распространяется на всех лиц  на территории Республики, являющихся налогоплательщиками. При этом недопустимо  установление дополнительных или превышающих  ставок налогов в зависимости  от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождение налогоплательщика  и иных неправовых оснований.

Принцип законодательной формы  установления налогов предполагает установление их законом, принятым законодательным  органом в соответствии с Конституцией и общими принципами налогообложения. Недопустимы дополнительные местные  налоги и сборы, не предусмотренные  законом. Один и тот же объект не может облагаться налогом одного вида более одного раза за определенный период времени.

Принцип определенности налога имеет  важное значение в целях предотвращения нарушения равенства граждан перед законом в части налоговых отношений. Налоговый закон должен быть конкретным, содержать существующие элементы налоговых обязательств, его нормы должны быть действительно нормами прямого действия. Ясность формулировок, не допускающая двусмысленного толкования нормы налогового закона, является гарантией охраны прав налогоплательщиков.

В настоящее время задача увеличения налоговых поступлений в бюджет стала настолько актуальной, что  это осознают и сами налогоплательщики. Азиатский финансовый кризис и аналогичный  кризис в России обозначили целый  комплекс проблем, и основной из них  является защита отечественного товаропроизводителя. Значительную роль в этом деле играет обустройство пограничных зон Казахстана. Если южные границы нашего государства  с Китаем более или менее защищены, то остальная часть границы прозрачна. И мы уже сейчас начали испытывать все "прелести" единого таможенного  пространства стран СНГ. Давление дешевого российского, узбекского и киргизского  товара на рынках ощущается все сильнее. И не понимать негативного влияния  этого на становление отечественного производства опасно. Для решения  данных проблем в нашей стране необходим комплексный подход, и  важная роль здесь принадлежит системе  налогообложения. Налогообложение  – это инструмент, с помощью  которого государство может и  должно отрегулировать экономическую  ситуацию в стране. Но при этом добиваться увеличения налоговых поступлений  в бюджет необходимо не утяжелением  налогового пресса, что, как показала практика, работает на сокращение налогооблагаемой базы, а посредством расширения налогового поля за счет снижения налогового бремени. Ведь ни для кого не секрет, что весьма значительная часть налогоплательщиков уходит от уплаты налогов в тех случаях, когда сумма налогов превышает предельно допустимую, то есть экономически безопасную для осуществления той или иной налогооблагаемой деятельности. Как свидетельствует международный опыт, оптимальный предел налогового бремени не должен превышать 36% облагаемого дохода.

Средний совокупный налог в странах  ЕЭС составляет 50-55% от доходов, в  Казахстане он достигает 70%. Результаты непомерного налогового бремени  в масштабах государства также  известны в международной практике: чем выше налоги, тем в большей  степени подвержена разбалансированности финансово-экономическая система  страны, что мы и наблюдаем у  нас в Казахстане. В такой ситуации возможностей для расширения производства нет.

Снижение фискального бремени  поможет не только увеличить ресурсы  для капиталовложений, но и сыграет  важную регулирующую роль. Рассмотрим налог на добавленную стоимость (далее НДС). В Швейцарии его величина составляет 6,5%, в Германии – 15%, в России пока – 20%, хотя там и решается вопрос о снижении его до 10-15%, в Казахстане ставка НДС составляет 16%. Уменьшение НДС в нашей стране даже до уровня германского уже позволит снизить цены на товары и услуги, что само по себе даст определенный социальный эффект, а кроме того, будет способствовать росту вкладов населения в банках, тем самым увеличит их ресурсы для кредитования народного хозяйства, что в итоге увеличит конкурентоспособность продукции отечественного производства. А сегодня казахстанские рынки и магазины заполнены импортируемыми пищевыми продуктами, которые в состоянии производить наша промышленность.

Чтобы понять, как влияет современный  механизм налогообложения на ситуацию в экономике Казахстана, рассмотрим вкратце на микроэкономическом уровне результат этого влияния на среднестатистическое казахстанское предприятие, которое  в целом отражает экономическое  состояние многих предприятий различных  отраслей промышленного производства. Сразу же представим атмосферу, в  которой существует наше предприятие. Это необязательность партнеров, негибкость структуры самого предприятия, инфляционный процесс, невысокий уровень менеджмента, постоянный надзор и контроль инстанциями  различных уровней. Непомерное налоговое  бремя усугубляет условия, в которых  пытается выжить наш товаропроизводитель. Налог на добавленную стоимость, сохранивший от своего назначения, по сути, только название стимулирует  лишь иммобилизацию денежных средств. Возврат денег, переплаченных в  бюджет по НДС, растянут во времени, за которое происходит определенное их обесценивание. Кроме того, реализация продуктов по цене увеличенной на 20% становится проблематичной вследствие снижения ее конкурентной способности в условиях весьма ограниченной платежеспособности покупателей. Последние изменения, касающиеся освобождения от НДС производителей сырья, проблемы не решают, так как в этом случае налог ложится на плечи предприятия перерабатывающей промышленности. Цена готовой продукции с НДС от этого не меняется. То есть происходит всего лишь перераспределение обязанностей по уплате НДС. Ранее существовавшая льгота для предприятий, имеющих оборот менее 1000 МРП (месячный расчетный показатель), к сожалению, аннулирована.

