Реформирование налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

Работа содержит 1 файл

Реформирование налогообложения в РК.docx

— 64.67 Кб (Скачать)

        Фискальная функция тесно связана с контрольной и в значительной степени её обуславливает. Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять её величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Сама по себе она не имеет самостоятельного характера и не может проявить себя вне взаимосвязи и взаимодействия с фискальной функцией.

        Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер.

        По мере развития налогов стала обосновываться их регулирующая функция которая в свою очередь подразделяется на:

    • стимулирующую
    • сдерживающую
    • воспроизводственного разложения.

        Регулирующая функция проявляется в воздействии налогов на масштабы и динамику воспроизводственных процессов. Фискальная и регулирующая функции налогов реализуются в ходе распределения и перераспределения ВВП. Изменение налогов способно вызвать сокращение или расширение платежеспособного спроса и предложения, уменьшение или увеличение сбережений и инвестиций. 

    1. Элементы налоговой системы, классификация налоговых ставок и принципы налогообложения.
 
  1. Внутренняя  структура любого налога состоит  из элементов:
  2. Субъект налога- лицо на которого возложена периодическая обязанность уплаты суммы налога в порядке и сроках предусмотренных его налоговым обязательством;
  3. Плательщик- является основным элементом налога;
  4. Предмет налогообложения - это имущество и нематериальные блага с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств; 
  5. Объект налога- предмет, действие или явление (доход, прибыль, имущество, вид деятельности, оказание услуг и различные формы накопленного богатства), которые в соответствии с законодательством подлежат налогообложению. Объект налога необходимо отличать от источника взимания налога.
  6. Классификация налоговых ставок:
  7. В зависимости от способа суммы налога ставки делятся на следующие виды:
  8. Равные ставки - для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога.
  9. Твердые ставки- на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога.
  10. Процентные ставки- подразделяются на:
  11. а) пропорциональные- ставки, действующие в едином проценте к объему обложения.
  12. б) прогрессивные- ставки, увеличивающиеся или уменьшающиеся с ростом объекта обложения.
  13. В зависимости от степени изменяемости различают:
  14. Общую ставку- применяются в большинстве налогоплательщиками, т.е ставки по обычному налоговому режиму.
  15. Повышенные ставки применяются для отдельных категорий налогоплательщиков, с целью ограничить их деятельность.
  16. Пониженные ставки- применяются  для стимулирования развития приоритетных отраслей экономики.
  1. В зависимости от содержания выделяются  следующие ставки:
    1. Маргинальные - которые непосредственно указаны в налоговом законодательстве
    2. Фактические- определяемые как отношение уплаченного налога к базе.
    3. Экономические- определяемые отношением уплаченного налога к сумме полученного дохода.

       

    В налоговом кодексе РК закреплены следующие принципы налогообложения, такие как:

    1. Принцип обязательности
    2. Принцип определенности
    3. Принцип справедливости
    4. Принцип гласности
    5. Принцип единства налоговой системы

       Согласно принципу обязательности налогообложения плательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные строки.

        В соответствии с принципом определенности налогообложения налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.

        В соответствии с принципом справедливости налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным.

         В соответствии с принципом гласности налогового законодательства нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

         В соответствии с принципом единства налоговой системы налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков. 
 
 
 
 

    II.    Реформирование системы налогообложения в Республике Казахстан 

    1. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения
 

    Национальная  налоговая система Казахстана представляет собой организованную определенным образом интегрированную систему  трех взаимосвязанных между собой  звеньев: самих налогов, налоговых  органов и налогового механизма. Каждое звено, в свою очередь, состоит  из отдельных элементов.

    В состав данной системы входят:

    • законодательная и нормативная  база, регулирующие налоговые отношения;

    • методы построения и взимания налогов  и других обязательных платежей, их разновидности, принципы налогообложения, элементы налога;

    • виды и формы проведения налогового контроля (камеральный контроль налоговой  отчетности, мониторинг налогоплательщиков, документальные и рейдовые налоговые  проверки и другие);

    • организации, в функции которых  входит взимание налогов и других обязательных платежей (Министерство государственных доходов РК, налоговые  органы, финансовая полиция). 

