Реформирование налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

Работа содержит 1 файл

Реформирование налогообложения в РК.docx

— 64.67 Кб (Скачать)

    Налоговые системы многих стран мира развивались  постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет  времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан  не сможет за один период перейти к  полностью удовлетворительной и  современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и  налоговым организациям осмыслить  изменения по мере того как они  вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения  должна быть определенная очередность.

    Налоговые отношения укрепились практикой. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан.

    Итак, с 1995 г. - “года перелома” в налоговой политике - началась менятся налоговая система, хотя до совершенства еще нужно много и много изменять. Изменения налогообложения вызваны реальным состоянием экономики, которое и в 1996 году сложное. Только за январь недоимка в целом по всем налогам и платежам возросла на 4,8 млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась возможность расширить налоговую базу (новые поступления в бюджет), уточнить стратегию и оптимизировать тактику работы во всех подразделениях налоговых служб. Активизировать сотрудничество с правоохранительными и другими экономическими ведомствами. Налоговая служба вначале 1996 года подготовила 4 проекта указов Президента, 18 проектов постановлений Правительства, 10 инструкций, направленных на подержание и развитие налоговой реформы. Основные ее идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Скажем введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует общемировой практике.

    Появилось понятие совокупного годового дохода из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением. Значительно  упростили порядок амортизационных  отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии  получили возможность для более  стабильной деятельности: разрешен перенос  убытков от предпринимательства  на срок до пяти лет. Были внесены существенные изменения во все части налогового законодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социального положения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режима налогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение. В 1996 году продолжена работа по заключению двухсторонних налоговых конвенций со странами СНГ об избежании двойного налогообложения. В ноябре 1996 г. - распоряжение Президента “О декларировании государственными служащими доходов и имущества, подлежащих налогообложению”. В соответствии с этим распоряжением правительству дано задание в десятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом.

    Было  доложено, что на 1 ноября 1997 г. в целом  по республике собрано налогов и  других платежей 89% от прогнозируемой цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В основном за счет недобора подоходного налога с юридических и физических лиц, акцизов. Причинами этого явления ясны: кризис неплатежей, представление возможности налогоплательщикам погашать убытки за счет совокупного расхода, рост числа несостоятельных предприятий. Конечно, налоговая служба не сидела, сложа руки. Только налоговой полицией с начала 1997 г. проверено 22311 объекта, при этом выявлены были 18 тыс. различных нарушений налогового законодательства. За короткий срок управлением налоговой полиции по г. Алматы вскрыта глубоко законсервированная, разветвленная сеть предприятий, через которые нелегально производились обороты денежных средств на миллиарды тенге. Еще буде принят ряд мер: создание акцизных постов на предприятиях, выпускающих подакцизную продукцию, ужесточение правил открытия новых счетов (расчетных и ссудных). В декабре 1996 г. перешли на новый образец акцизной марки, отпечатанной на придисцентной бумаге с улучшенной степенью защиты.

    Современная налоговая система была введена  в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

    Разработчики  экономических реформ и те, кто  начал внедрять эти реформы в  казахстанскую экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к  рынку достаточно добиться либерализации  экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а  затем рынок разрешит автоматически  все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного  подхода, считая более приемлемым для  Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление – как это имело  место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что  богатый опыт и специфика экономики  Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось  на ходе реформ в целом.

    Теоретически  при осуществлении перехода к  рынку можно было бы просто скопировать  налоговые законы, действующие в  странах Западной Европы. Однако налоговые  системы стран Западной Европы сложились  в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике. Такой экономической  ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании  западного опыта, пригодного для  высокоразвитой системы рыночных отношений  и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние  экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом»  режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем  сложившимися.

    Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой  налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего  налогового механизма. Для казахстанских  условий начало 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре  налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных  для административно-командной системы, главное место было отведено новой  совокупности налогов, соответствующих  формированию рыночных отношений в  стране. Существенно изменилась экономическая  суть многих ранее действовавших  налогов.

С момента  введения ныне действующей налоговой  системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс  перехода экономики Казахстана к  рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие – налоговая  система пока не стала действенным  инструментом повышения эффективности  экономики Казахстана.

    Принятая  Конституция Республики Казахстан  во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической  сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются  финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок  ценных бумаг, система коммерческих банков и др.

    Казахстанская экономика становится все более  открытой для мирового бизнеса. Все  это приводит к необходимости  по-новому подойти к проблеме анализа  и формирования налоговой политики и налоговой системы.

    Завышенная  совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствиям:

  • спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;
  • тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;
  • утечке капиталов за рубеж;
  • криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики».

    Целью экономических реформ должно стать  не разрушение экономики, а процесс  созидания, наращивание национального  богатства Казахстана, повышение  благосостояния ее граждан. Отсюда вытекают основные концептуальные положения  налоговой реформы, их направленность, цели, способы осуществления.

    Этот  исходный посыл мог бы быть развернут  рядом конкретных положений:

  • Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач
  • Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику
  • Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы
  • Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно
  • Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания
  • Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса
  • Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.
  • Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов
  • Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно  повлияли на реализацию государством своих экономических функций  и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования  новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и  социально инфраструктуры, укрощать инфляцию.

    Однако, как позывает опыт развития благополучных  стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность  таких гарантий, как правило, создает  угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой  в условиях казахстанской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

    Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая  система не смогут эффективно функционировать  без соответствующего правового  обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении консультационных прав и законных интересов каждого  налогоплательщика.

    В настоящее время все предлагаемые изменения в Налоговом законодательстве направлены на стимулирование конкуренции, экспорта казахстанской продукции  и притока инвестиций в экономику  страны, что полностью согласуется  с направлениями индустриально-инновационного развития страны, а также на упрощение  процедур при исполнении налогоплательщиками  налоговых обязательств.

    Так налоговым законодательством РК создан достаточно благоприятный климат для субъектов малого бизнеса. Согласно Налоговому Кодексу субъекты малого бизнеса вправе на добровольной основе применять специальный налоговый  режим, суть которого заключается в  упрощенном порядке исчисления и  уплаты отдельных видов налогов.

    Одновременно  с либерализации налоговой системы  предстоит провести в жизнь меры по ужесточению налогового администрирования  и усилению борьбы с теми, кто  указывает доходы от налогообложения.

    В общем, следует придать обратный смысл известному изречению, что  жестокость законов смягчается необязательностью  их исполнения. Налоговые законы нужно  смягчить, но при условии обязательности их исполнения.

    Налоговая реформа, под которой, в отличие  от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается  коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ – сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов – этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату так или иначе соподчинены предыдущим.

Информация о работе Реформирование налогообложения в РК