Предприятие, начинающее свою деятельность и вследствие ограниченности средств, работающее на арендованном оборудовании в арендуемом здании, расходы на ремонт в целях поддержания производственных средств в рабочем состоянии должно осуществлять за счет дохода. Значит, в идеале вновь открытое предприятие, чтобы иметь возможность выжить в условиях существующей системы налогообложения и инвестировать средства в расширение производства, должно иметь собственное новое оборудование, а также иметь собственное новое производственное помещение. В нынешней ситуации в случае ремонта собственных средств предприятие ремонтные затраты на вычеты может отнести только в размере 10% от стоимостной суммы группы основных средств, что изначально не позволит ему быть рентабельным. Как видится, разработчиками действующей системы налогообложения предполагалось, что предприятие с момента своего открытия должно располагаться в новеньком производственном помещении с новыми станками и другим новым оборудованием. Помимо уменьшения налогового бремени нужны и специальные меры, стимулирующие инвестирование. Инвесторам необходимы налоговые льготы, причем для любого проекта – в промышленности, торговле, общепите и т.д. Возможно, что прибыль, направленная на развитие производства, должна освобождаться от налогообложения. Таким образом, при формировании налоговой политики важно учитывать и экономические интересы государства, и другие аспекты, но все же права, свободы и законные интересы налогоплательщика – физического лица должны быть поставлены во главу угла. Важно так сформулировать нормы закона, чтобы налогоплательщик осознавал необходимость платить налоги, чтобы налоговые органы не могли принимать такие инструкции, которые исказили бы волю законодателя, выраженную в норме закона, в ущерб интересам рядового налогоплательщика.

Инструменты денежной системы

Денежная система — это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяетденежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения  и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро  вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы. Биметаллические — это денежные системы, при которых государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента (то есть денег) за двумя благородными металлами золотом и серебром. При этом осуществляется свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. При монометаллизме всеобщим эквивалентом служит один денежный металл (золото или серебро). Одновременно в денежном обращении функционируют другие денежные знаки: банкноты, казначейские билеты, разменная монета. Эти денежные знаки свободно обмениваются на денежный металл (золото или серебро).

Наибольшее распространение  в мире получил золотой монометаллизм. Различается три вида золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и  золотодевизный стандарты.

При золотомонетном монометаллизме (существовавшем в России до 1914—1918 гг.) цены товаров исчисляются в золоте, во внутреннем обращении страны функционируют полноценные золотые монеты, золото выполняет все функции денег. Производится свободная чеканка золотых монет; все денежные знаки (банкноты, разменные монеты) свободно обмениваются на золото; допускается свободный вывоз и ввоз золота и функционирование свободных рынков золота. После Первой мировой войны вместо золотомонетного монометаллизма были установлены золотослитковый и золотовалютный (золотодевизный) виды монометаллизма. При золотослитковом стандарте обмен банкнот и других денег осуществляется только на слитки весом 12,5 кг; при золотодевизном — обмен банкнот и других денег стал проводиться на валюту девизов стран, где разрешался обмен на золотые слитки. После 1929—1933 гг. были ликвидированы все формы золотого монометаллизма, а после Второй мировой войны на конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. была оформлена так называемая Бреттон-Вудская денежная система, характеризующаяся следующими чертами: золото вытесняется из свободного оборота и выступает лишь средством окончательного расчета между странами; наряду с золотом международным средством и резервной валютой выступают доллар (США) и фунт стерлингов (Великобритания); на золото обмениваются только резервные валюты по установленному соотношению, а также на свободных золотых рынках; межгосударственное регулирование валютных отношений осуществляется МВФ (Международным валютным фондом). Бреттон-Вудская денежная система представляла Собой систему международного золотодевизного монометаллизма на основе доллара.

В 70-е гг. XX в. в связи с сокращением золотых запасов в США эта система потерпела крах. В 1976 г. на смену Бреттон-Вудской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран — членов МВФ (о. Ямайка) в 1976 г. и ратифицированная странами — членами МВФ в 1978 г.

Согласно Ямайской валютной системе мировыми деньгами были объявлены специальные права заимствования (СДР), которые стали международной единицей. При этом доллар сохранил важное место в международных расчетах и валютных резервах других стран. Кроме того, юридически была завершена демонетизация золота, то есть утрата золотом денежных функций. В то же время золото остается резервом государства, оно необходимо для приобретения валюты других стран.

В настоящее время ни в  одной стране нет металлического обращения; основными видами денежных знаков являются кредитные банковские билеты (банкноты), государственные  деньги (казначейские билеты) и разменная  монета.

Официальной денежной единицей России является рубль. Официальный курс рубля к иностранным денежным валютам определяется Центральным банком и публикуется в печати. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России.

Банковская система РК

Современная денежная система  представляет собой структуру, в  основе которой заложен механизмзайма. Абсолютно все финансовые инструменты, за исключением желтого металла, являются чьими-тодолгами: государства (бумажные денежные знаки, государственные ценные бумаги), банков (займ, депозитные и депозитные сертификаты, банковская книжка на предъявителя, чеки), акционерных союзов(акции, облигации, векселя), профессиональных игроков биржевого рынка (производные финансовые инструменты). Финансовые инструменты выполняют свои функции до тех пор, пока компания, которая их выпустила, отвечает по долгам, оформленным этими финансовыми инструментами. В случае банкротствакомпании ее активы обесцениваются. Причем риски финансовых инструментов более высокого уровня значительно больше рисков их базисного актива 
 
В 1991 году произошел перелом в исторической судьбе народов Казахстана. Страна взяла курс на построение нового независимого суверенного государства, основанного на принципах единства народов, социальной справедливости и консолидации всех сил общества на пути рыночных экономических преобразований.

Это был смелый, по сути, революционный  шаг, не имеющий альтернативы: на базе социалистического административно-командного управления — построить новую  систему хозяйствования, адекватную рыночной экономике.

Информация о работе Развитие в налоговой системе в РК. Инструменты денежной системы. Развитие банковской системы РК