Роль и значение бюджетного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Определение сущности, роли и места бюджета в системе вос-производства служит основным методологическим пунктом раз¬вития теории бюджетного планирования и использования ее ре¬зультатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных эко¬номических условий, поскольку она зависит от системы производ¬ственных отношений, того или иного способа производства и оп¬ределяется ею.

Содержание

Введение..................................................................................................
1. Содержание и значение бюджетного планирования
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета..
1.2 Основы бюджетного планирования и его принципы…….
2. Бюджетный процесс и его этапы………………………………..
2.1 Участники бюджетного процесса..........................................
2.2 Составление проектов бюджетов..........................................
2.3 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета...................
2.4 Исполнение бюджетов...................................
3. Анализ республиканского бюджета по поступлениям и исполнению расходов…………………………………………... 3.1 Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы.................................................................................

Работа содержит 1 файл

Роль и значение бюджетного планирования.docx

— 88.68 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение..................................................................................................

2

  1. Содержание и значение бюджетного планирования

1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета..

1.2 Основы бюджетного  планирования и его принципы…….

3

3

6

  1. Бюджетный процесс и его этапы………………………………..

     2.1 Участники бюджетного процесса..........................................  

9

10

          2.2 Составление проектов бюджетов..........................................

13

     2.3 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета...................

15

     2.4 Исполнение бюджетов...................................

17

  1. Анализ республиканского бюджета по поступлениям и исполнению расходов…………………………………………...                                      3.1 Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………..

 

18

 

21

23

Список литературы.................................................................................

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




ВВЕДЕНИЕ

Бюджет и государственная бюджетная  система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Бюджет - важная предпосылка  и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности  окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных  отношений, без последовательного  проведения научно разработанной бюджетной  политики, без наличия эффективной  системы управления бюджетным процессом.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе  воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.

Бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Республика Казахстан  является унитарным государством, следовательно, для нее характерна двухуровневая бюджетная система, включающая республиканский бюджет и местные бюджеты.

Определение экономической сущности бюджета помогает понять его роль и значение в условиях перехода к  рынку. Взаимоотношения предприятий  и организаций с бюджетом в  этих условиях представляют собой постоянно обновляющий процесс. Экономическая сущность бюджета является отправным методологическим пунктом в совершенствовании бюджетного планирования, более полном использовании особенностей его доходов и расходов в современных условиях.

1.1 Экономическая сущность  и роль государственного бюджета.

В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название государственный бюджет.

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом, - распределительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений.

Бюджет воздействует на экономику  через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета.

Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд -- это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта (расходная часть). Он распределяет денежные средства между различными отраслями народного хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего  развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

 

 

 

 

 

1.2 Основы бюджетного  планирования.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание  бюджетного планирования включает также  вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение.

Кругооборот внутреннего  валового продукта совершается в  материально-вещественной и стоимостной  форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают  финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения  и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления  финансовых ресурсов осуществляется с  помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому  планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых  пропорций, определяются пути рационального  использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных  уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с  материальными и трудовыми балансами  в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации  и управления финансами в конкретном звене управления. Со сводным финансовым планированием тесно связано  бюджетное планирование.

Важнейшее условие успешного  ведения хозяйства - постоянное совершенствование  методов его управления. Управлять - значит предвидеть. В связи с  этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование  параметров натуральных показателей  должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства  без учета перспективы роста  этих ресурсов.

В отличие от сводного финансового  планирования осуществляемого, как  правило, на более длительный период, бюджетное планирование является адресным и рассчитано на бюджетный период. Но так как основная подавляющая  часть показателей сводного финансового  баланса включает ряд бюджетных  показателей, то при составлении  перспективного сводного финансового  баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета  подразумевается комплекс вероятностных  оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного планирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических  условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные  пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов  такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных  мер в финансовой политике государства.

Перед бюджетным планированием  выдвигаются следующие основные задачи:

  • установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РК, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
  • организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
  • осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

 

Финансово-бюджетное планирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано  с необходимостью составления сводных  финансовых балансов на перспективу.

Информация о работе Роль и значение бюджетного планирования