    Налоговая система Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм.

       Механизмы исчисления подлежащих к уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и методы контроля за их взиманием, зависят от следующих факторов:

  • менталитета и гражданской позиции налогоплательщика, то есть уровня его общественного сознания, экономической грамотности и налоговой культуры, предполагающих понимание им необходимости платить без принуждения налоги как не только свой первостепенный гражданский долг, но и почетное право во благо себе и людям принимать таким образом непосредственное участие в государственном строительстве;
  • степени и характера личной заинтересованности в успехе налоговой реформы в целом и решения ее отдельных целевых задач со стороны налогоплательщика, зависящих от его предыдущего опыта, индивидуального представления об ожидаемой от нее выгоды, коммуникативности, имущественного, социального и общественного статуса, способности свободно ориентироваться в сложных проблемах рыночной экономики, перспективах ее устойчивого развития и своего места в ней.

        Отсюда однозначный вывод: любые задачи налогового законодательства реально осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно затрагивают его интересы в финансовом смысле. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников, причем даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие – не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками, в связи с чем всячески игнорируют, не взирая на все, казалось бы, разумные доводы о ее несомненных достоинствах и эффективности. Вот почему некоторые исследователи в области налогообложения с полным основанием считают, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказываются на судьбе налоговой реформы.

        Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит – и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли.

        Одной из первостепенных проблем является проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой.

        Важнейшей отраслью экономики и источником пополнения государственной казны служат розничная торговля и общественное питание.

    В настоящее время перед страной  стоит задача закрепить и развить  позитивные тенденции, проявившиеся в  экономике. Особая роль принадлежит  налоговой системе, где должны быть найдены оптимальные пропорции  прямых и косвенных налогов,  налогов  с  юридических и с физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, федеральных и местных налогов.

    Принята и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные  налоги. Налоговая система приобретает  единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.

    С помощью налоговой системы можно  проводить протекционистскую экономическую  политику или обеспечить политику фритредерства, то есть свободы товарному рынку. Путем определения государственных  приоритетов можно, используя дифференцированные налоговые ставки и налоговые  льготы, придавать производству желаемое направление. Наконец, налоги создают  основную часть государственных  доходов, а также доходов региональных и местных бюджетов, обеспечивая  тем самым возможность воздействовать на экономику через расходную  часть бюджета.

Налоговое воздействие на развитие экономики  может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Подобная необходимость  порой возникает для регулирования развития местностей с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения может привести к резкому обострению проблем сохранения окружающей природной среды, энерго – и вообще ресурсообеспечения и т.д.

    В основе ограничивающих мер лежит  дополнительное налогообложение, отмена налоговых льгот и лицензирование предпринимательской деятельности. Проблемы экологии и сохранения ландшафта  во всех странах решаются обычно через  налоги.

    Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой  системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и  местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений. Практически  речь идет о формировании новой отрасли  права – налогового права с  глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная  система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций  по экономическому регулированию рыночной экономики.

    При проведении любой реформы возникает  вопрос о гармоничном соотношении  прямых и косвенных налогов.

    Прямые налоги уплачивает непосредственно сам налогоплательщик из собственных средств. Это налоги на прибыль, на доход, на имущество, на капитал, земельный налог и т.д. Косвенные налоги характеризуются тем, что их плательщиком фактически выступает не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.

    Говоря  о позитивных и отрицательных  сторонах косвенных налогов, нельзя упускать из вида еще одно обстоятельство. Акцизы, как и таможенные пошлины, имеют не только фискальный характер. Они активно участвую в регулировании  экономики. В частности, в создании одинаковой для всех предпринимателей конкурентной среды, а также в  соблюдении интересов местных предпринимателей. 

    1. Основные этапы налоговой реформы в РК.
 

    Налоги  - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и  за то, что налоговая система является справедливой. Особое внимание современных экономистов чаще всего уделяется изучению и обобщению соответствующего опыта развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подходов и специфических условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран принимать в аналогичных обстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими реформаторами ошибок.

Информация о работе Реформирование налогообложения в РК